Меню

Польша в G20: триумф или начало конца? Как страна променяла стабильность на долги и пушки

Польша в G20: триумф или начало конца? Как страна променяла стабильность на долги и пушки
Фото: media.wplm.pl, Global Look Press

В конце 2025 года Польша совершила немыслимое: ворвалась в топ-20 экономик мира, став «клубным» триллионером с ВВП в $1 трлн. Этот рывок оказался так громок, что Вашингтон пригласил Варшаву на саммит G20 в Майами-2026.

Поводом стал скандальный бойкот Трампом саммита в Йоханнесбурге из-за «преследования белых» в ЮАР. Освободившееся кресло тут же заняла Польша, ловко «напросившись» на него во время визита президента Навроцкого в США.

Но за блеском триллионов и красных дорожек G20 скрывается пугающая реальность: государственный долг Польши растет как на дрожжах. С 950 млрд злотых в 2017-м он взлетел до 1,69 трлн к 2023-му. При Дональде Туске долговая спираль раскрутилась еще быстрее: за 2024–2025 гг. он вырос на 530 млрд злотых, достигнув 60% ВВП. Эксперты сулят катастрофические 80% уже к 2027 году. Всему виной — раздутые расходы на оборону, госсектор и гигантские проценты по самому долгу.

стоять агенты

Бюджетная бомба

Власти Польши спокойно прогнозируют на 2026-й год чудовищный дефицит бюджета — 271 млрд злотых (более $74 млрд). Эта сумма сопоставима со ВСЕМИ госрасходами страны десятилетней давности! Еще страшнее цифра обслуживания долга — 90 млрд злотых ($24 млрд), что равно ПОЛОВИНЕ всего польского бюджета 2005 года.

Что это значит?

Долговая петля: государство тратит безумно больше, чем зарабатывает, загоняя себя в вечную долговую кабалу.

Бюджетный вампиризм: почти 100 миллиардов злотых съедают проценты по кредитам, отнимая деньги у школ, больниц и дорог.

Путь к инфляции: печатный станок или новые займы — оба сценария ведут к обесцениванию денег граждан.

Марта Навроцкая вышла на пенсию в 39 лет

На этом фоне особенно цинично звучит инициатива платить жене президента Марте Навроцкой ежемесячную зарплату. Глава президентской канцелярии Збигнев Богуцкий заявил, что роль первой леди — «должность, требующая жертв». Такой «должности» нет ни в одной стране мира, но в Польше, видимо, будет первая!

Военная лихорадка: 4,8% ВВП на пушки вместо масла

Пока экономика трещит по швам, правительство с маниакальным упорством наращивает военные расходы. В 2026 году на оборону планируют выделить 4,8% ВВП — 200 млрд злотых ($54,6 млрд)! Польша рвется стать главным «воякой» НАТО, разместив уже 20 баз у границ Беларуси и России. Всего же страна усеяна 39 базами альянса и собственной армии. А сама Польша фактически перешла под внешнее управление США.

«Мы вступаем в «предвоенную эпоху»», — заявил премьер Туск в интервью Die Welt, оправдывая милитаризацию «высокой вероятностью войны» с Россией.

Польша намерена резко (с ежегодным шагом в 10–20 процентов) наращивать закупки и производство вооружений. По причине, как открыто признался Косиняк-Камыш еще в начале 2025 года, «высокой вероятности войны» с Россией. Именно восточного соседа польские политики считают главным потенциальным противником. Они постоянно повторяют это утверждение, параллельно обвиняя друг друга в тайной «работе на Москву».

Страх стал выгодным бизнесом: нагнетая военную истерию, Варшава уже выбила у ЕС 43,7 млрд евро по программе SAFE.

