Белорусские школы готовят белорусов с иностранными «ушками», или мы помогаем внедрять чужие идеи?
Суверенитет, говоря простым языком, — это способность государства принимать решения, продиктованные запросами интересов общества этого же государства, учитывая, в первую очередь, свои собственные интересы, не испытывая внешнего влияния как на постановку вопросов, так и на получение ответов.
Даже если идут добрососедские действия с последующими затратами бюджетных средств на пользу другому государству, это должно иметь отражение в общенациональной идее взаимопомощи близким. Потому что таково мнение народа и их избранников. Наглядный тому пример случился в начале года, когда миротворческий контингент белорусских вооруженных сил в составе миссии ОДКБ экстренно вылетел в Казахстан для оказания помощи местной власти при попытке проведения цветной революции.
Боевые действия не велись нашими солдатами, но техническая, охранная и моральная поддержка президенту Токаеву и казахскому народу были оказаны всеми участниками той миссии, не только Беларусью. Для нас это были финансовые затраты и риск нашими людьми.
Оправдано ли? Да. Кроме «бумажек» и прочих рукопожатий, которые для нас не просто формальность, есть еще и общая история, тесно связавшая наши народы исторически. История добра и история зла. Потому для нас подписание документов такого рода, как готовность оказать военную помощь другой стране, всегда значит не только формализацию вопроса, но и личный фактор ответственности за принятое решение отозваться в нужный момент.
С другой же стороны есть такие страны, как Литва и Польша, которые после вступления в ЕС и НАТО будто выпили «храбришки» на завтрак, наплевав полностью на общие беды, трудности, эпизодическую историческую близость, не говоря уже про полвека совместной истории в рамках единого государства, как в случае с той же Литвой и СССР.
Непризнание выборов нашего Президента, непризнание референдума по Конституции, признание на уровне Сейма Литвы президентом нашего (!) государства каких-то проходимцев, односторонние санкции, транспортные блокады, попытки вербовки агентов для внедрения в наши структуры. Список можно продолжать.
А чем мы им отвечаем? Терпением. Да не просто терпением, а до сих пор еще относимся к ним по-добрососедски. Мы даже не денонсировали «Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Литовской Республикой», в котором первая же статья гласит:
Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать свои отношения, последовательно придерживаясь принципов суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения к правам человека и основным свободам, взаимовыгодного сотрудничества и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Похожа Литва на того, кто соблюдает такие условия? Вопрос риторический. То же касается и Польши. И это лишь одна статья договора между правительствами, дальше больше. При этом при всем, для нас это весомый международный договор, который наше государство чтит. Но если нам плюют в лицо, то пора не просто тихо смотреть в ответ, а уже призадуматься — что же позволяет Литве или той же Польше так открыто улыбаться, смотря на нас, считая нас Ваньками-дураками. Какие внутренние механизмы они активно развивают, чтобы добиваться своих сугубо алчных, антибелорусских интересов. Один из них прямо на поверхности — разветвленная сеть подготовки кадров внутри Беларуси.
Каких? Тут два направления.
Первым порядком идут кадровые вопросы в аспекте выманивания наших студентов к себе, играя на глупом и наивном стремлении людей получать больше, не задумываясь о расходах.
«У нас зарплаты выше», сказали они, но вечно забывают указать особенности потребительской корзины среднестатистического поляка или литовца, рассказать про свои счета за электроэнергию, воду, топливо, аренду медицинскую страховку и еще длинный список того, что не так, как в Беларуси.
Участие в той же Болонской системе позволяет нашим студентам в упрощенном порядке уезжать за границу на эфемерные западные гранты по программам типа Калиновского или в рамках абстрактных «гуманитарных» программ. Ну и давно витающая в воздухе тема с картой поляка, которая фактически является аналогом вида на жительство, но поляки на это поднимают удивленно ручки и говорят, что это просто безвиз. Да-да, безвиз с присягой на верность польскому народу, очень охотно верим, конечно (сарказм).
Данные схемы рассчитаны на то, что уже взрослые люди, на которых не требуется затрачивать социальные выплаты, приезжали к ним на низко- и среднеоплачиваемую работу, поднимали престиж их университетов, там ассимилировались (что легко, когда ты молодой и с горячей кровью, способный легко влюбиться) и оставались работать, платя им налоги. А наше социально-ориентированное государство вкладывает 45% бюджета в то, чтобы эти люди были здоровыми и не испытывали нужды в базовых потребностях как минимум до совершеннолетия.
