Как правящие партии Италии и Великобритании эксплуатируют проблему миграции
Два месяца назад итальянским парламентом было ратифицировано соглашение с Албанией о создании там центров для приема мигрантов, а 23 апреля верхняя палата британского парламента одобрила закон, согласно которому правительство будет иметь право депортировать нелегальных мигрантов в Руанду. Подобные меры в Риме и Лондоне предприняты не просто так. Они призваны, с одной стороны, с помощью высылки мигрантов куда-нибудь подальше ограничить их приток по морю, а с другой, — расположить к себе электорат успехами в решении проблемы нелегальной миграции, что может повлиять на исход ближайших выборов.
Опыт высылки нелегальных мигрантов за пределы государства их мечты далеко не новый. В первое и второе десятилетия XXI века по такому пути пошла Австралия, в соответствии со своей программой «Тихоокеанское решение» высылавшая мигрантов в Науру и Папуа – Новую Гвинею, а затем и Греция, которая при поддержке Евросоюза в 2015 году получила право возвращать нелегальных мигрантов, прибывающих по морю из Турции, обратно. Греческий опыт вдохновил британское, итальянское, израильское и датское правительства, поскольку количество мигрантов, прибывающих на греческие острова в Эгейском море, сократилось только за один год почти в 30 раз.
Поскольку перед итальянским правительством проблема миграции стоит не менее остро, чем перед британским, потому что поток мигрантов из Северной Африки, Сирии, Афганистана и Бангладеша перевалил за последний год за 150 тысяч человек, правящая партия «Братья Италии», для которой борьба с нелегальной миграцией всегда была одним из основных направлений деятельности, принялась за ее решение. Итальянское правительство договорилось с албанским о том, что на севере Албании разместятся центры для приема мигрантов, направляющихся в Италию. В этих центрах будут действовать итальянские законы и работать итальянские граждане, а срок пребывания в них нелегальных мигрантов будет ограничен 30 днями, на протяжении которых итальянские власти вынесут по каждому человеку индивидуальное решение — предоставлять ему убежище в Италии или репатриировать его в страну, откуда он прибыл. Содержаться центры будут итальянским правительством, которое должно выплатить Албании 16,5 миллионов евро в течение трех месяцев. Всего на реализацию этого проекта за пять лет Италия потратит около 800 миллионов евро.
Премьер-министр Италии Джорджия Мелони объявила заключенное соглашение «инновационным и полезным», а председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала его образцом «нестандартного мышления, основанного на честном разделении обязанностей с третьими странами в соответствии с европейскими и международными нормами».
Итальянская оппозиция в лице лидера Демократической партии Элли Шляйн раскритиковала итальянско-албанскую инициативу, заявив, что проблема нелегальной миграции посредством ее не решается, а нуждающиеся в убежище всего-навсего перенаправляются в страну, которая сама имеет потребность в экономической помощи, а мигранты при этом не могут попасть на территорию Евросоюза.
Не обошли своей критикой ратифицированное соглашение итальянские СМИ, обратив внимание на то, что сроки строительства лагерей для нелегальных мигрантов начали смещаться, в связи с чем возросли издержки, которые привели даже к сокращению бюджетов некоторых министерств.
Стремление правительства Мелони более плотно заняться проблемой нелегальной миграции связана в первую очередь с тем, что «Братьям Италии» нужны голоса избирателей на предстоящих выборах в Европарламент. «Братья Италии» до своего прихода к власти заостряли огромнейшее внимание на миграционной проблеме, но получив власть, оказались не совсем способными к реализации своих предвыборных обещаний.
Соглашение с Албанией, по мнению премьер-министра, способно изменить настроения избирателей, которые увидят на экранах телевизоров и мониторов кадры, на которых мигрантов увозят от итальянских берегов, и поверят в способность правящей партии решить серьезную для страны проблему.
С прицелом на предстоящие в мае муниципальные выборы и всеобщие выборы второй половины этого года правительство британских консерваторов также вплотную занялось решением проблемы нелегальной миграции. Социологические опросы ничего хорошего партии тори не сулят, но правительство Риши Сунака решилось осуществить отчаянную попытку хоть как-то спасти положение. В этом плане почти неделю назад Риши Сунак сумел добиться одобрения Палатой лордов законопроекта о депортации мигрантов в Руанду несмотря на то, что документ выдержал массу судебных тяжб как незаконный. Во время протаскивания законопроекта большинству британского парламента пришлось пойти на ряд махинаций, связанных с признанием Руанды «безопасным государством» и фактическим игнорированием постановлений Европейского суда по правам человека, а также актов национального законодательства.
В январе законопроект был успешно проголосован в Палате общин, но верхняя палата британского парламента свой вердикт выносить не спешила, ссылаясь на то, что предлагаемых правительством мер для защиты прав мигрантов на территории Руанды недостаточно, что может навредить репутации Великобритании на международной арене.
Стремясь расположить к себе избирателей, нынешний лидер консерваторов в своих выступлениях в парламенте неоднократно подчеркивал, что закон избавит страну от нежелательных мигрантов, а также сэкономит большие деньги, потому что новый договор с Руандой предусматривает трату 240 миллионов фунтов стерлингов вместо четырех миллиардов, которые казна тратит на содержание мигрантов сейчас.
После одобрения законопроекта Палатой лордов Сунак заявил, что первый рейс в Руанду с мигрантами на борту может состояться в начале июля.
Всех мигрантов переместить в Руанду быстро не удастся, поскольку сейчас речь идет только о 5 тысячах принудительных депортаций в год, что растянет процесс перемещения незаконно находящихся в стране людей минимум на пять лет.
Это означает, что на настроениях электората на ближайших выборах в Великобритании попытка решить проблему миграции никак не отразится. Правительство тори обречено. Приближающиеся муниципальные выборы только подтвердят это.