История легенды авиации в экспонатах: «Авиаконструктор Сухой, самолет сырой, а летчик мокрый»
Так говорили о самолетах, спроектированных Павлом Сухим. Причем эта фраза была похвалой, ведь известный авиаконструктор всегда придумывал что-то новое в своих аппаратах. Поэтому первые варианты иногда были «сырыми» и не доведенными до ума. Из-за этого и летчик был «мокрым», потому что никто не мог предположить, как самолет будет вести себя в воздухе. Но несмотря на это Павел Осипович является автором более 50 моделей самолетов, из которых 34 успешно испытаны и поставлены на вооружение.
В городе Глубокое, на малой родине великого авиаконструктора, есть музей, посвященный его жизни и деятельности. Размещен он в одной из городских школ, которая также носит имя Павла Осиповича. О самых интересных эпизодах жизни легенды мировой авиации и его прорывных изобретениях узнала корреспондент «Минской правды».
Среди новшеств — катапультируемое кресло
Идею создания катапультируемого кресла в самолетах Павлу подбросила сама жизнь. Во время Первой мировой войны перед тем как отправиться на фронт, он прошел обучение в школе прапорщиков в Петербурге. А после получения необходимых навыков работал помощником командира пулеметного батальона в 733 пехотном полку. Благодаря службе в артиллерийских войсках он и придумал установить на самолеты катапультируемое кресло, которое помогало бы летчику спастись. В будущем Павел Осипович введет в самолеты еще несколько новшеств. Среди основных — закрывающаяся и отапливаемая кабина, убирающиеся в полете шасси, ручная система торможения колес, мягкая обивка фюзеляжа. Все это появилось в его первом цельнометаллическом истребителе И-14.
«Любимчики» летчиков — линейки «СУ»
Эти самолеты по праву можно считать популярными среди летчиков. Они завоевали «народную» любовь среди профессионалов за легкость и удобство в управлении, а также «выживаемость» в боях.
— Самолет «СУ-2» вошел в историю как надежная и боевая машина, которая совмещала в себе функции штурмовика, бомбардировщика и разведчика, — рассказывает руководитель музея Наталья Рабизо. — Но в основном он использовался в ближних бомбардировочных авиаполках, которые поддерживали наземные бои. «Сражался» самолет и в составе 52-го ближнебомбардировочного авиаполка, который вел бои за Сталинград. За подвиги, совершенные на аппарате СУ-2, 5 человек получили звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной. Среди них и единственная женщина, взявшая на таран противника в сентябре 1941 года, Екатерина Зеленко.
Еще одним известным самолетом, вошедшим в историю развития авиации, стал «СУ-17». Этот аппарат — первый в СССР с изменяемой геометрией крыла. К 101-летию со дня рождения Павла Осиповича одна из моделей линейки была установлена на въезде в Глубокое со стороны Докшиц и Постав. Примечательно, что этот самолет служил в составе 40-ой армии в Афганистане и приземлился, можно сказать, на родине, на территории Барановичского авиаремонтного завода. Сам Сухой — самый большой критик своих изобретений, считал, что машина сконструирована хорошо. Он придавал большое значение магии этого числа. Павел Осипович был убежден, что если машина работает на 101%, значит, все было сделано правильно.
Создатель железных машин и железных сердец
В конце 1960-х на базе конструкторского бюро Сухого была основана лаборатория по созданию искусственного сердца. Загорелся этой идеей основатель мировой трансплантологии Владимир Демидов. Онобратился за помощью к министру здравоохранения СССР Борису Петровскому, а тот предложил привлечь к работе авиаконструктора. Позже Павел Осипович создал специальную группу, которая оказывала техническую помощь медикам в создании искусственного сердца. Первый опытный образец «Герц 02» появился в 1976 году и представлял собой пневмогидравлический насос, способный временно поддерживать работу больного сердца, пока не будет возможности установить донорское. Этот образец успешно протестировали на теленке. Он поддерживал жизнь последнего на протяжении двух недель. Однако сам Павел результат детища не увидел, так как умер в 1975 году.
Память об известном авиаконструкторе хранится не только в стенах музея, но и самом городе. Встречает гостей на въезде в Глубокое знаменитый «СУ-17», «охраняет» от опасностей среднюю школу №1 им. П. О. Сухого самолет «СУ-24». В парке Победы установлена еще одна его разработка — «Су-27П». А чуть дальше, на Аллее знаменитых земляков стоит и сам памятник Павла Осиповича, человека, который смог покорить небо.
Текст: Екатерина Курдо