Казалось бы, их пути разошлись более 10 лет назад, в выпускных классах. Максим Сушицкий тогда поступил в музыкальный колледж имени Глинки, а Костя Суворов — в БГУИР. Сегодня они работают в тандеме, их песни исполняют белорусские исполнители, причем композиции звучат на разных радиоплощадках. Накануне вечера встречи с выпускниками корреспондент МЛЫН.BY встретилась и пообщалась с ребятами.
Открою секрет, Макс и Костя — мои бывшие ученики. На заре трудовой карьеры пришлось поработать в Крупской районной гимназии. Поэтому общались мы, как хорошо знакомые люди, хотя не виделись очень давно. Разве что наблюдали друг за другом в соцсетях.
— Ребята, рада видеть вас. Как-то слушала белорусское радио и услышала ваши фамилии, как авторов песни. Сначала подумала, совпадение. Оказалось, нет. Как родился творческий тандем?
Макс: Мы дружили со школы, а плотнее стали общаться, когда ее окончили. Даже пытались создать свой коллектив. Для души. Но не срослось.
Костя: Мы продолжали общаться, правда, каждый при этом был занят своим делом. Признаемся, наши музыкальные вкусы абсолютно разные. Но золотая серединка была найдена. Есть же ощущение понятия мира музыки — как красиво, как не красиво, что должно быть, что не должно.
— Задам вопрос иначе. Как родилась первая совместная песня?
Макс: Я предложил Косте попробовать. Знал, что он пишет и стихи, и музыку, выступает на разных площадках, даже в монастырях играл. Но его музыка тяжелая, жесткая. Рок.
— Тогда откуда лирика? Это же абсолютно противоположные вещи?
Костя: А почему нет? Это жизнь, опыт. Мне стало интересно. Максим показал мне пару мелодий. И предложил написать текст. Так родилась песня «Время» для Петра Елфимова. И она выстрелила. Причем, как часто бывает: ты отправляешь заказчику или исполнителю песню, а он начинает править, что-то корректировать под себя. Но в случае с Елфимовым такого не было.
— Я думала, что только журналистские тексты корректируют.
Макс: Бывает, доходит до абсурда. Человек видит, например, в тексте песни слово «курю» и говорит, что не может такое петь, нужно поменять. Мы пришли к тому, что говорим в таких случаях, чтобы заказчики правили сами. И часто на этом правки заканчиваются.
— А как в вашем случае получается: сначала пишутся стихи потом музыка или наоборот?
Макс: По-разному. Обычно я начинаю с написания музыки, наигрываю на клавишах, сочиняю. Когда есть готовый вариант, отправляю авторам для написания текста. А они уже вдохновляются под эту музыку. Пытаются прочувствовать, осознать.
Костя: Иногда получается написать быстро, даже за ночь. Иногда времени затрачивается порядочно. К примеру, мы очень быстро написали песню «Не вернусь» Сергею Савицкому и ту же «Время» для Петра Елфимова. Эти композиции сегодня звучат не только на белорусских радиостанциях, но и на российских.
— Как вы пришли в музыку?
Макс: У меня соседка за стенкой играла на клавишах, и в какой-то момент я тоже захотел пойти в музыкальную школу. Наверное, мне лет 9 было. Занимался у разных педагогов, потом попал к Александре Николаевне Дашук. Я ей очень благодарен, это она меня сделала как пианиста. И на первые конкурсы я поехал благодаря ей. До сих пор поддерживаю с ней отношения. Отправляю иногда мелодии, чтобы услышать ее мнение.
— Но ведь в твоем случае музыкальной школой все не ограничилось? Как ты, мальчишка, сын военного, решил связать свое дело с искусством?
Макс: Я ездил на конкурсы. Побеждал. И в какой-то момент решил поступать в колледж им. Глинки. Я выбрал специальность инструментальное исполнительство (фортепиано), классику. Тогда мне это все нравилось, и я думал, что буду концертирующим пианистом.
— Ты не боялся, что в будущем придется работать за копейки?
Знаете, я тогда об этом не думал. Мне просто нравилось исполнять. Папа поддержал, мама не совсем. Уже на втором курсе я понял, что классика мне не интересна, что она загоняет в рамки. И я стал заниматься эстрадным фортепиано. Это был джаз. Я ездил в Петербург на занятия джазовым фортепиано. В тот момент мне отец подарил миди-клавиатуру, инструмент, который подключается к компьютеру и на котором можно сочинять треки. Для меня сначала она была как игрушка. Я ничего в ней не понимал, но стал пробовать. Мне нравилось, что с ее помощью я мог быть не только клавишником, но и гитаристом, и барабанщиком. Потом судьба меня завела в институт культуры, который я окончил по специальности «компьютерная музыка». Там же познакомился с преподавателем и известным белорусским композитором Олегом Николаевичем Елисеенковым. Он меня многому научил. Часто бывало, что я приходил, мне ничего не хотелось делать, а он говорил: «Иди работай. Продвигайся дальше». Он научил меня быть наглее. Для этой сферы это важно. Потому что я всегда был тихим и скромным парнем. Это отпечаток классического фортепиано, которое закрепощает: не дай Бог забудешь текст. А эстрада — это другое. Олег Николаевич всегда повторял: не бойся, предлагай, показывай себя и свое творчество. Первые клиенты у меня были именно от него. Причем достаточно известные на белорусской эстраде. Мне на тот момент было 22-23 года. Сейчас 29.
