Трагедия в «Крокусе» — какие анти-иллюзии доминируют в обществе после теракта

Трагедия в Подмосковье запустила сразу несколько важных для России процессов. Самое очевидное — в Госдуме рассмотрят вопрос об отмене моратория на смертную казнь. Номинально причина — это зверства террористов, расстреливающих беззащитных людей в «Крокус Сити Холле», реальная — скорее, вызовы современности и логика.
Но не только об этом процессе речь. В некоторых регионах России публично названы имена и фамилии людей, позволивших себе в интернете ехидные комментарии в адрес пострадавших и погибших.
Что это? Возвращение доски позора и общественного порицания в дополнение к судебной системе? Или эволюция?
У меня много знакомых и друзей в России. Мнения разделились: одни категорически за то, чтобы таких людей предавали жесткому общественному суду. Другие — против, мол, это как-то неправильно, да и, возможно, не совсем законно. Третьи, кажется, умнее и вторых, и даже первых. Они, кстати, обращают внимание, что Россия перенимает опыт Беларуси.
Но ведь не только в опубличивании мерзавцев дело.
Одна из причин, почему случаются тяжкие и особо тяжкие преступления — иллюзия возможности избежать ответственности: это про заметание следов, уничтожение орудия преступления, «нет тела — нет дела», «а вы докажите!» и так далее.
Закон регламентирует нашу жизнь, это правда. Но жизнь меняется быстрее, чем пишутся законы. Это юридическая аксиома: сначала появляется проблема, и только затем проблему регламентируют законодатели. То есть закон всегда немного опаздывает.
Подробнее — в видео Марины Субботы: