Меню

Кто в Слуцком районе одевает «нестандартных» сельчан и организует проводы в последний путь

Кто в Слуцком районе одевает «нестандартных» сельчан и организует проводы в последний путь
Фото: Вячеслав Цуранов

Жизнь на селе — это не только работа и редкие «вылазки» в магазин. Люди здесь тоже хотят сходить к парикмахеру, отнести в ремонт пальто и поставить набойки на сапожки. Смерти тоже случаются: днем, ночью, в выходные. И надо в считаные часы все организовать, чтобы достойно поводить близкого человека в последний путь. Частник возьмет на себя только те услуги, за которые гарантированно получит прибыль, остальное ему неинтересно. У государства другой подход: уровень жизни в деревне должен быть не хуже, чем в городе. Именно поэтому во всех районах области работают комплексные приемные пункты. Есть такая «бытовка» и в агрогородке Греске Слуцкого района.

Очередь больше не занимать?

Где находится сельская мини-версия дома быта, знает каждый житель Греска. Нам подсказывают, что нужно подъехать к школе — рядом с ней и будет комплексный приемный пункт.

Судя по вывеске, работает «бытовка» с восьми утра: значит, первые клиенты придут не раньше чем часа через три. Или, может, только к вечеру подтянутся: будут возвращаться с работы и забегут за какой-нибудь мелочью. Но когда переступили порог приемного пункта, слегка опешили — сидят женщины, терпеливо ждут своей очереди на стрижку/окрашивание. А в это время молодая мастер лет 35-ти колдует над прической местной жительницы.

парикмахер

— Извините, все занято! — говорит парикмахер и кивает в сторону очереди: — Людей много, принять пока не смогу. Если у вас просто стрижка, попробуйте зайти после обеда. Если что-то посложнее, могу забронировать время на завтра.

парикмахер
Татьяна — стационарный парикмахер комплексного приемного пункта, поэтому клиентов у нее всегда много. Это не только жители Греска, но и соседних деревень

Пришлось раскрыть все карты, объяснить, кто мы и с какой целью приехали. Мастер Татьяна Шкурская, а именно она здесь хозяйка, только пожимает плечами: мол, все понимаю, но придется подождать. Мы не против.

Свободная минутка у приемщицы заказов КПП аг. Греск ОАО «Слуцкая фабрика пошива одежды» все-таки нашлась. Но это, говорит девушка, скорее исключение — работы всегда много. 

Татьяна

— До райцентра почти 20 км: не каждый может позволить себе кататься туда-сюда. А те же набойки на каблуках изнашиваются, молнии ломаются, одежда требует ремонта… Вот люди и несут к нам свои «проблемы». Укорачиваем, ушиваем, ремонтируем молнии, чиним обувь. Не на месте: я собираю такого рода заказы, приезжает машина и отвозит всё в Слуцк. Там уже мастера устраняют проблемы. Потом машина доставляет чистые подушки, пальто, пледы, отремонтированную обувь назад сюда, в Греск. Услуги стоят недорого, сельчане поэтому и обращаются. Народная тропа, как говорится, не зарастает.

Не мальчик, но модный!

— Танюш, у тебя, знаю, жилетки были! Дай примерить, — сначала «зашел» голос, а потом и сам модник лет 60-ти. Увидев, что приемщица не одна, немного смутился, принялся извиняться за фамильярность. Мы согласились извинить, только если расскажет, за чем пришел в сельский дом быта.

модник
В «бытовке» можно выбрать понравившуюся вещь, примерить. Если будет маловата, не беда — на Слуцкой фабрике пошива одежды изготовят такую же, но в нужном размере

— Зимнюю куртку уже не наденешь, жарко. Тонкая абы-что: с теплым свитером в ней тесно, без свитера холодно. Жилетка надо. В городе где купить? На базаре можно, но качество никакое — пленка! — объясняет собеседник. — Здесь брак не продадут, одежду ведь фабрика шьет. Я пришел к Танюше, выбрал, что понравилось, заказал — мне такую же вещь сделают, только по моему размеру.

Пока говорили, Татьяна принесла несколько жилеток. Черную посетитель сразу забраковал, ярко-голубая тоже не понравилась: «Я что, мальчик?» В итоге остановился на темно-синей.

— Через неделю, плюс-минус день-два, приходите за обновкой, — предупредила приемщица.

одежда

Жилетка, которую примерял клиент, — продукция собственного производства Слуцкой фабрики пошива одежды. Такую же, но чуть-чуть побольше, ему тоже будет шить фабрика.

— В основном обращаются пенсионеры: они знают, что такое фабричное качество. Кто-то заказывает платья, костюмы. Кто-то приходит за комбинезонами, куртками, пальто. В наличии много образцов: если что-то подойдет, можно на месте купить. Если нет нужного размера, на фабрике пошьют под заказ. Так удобно, особенно если у человека нестандартная фигура. В магазинах куртки 58-го или 60-го размера непросто найти. Но для нас это не проблема. 

Сам себе фотограф

Все поступающие заявки Татьяна вносит в специальный журнал. Одного такого хватает буквально на пару месяцев — быстро заканчивается.

журнал

Татьяна принимает заказы на чистку перопуховых изделий, стирку белья как от населения, так и организаций, учреждений.

— В день человек 20-25 приходит. Кто подстричься, кто подушки, ковры в химчистку сдать. Опять же, одежду, обувь несут в ремонт. У кого стиральных машин нету, сдают нам даже личные вещи.

А вот фотоуслуги, которые тоже значатся в прейскуранте, сегодня уже не актуальны.

— Раньше заключали договор с частником: если был заказ на фотосъемку, человек приезжал, делал свою работу. Это было востребовано, потому что много свадеб играли, юбилеи отмечали. Даже на похороны приглашали, но редко. Сегодня у всех мобильные телефоны, люди сами снимают.

