«Умный» прицел дорогого ружья выдал браконьера в Крупском районе
В Крупском районе завершено расследование уголовного дела о браконьерстве. Почти год следователи изучали улики и допрашивали подозреваемого и свидетелей. А в итоге поставить точку в расследовании помогло «навороченное» оружие его же владельца.
Подробности корреспондент «Минской правды» узнала в Крупском районном отделе Следственного комитета.
Год назад, 26 января, тишину январского вечера в охотничьих угодьях под Крупками разрезал звук автомобиля. В салоне внедорожника — двое мужчин. И у них с собой было вроде бы всё необходимое для успешной охоты: нарезные карабины и главная гордость одного из них — новейший тепловизионный прицел — устройство, которое «видит» тепло живого существа в кромешной тьме. Именно этот гаджет, который был куплен накануне — всего за неделю «до», должен был стать их главным козырем на охоте. Он и стал. Но роль сыграл совсем не ту, которая изначально планировалась.

Роковой выстрел
Около шести вечера, в сумерках, один из охотников — минчанин — заметил в поле силуэт. В прицеле тепловизора животное светилось призрачным пятном. Вот только кто это: сеголеток оленя, на которого была лицензия? Или косуля, охота на которую в это время строжайше запрещена? Уверенности не было. Зато в руках дорогая техника, которая, казалось, давала право на ошибку ее обладателю. И тогда раздалось два выстрела.
— Я понял, что попал… Животное сменило позу… и мне стало страшно. Я подумал, что это, возможно, косуля, — такие показания даст позже стрелок.
А дальше паника. И вместо того, чтобы проверить цель и вызвать местного егеря, он собрал стреляные гильзы и сел в машину, бросив раненое животное. А другу-напарнику (исходя из показаний следствия) в тот момент ответил, что стрелял в лису…
Свидетели в ночи
Но скрыться не получилось. Так совпало, что в это же время в тех же угодьях законно охотилась другая группа — местные егеря и их знакомые. Сначала мужчины услышали выстрелы. А затем в тепловизоры заметили тепловое пятно, которое неестественно лежало на земле. Подойдя ближе, охотники нашли умирающего самца косули с огнестрельной раной. Осмотр места показал: стреляли с дороги, откуда только что уехал автомобиль. По свежим следам началась погоня, которая закончилась задержанием того самого внедорожника с минскими номерами.

Первые допросы и версия задержанного
— Стрелял в лису, промахнулся. Гильзы собрал, чтобы не мусорить. А затем их выбросил в кусты. Куда? В темноте не запомнил.
Казалось бы, нет других очевидцев — нет дела. Но у следователей Крупского РОСК было иное мнение и одна сильная улика — тот самый тепловизионный прицел, из которого были произведены выстрелы. И один из них — роковой для косули.
Немая запись заговорила
Прицел был изъят. На вопросы о том, есть ли у него функция записи и как выставить дату, владелец лишь отмалчивался или говорил, что не знает. Однако экспертиза техники дала нужный результат. В памяти устройства были обнаружены видеофайлы. Да, прицел записывал то, что видел сам стрелок в момент перед выстрелом.
На свежей записи, ошибочно датированной 2020 годом, был четко виден не одинокий «неясный силуэт», а две особи, спокойно стоящие в поле. Для специалиста-охотоведа картина была ясна, как днем. По манере держаться, по силуэту с небольшими рогами было понятно, что это были взрослые косули. Перепутать их с сеголетком оленя, безрогим и более пугливым, было невозможно. И этот факт был подтвержден заключением эксперта.

Таким образом, дорогая «игрушка», которую охотник приобрел для скрытности наблюдения и точности выстрелов, превратилась в главного свидетеля обвинения. Именно она беспристрастно зафиксировала не только вид животного, но и факт выстрела по запретной цели.
«Договорились по телефону», а путевки нет
Когда следователи начали разбираться в деталях, выяснилась еще одна серьезная нестыковка. Оказалось, что минчанин и его товарищ выехали в угодья, не имея на руках самого главного документа — подписанной охотничьей путевки. Да, они действительно заранее созвонились с егерем, скинули ему сканы своих документов, обсудили, на какую дичь есть лицензии… Но услышанную фразу «езжайте, я позже подъеду» они восприняли как разрешение начать охоту.
Именно эта самонадеянность в тот момент, наверное, и стала их первой ошибкой. Как пояснили следствию в инспекции, устная договоренность с егерем — лишь предварительный разговор. Законной охота становится только после оформления и подписания охотничьей путевки, в которой обязательно прописаны место, время и виды разрешенной дичи. Без этого документа нахождение в угодьях с оружием и, тем более, производство выстрелов — уже грубое нарушение.

Чем грозит «охота на авось» — цифры и сроки
Развязке в следствии предшествовали показания, которые начали меняться. Сначала товарищ минчанина вспомнил, что сомневался в виде зверя, в которого стрелял охотник. И даже говорил об этом. А затем и сам стрелок под грузом доказательств признался, что выстрелил, не убедившись. И что он тогда же осознал свою ошибку, но испугался.
Сумма ущерба, исчисленная государством за взрослого самца косули, составила 15 120 рублей — 360 базовых величин, что по закону является особо крупным размером. А именно этот квалифицирующий признак превращает проступок в серьезное преступление.
По статье 282 ч.4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (незаконная охота) такое деяние предусматривает суровое наказание. Фигуранту дела грозит ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок с дополнительными санкциями. Но это еще не все. Суд может назначить и более строгую меру: лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права заниматься охотой и со штрафом. И даже возмещение ущерба в 15 тысяч рублей не отменяет уголовной ответственности.
Слово следователю
— Незаконная охота в запретные сроки, причинившая такой ущерб, — это уже не административное правонарушение, а уголовное преступление, – отмечает Сергей Жилич, подполковник юстиции, заместитель начальника Крупского РОСК. — Дело собрано, ущерб возмещен, но факт преступления остается. Материалы уголовного дела направлены в суд. И вчера состоялось очередное заседание. Для охотника-браконьера — это дорогой урок на сотни базовых. А еще напоминание, что ни один тепловизор не отменит правила охоты и не заменит ответственности охотника. Более того, дорогая игрушка для охоты способна, как мы убедились, написать собственный детектив с неожиданной развязкой для своего владельца. Поэтому прежде чем нажать на спуск, нужно на сто процентов быть уверенным не только в меткости, но и в законности своего выстрела. Иначе ваша же техника может предоставить в суде неопровержимые доказательства против вас.
Рекомендуем