Минский метрополитен празднует сегодня 40-летие. Как появилась подземка в столице?
Сегодня Минскому метрополитену исполняется 40 лет. 29 июня 1984 года первый поезд с пассажирами отправился по Московской линии метро.
Строительство первого участка от станции «Институт культуры» до «Московской» продолжалось семь лет.
После Великой Отечественной войны Минск активно восстанавливался и развивался. Строительство автомобильных и тракторных заводов, производственных предприятий привлекло людей из разных уголков СССР. К 1972 году население Минска превысило миллион человек. Наземный общественный транспорт тогда был неспособен обеспечить перевозку пассажиров. Город нуждался в метрополитене.
В феврале 1977 года было принято постановление Совета Министров СССР о строительстве метрополитена в Минске. 3 мая 1977 года началось строительство, а к 4 ноября с строительной площадки будущей станции «Парк Челюскинцев» начали прокладывать тоннели.
Первый участок 1-й (Московской) линии метрополитена в Минске был введен в эксплуатацию на 6 месяцев ранее запланированного, ко дню 40-летия освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Его длина составила 7,84 км с восьмью станциями и электродепо «Московское».
Особенностью строительства стало неглубокое заложение станций из-за высокого уровня грунтовых вод. Станции размещались на глубине всего 10-17 метров, чтобы не нарушать архитектурный облик Минска, особенно в исторической части города. Самой глубокой станцией на сегодняшний день является «Юбилейная площадь», расположенная на глубине более 25 метров.
Эксплуатация первого участка показала необходимость его продления, и в 1986 году был открыт участок от «Московской» до «Восток» длиной 1,71 км.
30 декабря 1990 года были открыты первые шесть станций 2-й (Автозаводской) линии. К Дню Независимости Республики Беларусь, 3 июля 1995 года, были открыты две новые станции «Молодежная» и «Пушкинская». В последующие годы темпы строительства ускорились, и в ноябре 1997 года были открыты еще две станции — «Автозаводская» и «Партизанская». 5 сентября 2001 года была открыта двадцатая по счету станция с улучшенными техническими характеристиками — «Могилевская». В ее открытии принимал участие Президент Беларуси Александр Лукашенко.
На данный момент в Минске функционируют три линии метро: Автозаводская, Московская и Зеленолужская. Их общая протяженность составляет 40,82 км с 33 станциями. Из них 15 расположены на 1-й (Московской) линии, 14 — на 2-й (Автозаводской) и 4 — на 3-й (Зеленолужской) линиях.
В настоящее время завершается строительство трех новых станций на «зеленой» ветке, и обсуждается возможность строительства четвертой линии метро, которая будет образовывать кольцо внутри второго транспортного кольца города.
Ежегодно столичное метро перевозит до 300 миллионов человек, в среднем до 800 тысяч в день.