Дальше хотел бы обозначить такую проблему, которая более фундаментальна — кадры, которые остаются внутри нашей страны. А именно подготовка детей в школах на польском и литовском языках.
Скажите, а в мультинациональной и мультиконфессиональной стране, как Беларусь, много где говорят на польском или литовском? У нас два национальных языка, которыми значатся белорусский и русский. У нас нет никакой межэтнической вражды как раз потому, что все равны перед законом, а Конституция является главным из них.
А согласно законодательству, все дети обязаны получать среднее образование. Есть программа, есть допустимый предел отклонения от нее, есть определенное пространство дополнения программы. Но она рассчитана на воспитание кадров для белорусской экономики, для белорусского государственного аппарата и исполнительных органов, для органов внутренних дел, для нашего бизнеса и общества.
Нас не интересует создавать у себя представительства Польши или Литвы в исполкомах, МВД, Вооруженных силах или в креслах депутатов. Целью обучения на иностранных языках является формирование у детей идеологической близости к экосистеме, которая использует данные языки. А за этим идет и большее внимание к источникам информации на данных языках, польском и литовском. Как мы помним, эти страны ведут против нас информационную войну, потому содержание их СМИ и иных ресурсов является как минимум недружественным нам.
После окончания школы такие дети сталкиваются с более взрослыми вопросами — экономика, политика, налоги, военная служба, законы. И подготовка на иностранном языке, как основном, так или иначе склоняет детей к тому, чтобы основу этих фундаментальных для взрослого человека вещей они получали из информационных источников иностранных ресурсов на более близких им языках, или к которым сформировано более приоритетное отношение. Да, они русский язык знают, белорусский тоже.
Но думают они на каком языке? Кому они верят больше — белорусским СМИ или польским с литовскими, которые имеют открытую враждебную позицию ко всему, что есть в Беларуси, прикрываясь эфемерным в их понимании «народом»?
Язык — это основа идеологии, формирования идеи, в том числе национальной. Если человеку вкладывают формирование мысли на другом языке, то и идеологию, как совокупность внешних идей, он будет подсознательно воспринимать именно того народа, который говорит на этом языке. Почему лично я столь негативно отношусь к англицизмам и прочему замусориванию языка.
Может я нагнетаю и не так все плохо, просто дети билингвальны, знают сразу больше языков и у них лучше интеллектуальное развитие? Если бы так, но данные школы уже не раз были вовлечены в скандалы, вызванные именно формированием у учеников приверженности идеологии, которая никаким образом не совмещается с белорусской, не говоря уже про откровенно уголовные инциденты, как героизация военных преступников.
К примеру, в прошлом году в «Польской школе» в Бресте учеников привлекли к чествованию польского Национального дня памяти «отверженных солдат», а детям педагоги (если их так можно назвать) абсолютно серьезно говорили, что бойцы отряда под командованием Ромуальда Райса являются героями. Райс, он же «Бурый», чьи солдаты устраивали в Беларуси геноцид, сжигая деревни и убивая людей. Даже школьников нарядили в униформу польских солдат и научили исполнять польские военные песни.
С этого года в Беларуси запрещено преподавание в средних образовательных учреждениях на иностранных языках как основных. И это абсолютно правильная мера, которая направлена сугубо на интеграцию молодых граждан в наше общество, а не какого-то другого государства. Потому что большинству из них тут жить, трудиться, заводить семьи, участвовать в государственной политике.
И мы должны придерживаться твердых принципов, что мы развиваем свое государство, независимо от национальности и вероисповедания любого гражданина или жителя. Есть общественно сформированные принципы, которые непозволительно разрушать, руководствуясь интересами других государств.
А вот чем руководствуются авторы чужеродной нашему обществу «латинки» (не путать с латиницей), внедряя ее от написания в наших паспортах и вплоть до топонимов на остановочных пунктах — это хороший вопрос, ведь данное написание имеет очевидные польские корни, как и насаждение «латинки» на наших территориях шло именно поляками. Но при этом мы это написание нигде не изучаем.
Опять же, это иноязычное внедрение чужеродной идеологии, как наглядный пример. Попытка оправдать это фонетикой белорусского языка глупа по своей сути, фактически прикрывая именно полонизацию топонимов государства, ведь доминирующим разговорным языком в Беларуси является русский, а иностранцы белорусский не знают подавно.
С прикладной точки зрения это усложнение чтения и последующего выговаривания таких топонимов иностранцами, как и понимания преимущественно русскоязычным населением, ущемляющее права второго государственного языка. Зато полякам просто, так и запишем.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!