Меню
Мядельский райисполком

Военный водитель — мастер «двойного назначения». Путь военводов и их «коней» в ретроснимках

День военного автомобилиста
Фото: из фонда БГАКФФД. Грузовой автомобиль ЗИС-5 — одна из главных «рабочих лошадок» автомобильных войск Красной Армии времен Великой Отечественной войны — на улицах Столбцов, подбитый врагом в одном из рейсов, Н. Фосс, тогда еще Барановичская область БССР, июнь 1941 г. Подразделения тыла Красной Армии в месяцы отступлений 1941 – 1942 гг. несли потери в людях и технике нередко наравне с фронтовыми частями.

Появившись в Русской императорской армии еще в последние годы XIX века как неотъемлемая часть наступающей технократической эпохи, автомобильные подразделения царских войск впервые были опробованы на учениях под Белостоком в 1897 году. В Первую Мировую войну русские войска вступили с 11 автокомандами и авторотами при самом большом автопарке среди стран-участниц — почти 400 единиц! Расцвет военных водителей как рода войск пришелся на советское межвоенное время и Великую Отечественную: только тогда промышленная мощь советского государства осилила по-настоящему массовый приход отечественного автомобиля в войска. Автомобильные войска Советской Армии также вынесли на себе все тяготы учений и помощи народному хозяйству времен Холодной войны. В Республике Афганистан в 1979 – 1989 годы военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении ОКСВА всеми видами материальных средств — тысячи военных водителей, в том числе белорусов, стали кавалерами боевых орденов и медалей. Преемники славы прошлого в Вооруженных Силах Беларуси — транспортные войска и войска технического обеспечения, созданные указам Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 года. Примерно тогда появился и профессиональный праздник — День военного автомобилиста — традиционно отмечаемый 29 мая. Следы труда этих людей в погонах «двойного назначения» повсюду: они приложили руку к возведению массы объектов и существованию ряда госпрограмм. Это и Остров Мужества и Скорби, железнодорожный вокзал в Минске, мемориальный комплекс «Курган Славы», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Национальная библиотека Беларуси, лыжно-биатлонная база «Заячья поляна» и многих других. Кроме того, они постоянные участники трех государственных программ: «Дороги Беларуси», «Развитие лесного хозяйства» и «Торф». Военные водители прошлого, их верные «кони» — в ретроснимках Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Автомобили-амфибии GMC DUKW-353 по прозвищу «Утка» 2-го Белорусского фронта на марше, Березинский район Минской области, Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны, лето 1944 г. Одна из причин феноменального успеха Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» была именно в скором и массовом преодолении механизированными частями бесчисленного числа рек, озер и ручьев освобождаемой республики. Враг, выстраивая по Днепру и другим рекам оборону «белорусского балкона», совершенно не ожидал такой проходимости и мобильности, достигнутой благодаря саперам, понтонерам и водоплавающей технике — в том числе этой ленд-лизовской автомашине-амфибии, на базе которой был разработан отечественный аналог БАВ 485, вставший на вооружение Советской Армии в 1951-м.
Памятник «Курган трудовой славы» в честь автомобилистов — самосвал ЗИЛ-585, первый, перевезших груз на эту республиканскую стройку — принимавших участие в строительстве Новополоцка в конце 1950-х – начале 1960-х гг., напротив центрального въезда на территорию автопарка №6 города, Витебская область, лето 1970 г. В строительстве принимали участие десятки военных водителей ряда автомобильных частей Белорусского военного округа.
Победитель республиканских соревнований автомобилистов-школьников, ученик 10-го класса СШ №25 Минска В. Олейник демонстрирует свою модель, В. Герман, БелТА, 20 июня 1965 г. Профориентация, проводившаяся в школах БССР, проводящаяся и в учебных заведениях современной Беларуси, нацеливала участников кружковского движения автомобильной направленности на службу в автомобильные войска Советской Армии, многие из которых затем пополнили ряды гражданских водителей, ушли на службу в высшие военные заведения.
Брестский городской стадион принимает соревнования юных автомобилистов из всех областей республики, в том числе трех из Минской, В. Шестернев, Брестская студия телевидения, июль 1965 г.
Заместитель начальника Брестской образцовой технической школы ДОСААФ И.Е. Борисов проводит экскурсию курсантам, будущим воинам-автомобилистам, в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», В. Можаров, фототека Республиканского Дома ОСТО, июнь 1984 г. Патриотическое воспитание было и осталось важным элементом выращивания новых кадров авточастей белоруской армии современности: мысленная опора на пример героических предков всегда может пригодиться и в момент дорожных неурядиц, и в трудных буднях водителей…
Воспитанники Минского суворовского военного училища садятся в грузовые автомобили на тактических занятиях, МСВУ, Логойский район, Минская область, 1953 г.
Грузовые автомобили, переданные хозяйствам Беларуси Министерством обороны страны, на плацу учебного центра в Печах под Борисовом, Минская область, В. Толочко, БелТА, 26 августа 1994 г. Еще довоенная советская традиция помощи военных народному хозяйству в строительстве и уборке урожая автотехникой и опытными кадрами практикуется и в современных Вооруженных Силах Республики Беларусь: работа в поле и перевозка зерна, например — ценный опыт как для воина-автомобилиста, так и будущего обладателя различных водительских категорий.
Макет знака «Пачатак дарог Беларусi», установленный на Октябрьской площади Минска для оценки автомобилистами увязки расположения с архитектурой площади, Е. Козюля, БелТА, май 1998 г. Через столицу республики, ее центр, регулярно ездили и ездят военные водители автомобильных и механизированных частей белорусской армии, поэтому этот монумент, поныне красующийся в Минске, имеет прямое отношение и к военным автомобилистам.
Участники автопробега на автомобиле ЗИС-5В 1944 года выпуска «Петропавловск-Камчатский — Владивосток — Брест», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и проходившего через Минскую область — пограничники Курильского погранотряда (РФ) и пограничники Брестской таможни у въезда в Каменец, Р. Кобяк, БелТА, 4 сентября 2005 г.
Памятник — грузовик ЗИС-5 — на территории 361-й базы охраны и обслуживания (центральных органов военного управления) Вооруженных Сил Республики Беларусь, Е. Довгаль, «Белорусская военная газета. Во Славу Родины», Минск, лето 2014 г.
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59