— Но я помню, как на городские праздники в Крупки приезжал коллектив, в котором играл Макс Сушицкий, и весь город шел тебя слушать.
Ой, это тяжелый период в моей жизни. Я работал в разных оркестрах. В том числе это был ансамбль института пограничной службы Республики Беларусь. Я попал туда по распределению после колледжа: клавишником, аранжировщиком партитур для оркестра. Проработал там 4 года. Параллельно учился в «кульке».
— После окончания вуза ты стал дипломированным аранжировщиком?
Да, и еще педагог компьютерной музыки, концертмейстер и дирижер. Но не звукооператор и звукорежиссер, как некоторые иногда говорят. Это совсем другое. Я автор, аранжировщик.
— А чем автор отличается от композитора?
Композитором в народе больше называют человека, который пишет классическую музыку, это характерно для консерваторий, автор — для эстрады.
— Костя, а каким был твой путь в музыку?
Костя: У меня все гораздо проще. В школе мне хорошо давались точные науки, поэтому я без проблем поступил в БГУИР. В данное время работаю на белорусской криптобирже. А музыка… Во втором классе я случайно увидел электрогитару. И очень захотел ее освоить. Но в музыкальной школе не было класса гитары. Я не сдавался и узнал через знакомых, что есть в одной из школ города педагог, который играет на гитаре. Это был Виктор Владимирович Зябкин, который, к сожалению, недавно ушел из жизни. И я стал ходить к нему на занятия. Очень харизматичный человек. Мы с ним в чем-то сошлись. Как позже и с Максимом. А дальше я развивался сам. Образование очень важно, конечно. Я иногда дико чувствую его нехватку. Поэтому постоянно совершенствуюсь, что-то читаю, изучаю.
— Дорого стоит песня в Беларуси?
Если это серьезный заказ, который потом будет звучать на радиостанциях, концертах, то цены приблизительно от 200 до 400 долларов. Это, опять же, про «песню под ключ». Сюда входит и работа авторов слов и музыки. Если приходится привлекать со стороны использование живых инструментов, то и эта составляющая. И так далее.
— Максим, у тебя ведь есть собственная звукозаписывающая студия. Или это секрет?
Никаких секретов. Да, мы с музыкантами арендуем помещение. Студия называется «SuMax records». Работаем, как с нашими исполнителями, так и с российскими, и с постсоветских стран. Есть востребованность меня как аранжировщика.
— На отдых время есть?
Макс: Если честно, в этом году впервые за последние лет 5 слетал отдохнуть. Не потому, что не мог это себе позволить — просто у меня нет свободного времени. Поэтому мне интересно, как некоторые могут отдыхать по 5-6 раз в год на море. Когда они успевают работать?
Костя: Я отдыхаю на малой родине. Иногда делаю себе отпуск, чтобы побыть одному. В тишине. Чтобы написать что-то новое.
— А поддерживаете связь с земляками?
Костя: Конечно, регулярно навещаю родителей.
Макс: Я ездил в Крупки, пока там жила бабушка. С одноклассниками и знакомыми поддерживаем связь. Соцсети сегодня помогают в этом. Но многие в Минске, кто-то в Москве, в других городах.
— Насколько я знаю, есть даже творческое трио крупчан…
Макс: Вы про Веронику Чернявскую? Ее мы знаем еще со школы. Сегодня она солистка Белгосфилармонии. Она поет классику, но мы предложили ей попробовать себя на эстраде. Так родилась песня «Люби». Она звучит на двух радиостанциях.
Костя: Мы работаем иногда просто на душевном порыве, чтобы помочь молодым начинающим исполнителям. У нас ведь достаточно много талантливых людей. Проводим кастинги, выбираем исполнителя и даем ему возможность исполнить нашу песню. Бесплатно.
— Что в Беларуси можно считать успехом для артиста?
Макс: Если он выступает на концертах, если его узнают и у него есть своя аудитория.
— О чем мечтаете? Чего не хватает в жизни?
Костя: Эмоций. Именно поэтому я во все это ввязался.
Макс: Если говорить о работе, мне хочется, чтобы на нашей белорусской эстраде было больше молодежи. Поэтому я работаю в этом направлении. Чтобы было больше хорошей музыки. Причем разной. Если мне рок не нравится, я же не говорю, что он не должен звучать. А еще — чтобы люди были добрее, человечнее. Меньше звездились. И умели сообща просто кайфовать от музыки. Для меня музыка — это и творчество, и работа, и образ жизни, и мечта.
Блиц-опрос
Под какую музыку релаксируете?
Костя: Тяжелый рок
Макс: Джаз
Отдыхаете в путешествиях или за книжкой?
Костя: Под настроение
Макс: Аналогично
Какой белорусский город вас вдохновляет?
Макс: Минск
Костя: Крупки и Крупщина
Спорт, кино или что-то другое?
Макс: Снукер и шахматы
Костя: Игры, настольные, интерактивные.
Охарактеризуйте себя несколькими словами…
Оба: со стороны это виднее. Разве что трудолюбивые перфекционисты.