Меню
Голас Любаншчыны

Что скрывает маска Гая Фокса, или Смеется тот, кто смеется последним

Маска
Фото: из открытых источников

Стеб вместо радости, биты вместо музыки смыслов, клоунада вместо политики, блогеры вместо пастырей, альбом в инстаграме вместо страниц реальной жизни. Нашу цивилизацию как только не называют! Цивилизация комфорта, отмены, цифры, постгуманизма и постхристианства… Великие архитекторы замахнулись на создание постчеловечества. Вы сначала повторили хотя бы размах античности или частоту открытий Нового времени. А то готовы лишь все отменять. И библейского человека тоже. А на самом деле — фальшь. Даже улыбка.

В тему вспомнился грустноватый анекдот. Гордый человек: на 3D-принтере смог напечатать хлеб, на пластиковом судне долететь до Луны, нейросетями заместить человеческий разум… «Мы коллективный бог! — кичились маски, гейтсы, швабы. А им Голос сверху: «А теперь за шесть дней создайте Землю, а из земли — человека». Только из земли не получится: нового человека лепят из пороков.

А чтобы не так заметно было, все это закрывают ширмой смеха. Как делала немытая средневековая Европа: вши прикрывала шиньонами — гротескными париками, а дурной запах заливала парфюмом. Люди русские просто ходили в баню.

А что же прикрыть хотят индустрией смеха? Кого или что сценаристы скрывают за маской Гая Фокса, ставшей символом, фетишем современности?

Маска

Это как лидеры мнений в интернете. Порой за аватаркой, броским названием скрывается неведомо кто. И не понятно, сколько их вообще. А люди ликуют, верят, готовы идти. Даже на баррикады. Если посмотреть на себя со стороны — не смешно ли? Скорее, страшно. Настоящие родители своих детей не оставят с незнакомцем (его хотя бы лицезришь), но свое будущее готовы были отдать на откуп тем, кто скрывается за аватаркой, ником, броским названием.

Людям, которых видим, нечего сказать. А вот в фантомы из интернетов готовы влюбляться. Реальность же без космо, фильтров и масок оказывается другой. За фальшивой улыбкой маски Гая Фокса — глобальные задачи. Фильтры смеха ставят, чтобы прикрыть в целом грусть и печаль в глазах цивилизации.

Кривое зеркало

Через смех легче управлять обществом. Можно разрядить ситуацию, расположить к себе. Толковый юмор обычно помогает высмеять пороки общества. Когда тебе с дружеской улыбкой делают замечание, оно не так остро воспринимается. Но на наших глазах юмор нивелируется. Мельчает. Это заметно даже по наполняемости самой солидной юмористической программы. Раньше изысканно шутили о политике и общественных явлениях. Те номера до сих пор в трендах ютьюба и нашей памяти. А комедии Гайдая? Добрая классика. Как вода. Сколько эти фильмы ни смотри, все равно будет желание приникнуть к роднику. Поэтому снова и снова пускаемся в приключения вместе с Шуриком. Фразы из таких произведений юмористического искусства становились крылатыми.

Карикатура
Польские творцы новой истории — коверкать и ломать правду у них все равно не получится! Рисунок Антона Островского

А сейчас на сцене не юмор — юморок. Комиков много, а стоящего юмора не осталось. Доброго и солидного. Чтобы можно было смотреть и слушать вместе с родителями или детьми. Тебе либо стыдно, либо не до смеха. Куда катимся? Мельчаем. И пошлеем. Этот удар ниже пояса. Для нашей нравственности в том числе. Юмор — примета времени.

Вы обратили внимание: пару десятков лет назад фотография — запечатленный миг — была другой. Вместо индивидуалистского селфи — люди вместе, с искренними улыбками. А сейчас — с вынужденными. Мы разучились смеяться и радоваться, нас учат стебаться.

