Военный водитель — мастер «двойного назначения». Путь военводов и их «коней» в ретроснимках
29.05.24 10:19
Фото: из фонда БГАКФФД. Грузовой автомобиль ЗИС-5 — одна из главных «рабочих лошадок» автомобильных войск Красной Армии времен Великой Отечественной войны — на улицах Столбцов, подбитый врагом в одном из рейсов, Н. Фосс, тогда еще Барановичская область БССР, июнь 1941 г. Подразделения тыла Красной Армии в месяцы отступлений 1941 – 1942 гг. несли потери в людях и технике нередко наравне с фронтовыми частями.
Появившись в Русской императорской армии еще в последние годы XIX века как неотъемлемая часть наступающей технократической эпохи, автомобильные подразделения царских войск впервые были опробованы на учениях под Белостоком в 1897 году. В Первую Мировую войну русские войска вступили с 11 автокомандами и авторотами при самом большом автопарке среди стран-участниц — почти 400 единиц! Расцвет военных водителей как рода войск пришелся на советское межвоенное время и Великую Отечественную: только тогда промышленная мощь советского государства осилила по-настоящему массовый приход отечественного автомобиля в войска. Автомобильные войска Советской Армии также вынесли на себе все тяготы учений и помощи народному хозяйству времен Холодной войны. В Республике Афганистан в 1979 – 1989 годы военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении ОКСВА всеми видами материальных средств — тысячи военных водителей, в том числе белорусов, стали кавалерами боевых орденов и медалей. Преемники славы прошлого в Вооруженных Силах Беларуси — транспортные войска и войска технического обеспечения, созданные указам Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 года. Примерно тогда появился и профессиональный праздник — День военного автомобилиста — традиционно отмечаемый 29 мая. Следы труда этих людей в погонах «двойного назначения» повсюду: они приложили руку к возведению массы объектов и существованию ряда госпрограмм. Это и Остров Мужества и Скорби, железнодорожный вокзал в Минске, мемориальный комплекс «Курган Славы», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Национальная библиотека Беларуси, лыжно-биатлонная база «Заячья поляна» и многих других. Кроме того, они постоянные участники трех государственных программ: «Дороги Беларуси», «Развитие лесного хозяйства» и «Торф». Военные водители прошлого, их верные «кони» — в ретроснимках Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.