Меню

«Смотр сил и средств накануне 9 мая» — политолог раскрыл смыслы форума СГ в Волгограде

«Смотр сил и средств накануне 9 мая» — политолог раскрыл смыслы форума СГ в Волгограде
Фото: president.gov.by, kremlin.ru

Есть известная шутка, в которой немецкого школьника спрашивают: «Где самая длинная улица в мире?», а тот отвечает: «В Сталинграде. Дед рассказывал, они три месяца по улице шли-шли, а до конца так и не дошли». Но, увы, в нынешней немецкой школе так больше не шутят.

Потому что как на Востоке пытались стереть память о Победе, так и на Западе пытаются стереть память о поражении европейского блока. Для чего СССР уравнивают с нацистской Германией, возлагают на нас общую ответственность за развязывание войны, отрицают освобождение Восточной и Южной Европы и подменяют его «оккупацией».

Поэтому форум в Волгограде с участием президентов России и Беларуси, а также руководства нижних палат парламентов и органов Союзного государства имел несколько задач.

«Идеологическая» группа задач, скажем так, обращена в прошлое. Белорусский лидер в своем выступлении на Форуме примерно 6-7 блоков, которые Запад годами использовал в своей контрпропаганде.

Первое — это объемы коллаборационизма и преступления националистичских формирований в СССР. Хотя все преступники были известны, а неизвестных искали вплоть до 1980-х годов, но в публичном поле им сознательно не делали рекламы: считалось, что это осложнит дальнейшее мирное строительство. На чем потом спекулировал, например, Солженицын, заполняя информационный вакуум. По сути, первые попытки «отбеливать» власовцев и бандеровцев были именно у него, то есть задолго до перестройки и девяностых.

«Смотр сил и средств накануне 9 мая» — политолог раскрыл смыслы форума СГ в Волгограде

Разумеется, эти факты скрывались не зря: практически сразу же в независимой Прибалтике и на Украине начались попытки привезти с Запада антисоветскую диаспору, которая сотрудничала с немцами. Поэтому вопрос героизации преступников — на тот момент это был вопросом власти.

Второе – необходимость сглаживать отношения с Европой. Поскольку почти вся Европа участвовала в агрессии, было не принято акцентировать национальный фактор в гитлеровской армии. Всех участников с той стороны называли «немецко-фашистскими» захватчиками, однако все они имели национальность. И, как заявил Александр Лукашенко на Форуме, «сегодня нам противостоят потомки Третьего рейха», то есть целой группы европейских государств.

Третье — заниженный объем советских потерь. Официальная цифра и сегодня составляет 27 миллионов человек, но, вместе с тем, расследование Генеральной прокуратуры по геноциду белорусского народа указывает, что убит каждый третий, а не каждый четвертый. То есть, по идее, нужно увеличивать и общую цифру. Политика занижения жертв была связана, очевидно, с нежеланием бросить тень на советское руководство и скрыть ошибки первого периода войны.

Четвертое — с момента перестройки, когда с Западом была объявлена «дружба», начал резко завышаться объем помощи союзников в ВОВ. Сейчас вокруг ленд-лиза раздут целый миф, хотя в реальности союзники ждали, чем закончится первая фаза немецкой кампании, и открыли второй фронт только в конце войны — о чем также напомнил Александр Лукашенко.

Пятая — связь фронта и тыла. Это важный момент, который сейчас в отдельных республиках утрачен, потому что восстанавливать оккупированные территории помогал весь Союз. Например, считается, что кирпичи из Дома Павлова заложены в каждом здании на проспекте Независимости в Минске — потом что помощь при восстановлении города оказал побратим Минска — Сталинград. Строители привозили кирпичи с собой, как реликвию. Об этом также напомнил наш Президент.

Шестой момент — это особенности военной памяти в Беларуси, которая связана в основном с оккупацией и партизанским движением. Что уже после войны формировало особу политическую культуру, ориентированную на мир.

Седьмое — это, как метко отметил белорусский лидер, «плохие свои и хорошие немцы». Действительно, с западной стороны сегодня ставят памятники палачам, которые совершали военные преступления. Но, в то же время, со стороны бывших советских республик структуры, типа «Азова», пытаются легализовать нацизм в Европе, поскольку они внесли вклад в оборону «Украины от России», тем самым «отбелив» нацистскую символику. Ну и, разумеется, послы стран ЕС сейчас не посещают советские мемориалы либо прячут лица от камер. Польша же вообще проводит мероприятия без нас, утверждая, что Освенцим освободили американцы.

Так что, как подвел итог белорусский Президент: «Никакому покаянию верить нельзя, только реальным делам. Много обещают, но мало делают».

А вот это уже мостик к текущей политический повестке, которая во много прозвучала в выступлении Владимира Путина. Разумеется, это намек на нынешние переговоры по Украине, по поводу которых от Александра Лукашенко прямо прозвучало, что «опять обманут».

Форум и контекст с СВО

Нужно понимать, что для России Сталинград обозначает символическую точку перелома в конфликте, то есть СВО, скажем так, если не завершится быстро (увы, пока для этого нет предпосылок, потому что ЕС и Киев саботирует переговоры), то в военном плане Россия сигнализирует, что достигнут тот самый коренной перелом. Тем не менее, война даже после успеха под Сталинградом шла еще 2,5 года.

Также вырабатывается и общая идеология — Путиным было предложено создать парламентскую комиссию для защиты исторической памяти, по сути, это шаг к единой и непротиворечивой исторической политике, скажем, к совместному противодействию героизации нацизма. Кроме того, если брать СНГ, то военная память — это точка консолидации всех дружественных России сил, а не только белорусов.

«Смотр сил и средств накануне 9 мая» — политолог раскрыл смыслы форума СГ в Волгограде

Также от Путина прямо прозвучало, что мы ждем лидеров целого ряда государств на мероприятиях в Москве, где воинские расчеты пройдут плечом к плечу с российскими военными на Параде Победы. Можно сказать, что Волгограде происходит смотр сил и средств накануне 9 мая — то есть какие страны готовы поддерживать Россия на данном этапе.

А еще анонсированы совместные мемориальные проекты — на Курской дуге и на Буйничском поле под Могилевом, которое описано в романе Симонова «Живые и мертвые». По сути, это возврат к традиции советской монументальной архитектуре, чего так не хватало в девяностые и нулевые годы — оба проекта будут возводиться на средства Союзного государства.

Наконец, надо держать в уме и те дипломатические задачи, которые решает сейчас Россия. Например, ранее Киевом был анонсирован саммит для европейцев по случаю 9 мая, причем в Киеве стоит как бы «альтернативная» сталинградской — антироссийская Родина-мать с гербом Украины на щите. Правда, как раз во время форума стало известно, что Мерц, Стармер, Туск и Макрон уже не приедут в Киев на 9 мая. С чем это связано, сказать сложно, видимо, боятся злить Трампа.

Ну и, разумеется, кроме идеологии президенты России и Беларуси на отдельной встрече обсудили двусторонние вопросы. Это строительство авиазавода и лаборатории по беспилотным системам, а также другие вопросы промышленной кооперации.

Поэтому форум выступил, скажем так, прологом к событиям 9 мая. Для России и важнейшая точка во всей внешней политике последних лет, которая покажет реальный вес страны на внешней арене.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59