Целая индустрия юмора окутала наших соседей. Восточных и южных. Лица приколов путешествовали из канала на канал. Вот и дошутились. Помните фразу классика: «Чему смеетесь?  — Над собою смеетесь!..». Еще наш Кондрат Крапива учил: смеется тот, кто смеется последним. Сатира, юмор, радостный смех — сейчас это все замещает стеб. Словно глобализм — аутентику, а добавки с кодом «Е» — натуральный продукт. Вместо звонкого детского смеха в погожий летний день — хрипловатое хихиканье тех, кто слушает пошленькие шуточки в студиях, похожих на подвальное помещение, с приглушенным светом. Действительно, даже антураж передает это настроение. Юморок темных тонов.

Рассмеши и управляй

Юмор стал инструментом манипулирования общественным сознанием. Корректировкой общественных норм. Скажи, с чего ты смеешься и я скажу, как скоро тебе придется плакать. Смеяться не грешно. Грешно смеяться над грехом. Смеялись над развратным поведением, гендерным «разнообразием», над «слугой народа». Угроза медленного уничтожения нависла над институтом семьи. И вот целая страна стоит на краешке пропасти…

А как все прикольно начиналось! «95-й квартал» искал повод для шуток. Высмеивал скрепы украинского общества. Христианство, семейственность, коррупцию госмасштаба, саму сущность госвласти. Даже не раз замахивался на соседние Беларусь и Россию. А потребители юмористических услуг улюлюкали и хлопали. Шуточкам про церковь — хлопали. А когда обнаженные фемен срезали поклонный крест на Крещатике, это уже никого не возмущало. Пародиям на православное священство — хлопали. Жгут храмы и закрывают лавры — одна из самых набожных наций танцует. Вот это номер для «Евровидения»! Вот это дикие танцы! Вот это шоу! Юмористическое. Стебными кинжалами — в самое сердце православия. Поэтому сейчас не стоит удивляться атакам «кинжалов». Хлопайте…

 Пародировали коррупцию, и под хлопанье потребителей у богатеев западного мира сбывается арийская мечта об украинском черноземе без украинцев.

Дальше — еще хуже. От унижения русского мира до убийств по приколу. Зеленский с компанией приучил украинцев смеяться и хлопать призывам «москаляку на гіляку», «есть» русских. Блюда, от одних названий которых тошнит, разлетаются как галушки. Они хлопали, а в тот же самый момент бомбили Донбасс. Они хихикали, а в это время матери Донбасса рыдали над телами погибших детей…

Зеленский

«95-й квартал» никогда не высмеивал западную модель. Свое, родное — постоянно. Веру, историю, даже смерть… Пасху, День Победы, похороны, убийство целого народа.

Задорный или «задорновский» смех бывает чересчур. О тупых американцах. Которые умело разжигают костры войны у наших границ. Россию выставляли на посмешище, растаскивали ее и старались смешить русского Ивана! Теперь смешат весь мир. Несмешным. Даже ситкомы с подсказками снимают, когда надо смеяться. А ну-ка — «чи-и-и-з»! Сделай «ха-ха».

Через шоу стеба внедряют злое и страшное. Прикольненько же. Когда мужики в женских платьях. Когда мужчины-политики — на каблуках шпацируют по залам демократии. И… им хлопают. Как совсем недавно украинцы хлопали «божественным» шуткам.

…Когда нельзя победить серьезные и важные доводы — высмеивай. Не поэтому ли Беларусь пародируют за серьезное отношение к хлебной отрасли и к обороне. К войне пародий на информационном фронте перешла и пропаганда коллаборантов. А что делать? Когда ни один прогноз или аналитика беглых политологов (ни один!) не оправдались. Остается стеб. И это ничуть не прикольненько. Это действенный инструмент информационной бойни — гибридной войны.

А теперь — не о смешном. Нашу страну хотели разрушить те, кто ничего, по сути, не создал. Аниматоры, креативщики, стендаперы. Ну реально — разрушить с юморком. Но за маской Гая Фокса, клоуна Зеленского — страшный итог. Печальный и страшный. Взгляд, в котором не прочитаешь будущего. Поэтому великие архитекторы стебного шоу из клоунов делают политиков, а из блогеров — пастырей, из ряженых — епископов. Из политики и из церкви пытаются сделать клоунаду. Но у нас есть классический ответ: «Смеется тот, кто смеется последним». И мы не стебемся и не хихикаем. Мы радуемся. Есть чему и благодаря кому.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59