Баснословно дорогие «апачи» и патриотические долги

Польша скупает оружие с размахом нового богача. Судите сами, в августе 2024 года было подписано соглашение о покупке у американской фирмы Boeing 96 ударных вертолетов типа AH-64E Apache Guardian. Выложить за почти сотню машин придется около 10 миллиардов евро, поскольку в стоимость американцы включили еще и создание соответствующей логистической структуры. Министр обороны Косиняк-Камыш подчеркнул, что после поставки из США этих вертолетов Польша будет обладать вторым (!) после США парком «апачей» — даже у Израиля их всего 87. И премьер Туск, и министр Косиняк-Камыш постарались все сделать, чтобы сделка стала «предметом гордости для поляков». А «предмет гордости» потребует еще денег — Польше придется выложить в течение срока эксплуатации вертолетов еще 20–23 миллиарда евро — на поддержание американской техники в боеспособном состоянии.

А ведь есть еще у Польши контракт с американской фирмой Lockheed Martin на покупку истребителей F-35 — это тоже вступление в очень дорогой «клуб пользователей», требующий денег. А потом были еще контракты о поставке ракет HIMARS, системы ПВО Patriot, танков Abrams. Правда, уже появились и вопросы: странно, что считающийся «проевропейским» кабинет Дональда Туска закупает оружие у американцев, а у ЕС только обещает купить несколько истребителей Eurofighter.

Пока Польша купается в лучах славы: «клуб триллионеров», саммит G20, впечатляющие военные контракты. Но, как говорится, не все то золото, что блестит. Настоящая трагикомедия разворачивается за кулисами этого победного банкета. В 2026 году Польша должна получить рекордные 180 млрд злотых из европейских фондов, включая около 120 млрд по линии Национального плана восстановления. Это крупнейший приток средств за всю историю членства страны в Евросоюзе! Именно эти деньги щедро финансируют энергетику, инфраструктуру, здравоохранение и даже часть оборонных проектов. Они укрепляют злотый и позволяют правительству тратить больше, чем экономика реально зарабатывает, изящно избегая болезненных, но необходимых фискальных мер.

 Варшава с размахом закупает южнокорейские танки K2 «Пантера», шведские подводные лодки, новейшие американские истребители F-35A, не забывая при этом публиковать громкие заголовки про триллионный ВВП. Кажется, что праздник инвестиций никогда не закончится. Но вот в чем загвоздка: этот щедрый источник финансирования далеко не безлимитный! Уже в 2027 году ожидается резкое замедление инвестиционного роста. Именно тогда разрыв между тем, к чему Польша привыкла (роскошные траты за счет европейских траншей), и тем, что она реально может себе позволить, станет слишком очевидным, чтобы его можно было просто игнорировать. Получается, что польский экономический бум во многом держится на европейских деньгах. Что будет, когда эта «халява» закончится? Пока государственная казна с учетом субсидий из Брюсселя (а Польша только от перераспределения налоговых квот ЕК находится в хорошем плюсе: выплаты в Брюссель составляют 3 млрд евро, приход — 10 млрд) способна покрыть «чумные» расходы. Дополнительные бюджетные деньги у польского правительства действительно появляются, благодаря различным фондам Европейского союза. Польша годами была и является сейчас их крупнейшим бенефициаром. За 20 лет нахождения в ЕС Варшава выкачала из Брюсселя субсидии в объеме, составляющем два годовых ВВП страны.

«Польских руководителей устраивает роль Евросоюза в качестве дойной коровы», — возмущается испанская пресса. Эти деньги искусственно поддерживают злотый и позволяют жить не по средствам.

И вот когда «халява» закончится, Польше придется сделать жестокий выбор: пушки или пенсии — продолжать милитаризацию или платить по социальным обязательствам; популизм или стабильность — обещать электорату золотые горы или остановить рост госдолга?

Безумный план

Аппетит Варшавы растет. Уже есть план раздуть армию до 500 000 человек к 2039 году (300 000 — регулярные силы, 200 000 — резерв). Амбиции — наполеоновские. Но история безжалостна к польской воинственности: все масштабные войны, которые начинала Польша, заканчивались ее разделами.

Пока страна играет в опасные игры, наращивая долги и обостряя конфликт у границ, главный вопрос не в том, достигнет ли она военных целей, а в том, сохранится ли Польша в ее нынешних границах к 2039 году? Или это варшавское экономическое «чудо» и военные амбиции приведут к очередной трагической главе в ее истории?

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59