Меню

Военный водитель — мастер «двойного назначения». Путь военводов и их «коней» в ретроснимках

День военного автомобилиста
Фото: из фонда БГАКФФД. Грузовой автомобиль ЗИС-5 — одна из главных «рабочих лошадок» автомобильных войск Красной Армии времен Великой Отечественной войны — на улицах Столбцов, подбитый врагом в одном из рейсов, Н. Фосс, тогда еще Барановичская область БССР, июнь 1941 г. Подразделения тыла Красной Армии в месяцы отступлений 1941 – 1942 гг. несли потери в людях и технике нередко наравне с фронтовыми частями.

Появившись в Русской императорской армии еще в последние годы XIX века как неотъемлемая часть наступающей технократической эпохи, автомобильные подразделения царских войск впервые были опробованы на учениях под Белостоком в 1897 году. В Первую Мировую войну русские войска вступили с 11 автокомандами и авторотами при самом большом автопарке среди стран-участниц — почти 400 единиц! Расцвет военных водителей как рода войск пришелся на советское межвоенное время и Великую Отечественную: только тогда промышленная мощь советского государства осилила по-настоящему массовый приход отечественного автомобиля в войска. Автомобильные войска Советской Армии также вынесли на себе все тяготы учений и помощи народному хозяйству времен Холодной войны. В Республике Афганистан в 1979 – 1989 годы военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении ОКСВА всеми видами материальных средств — тысячи военных водителей, в том числе белорусов, стали кавалерами боевых орденов и медалей. Преемники славы прошлого в Вооруженных Силах Беларуси — транспортные войска и войска технического обеспечения, созданные указам Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 года. Примерно тогда появился и профессиональный праздник — День военного автомобилиста — традиционно отмечаемый 29 мая. Следы труда этих людей в погонах «двойного назначения» повсюду: они приложили руку к возведению массы объектов и существованию ряда госпрограмм. Это и Остров Мужества и Скорби, железнодорожный вокзал в Минске, мемориальный комплекс «Курган Славы», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Национальная библиотека Беларуси, лыжно-биатлонная база «Заячья поляна» и многих других. Кроме того, они постоянные участники трех государственных программ: «Дороги Беларуси», «Развитие лесного хозяйства» и «Торф». Военные водители прошлого, их верные «кони» — в ретроснимках Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Автомобили-амфибии GMC DUKW-353 по прозвищу «Утка» 2-го Белорусского фронта на марше, Березинский район Минской области, Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны, лето 1944 г. Одна из причин феноменального успеха Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» была именно в скором и массовом преодолении механизированными частями бесчисленного числа рек, озер и ручьев освобождаемой республики. Враг, выстраивая по Днепру и другим рекам оборону «белорусского балкона», совершенно не ожидал такой проходимости и мобильности, достигнутой благодаря саперам, понтонерам и водоплавающей технике — в том числе этой ленд-лизовской автомашине-амфибии, на базе которой был разработан отечественный аналог БАВ 485, вставший на вооружение Советской Армии в 1951-м.
Памятник «Курган трудовой славы» в честь автомобилистов — самосвал ЗИЛ-585, первый, перевезших груз на эту республиканскую стройку — принимавших участие в строительстве Новополоцка в конце 1950-х – начале 1960-х гг., напротив центрального въезда на территорию автопарка №6 города, Витебская область, лето 1970 г. В строительстве принимали участие десятки военных водителей ряда автомобильных частей Белорусского военного округа.
Победитель республиканских соревнований автомобилистов-школьников, ученик 10-го класса СШ №25 Минска В. Олейник демонстрирует свою модель, В. Герман, БелТА, 20 июня 1965 г. Профориентация, проводившаяся в школах БССР, проводящаяся и в учебных заведениях современной Беларуси, нацеливала участников кружковского движения автомобильной направленности на службу в автомобильные войска Советской Армии, многие из которых затем пополнили ряды гражданских водителей, ушли на службу в высшие военные заведения.
Брестский городской стадион принимает соревнования юных автомобилистов из всех областей республики, в том числе трех из Минской, В. Шестернев, Брестская студия телевидения, июль 1965 г.
Заместитель начальника Брестской образцовой технической школы ДОСААФ И.Е. Борисов проводит экскурсию курсантам, будущим воинам-автомобилистам, в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», В. Можаров, фототека Республиканского Дома ОСТО, июнь 1984 г. Патриотическое воспитание было и осталось важным элементом выращивания новых кадров авточастей белоруской армии современности: мысленная опора на пример героических предков всегда может пригодиться и в момент дорожных неурядиц, и в трудных буднях водителей…
Воспитанники Минского суворовского военного училища садятся в грузовые автомобили на тактических занятиях, МСВУ, Логойский район, Минская область, 1953 г.
Грузовые автомобили, переданные хозяйствам Беларуси Министерством обороны страны, на плацу учебного центра в Печах под Борисовом, Минская область, В. Толочко, БелТА, 26 августа 1994 г. Еще довоенная советская традиция помощи военных народному хозяйству в строительстве и уборке урожая автотехникой и опытными кадрами практикуется и в современных Вооруженных Силах Республики Беларусь: работа в поле и перевозка зерна, например — ценный опыт как для воина-автомобилиста, так и будущего обладателя различных водительских категорий.
Макет знака «Пачатак дарог Беларусi», установленный на Октябрьской площади Минска для оценки автомобилистами увязки расположения с архитектурой площади, Е. Козюля, БелТА, май 1998 г. Через столицу республики, ее центр, регулярно ездили и ездят военные водители автомобильных и механизированных частей белорусской армии, поэтому этот монумент, поныне красующийся в Минске, имеет прямое отношение и к военным автомобилистам.
Участники автопробега на автомобиле ЗИС-5В 1944 года выпуска «Петропавловск-Камчатский — Владивосток — Брест», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и проходившего через Минскую область — пограничники Курильского погранотряда (РФ) и пограничники Брестской таможни у въезда в Каменец, Р. Кобяк, БелТА, 4 сентября 2005 г.
Памятник — грузовик ЗИС-5 — на территории 361-й базы охраны и обслуживания (центральных органов военного управления) Вооруженных Сил Республики Беларусь, Е. Довгаль, «Белорусская военная газета. Во Славу Родины», Минск, лето 2014 г.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59