Дверь в приемный пункт снова открылась, заглянула женщина лет 55-ти.

—Таня, дай свой каталог з пасцельным, хачу заказаць камплект. Суседка яшчэ адгаворвала: «Не бяры нідзе, нявестка прывязе нам з Мінску, дзешавей будзе». Добра, што грошы не аддавала покуль: тое пасцельнае, што нявестка суседцы купіла, аблезла ўсё. Малюнак пацёк ажно! Суседка расстроілася: назад не здасі, хоць і брак. А заплаціла пад 80 рублёў, — эмоционально поведала женщина о причине своего визита. — Закажу ў цябе: фабрычнае ёсць фабрычнае, тут падману не будзе.

«Каталог з пасцельным», про который упомянула сельчанка, — на самом деле каталог тканей, из которых можно заказать постельное белье. Вариантов тут много.

ткани

— Мне «еўра» размер, і каб два пададзяяльніка, — заявила женщина.

Потом она еще минут 15 выбирала ткань: сомневалась между «коцікамі» и «цвяточкамі». Выбрала в итоге первое.

Гроб не по росту

Сегодня в Греске проживает более 1300 человек, все они потенциальные клиенты комплексного приемного пункта. Обслуживает «бытовка» не только агрогородок, но и 12 прилегающих деревень. Всего порядка 2300 жителей.

краска
машинка

— Это кажется, что много: за своего клиента все равно приходится бороться. В Греске еще два-три человека оказывают парикмахерские услуги. Они самозанятые, принимают дома. За простые стрижки им, может, неинтересно браться: много не заработаешь. Но я записываю всех клиентов. Если человеку в силу возраста сложно подойти — домой к нему приду. Опять-таки ковры, подушки если кто-то хочет сдать в химчистку, могу забрать на личном авто. Потом обратно привезу.

Но самые серьезные конкуренты сельских «бытовок» — частники, оказывающие ритуальные услуги. Нет, они не ходят по домам в поисках того, кто со дня на день отдаст богу душу. Но порой ловко оказываются в нужном месте в нужное время, предлагая родственникам умершего свои услуги. Не всем такая навязчивость по душе, поэтому люди обращаются в государственную контору.

— Ритуальные услуги и все, что с этим связано, действительно прибыльны. Это не свадьба, когда молодые могут просто расписаться и не устраивать торжество; не юбилей, который тоже можно пропустить. В деревнях людям важно, «что соседи скажут», поэтому родственников хоронят, не считая каждую копейку. Тем более государство дает хорошее пособие.

В комплексном приемном пункте есть скрытая от постороннего взгляда комната, заставленная венками, гробами. Что касается последних, есть как бюджетные модели за 190 рублей, так и премиум за 400-430. Эти из ольхи, сосны, дуба: значит, более долговечные.

— Люди могут позвонить и в час ночи, и в три. Живу здесь же, в Греске: прибегу буквально за 20 минут. Первым делом показываю гробы: если человека все устраивает, может купить на месте. Если ничего не нравится, связываюсь с нашей фабрикой, где изготавливают в том числе гробы, и в течение часа нужный доставят по адресу. С венками в этом плане попроще.

ритуалка

Уточняю у Татьяны, что она подразумевает под словом «нужный» гроб? Женщина объяснила: если умер человек тучный или под два метра ростом — стандартный гроб ему не подойдет, только специальный.

— А как-то обратилась мама 12-летнего мальчика. У сына был рак, ребенок долго лечился в Боровлянах, но смерть все-таки победила. Она прибежала растерянная: надо ехать забирать ребенка, а как все организовать — не знает. У предприятия свой катафалк: поехали в Боровляны, забрали тело. Маленького гроба в наличии не было — из Слуцка привези детский, размером с большую коробку. Такие случаи, к счастью, редкость, но осадок в душе остается. Потом несколько дней не можешь прийти в себя. Тяжело.

Приемщица и психолог в одном лице

В мобильном у Татьяны несколько сотен контактов, это все клиенты приемного пункта. Люди звонят в любое время суток, по праздникам, выходным. Беспокоят и в отпуске.

комплексный приемный пункт

— Я все равно никуда не уезжаю, поэтому мне не сложно прийти, обслужить человека. И дело не только в конкуренции: мол, упущу клиента и, соответственно, потеряю прибыль. Я для этих бабушек и дедушек уже своя. Не все ведь приходят что-то купить, заявку оставить — кому-то и простого общения не хватает. Хочется обсудить погоду, о проблемах рассказать, душу излить.

Кстати, в Греске Татьяна живет всего 10 лет: переехала после свадьбы на малую родину мужа.

— Местные рассказывали, что служба быта существует в деревне уже не один десяток лет. Правда, раньше работало два парикмахера, плюс было швейное ателье, мастерская по ремонту обуви… Все это было востребовано, пока деревня не начала мельчать: в городе строились новые производства, молодежь рванула туда, — отмечает женщина.

комплексный приемный пункт
Народная тропа в сельский дом быта не зарастает…

Ремонт одежды и обуви — один из самых востребованных видов услуг в приемном пункте. Пенсионеры не хотят тратиться на обновки, им проще дать вторую жизнь старым вещам. У молодежи другая проблема: закажут по интернету модное платье или пальто, и вроде все нравится, но вещь сидит «не очень». Вот и несут в «бытовку» на переделку.

Но и когда Греск «обмельчал», людей, которые привыкли к определенному сервису под рукой, не оставили. Вот и Татьяна говорит, что «бытовки», хоть им пророчат закрытие, по-прежнему нужны. Это то, что не обеспечит частник. И это доказательство реальной заботы государства о своих гражданах.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59