Медовый, Яблочный и Хлебный Спасы. Как белорусы отмечают древние праздники — в архивных фото
29.08.24 15:06
(обновлено:
29.08.24 15:06)
Фото: из фонда БГАКФФД. Моменты праздника «Светля Яблачны Спас – Сiкоркаускай душы часцiцы» в городском поселке Шарковщина, Е. Козюля, Витебская область, август 1991 г.
Лелеемая в народе веками и по-прежнему особенно почитаемая в сельской местности триада августовских праздников — Спасы — прокатились по стране. Медовый, Яблочный и Третий (он же Хлебный, Ореховый) издревле считались «этапами» к главному празднику селян — концу сбора урожая по языческим верованиям и приуроченный к церковному празднику Происхождение честных древ Животворящего Креста. В эти дни, разбросанные по последнему летнему месяцу, было принято сначала есть овощи, заготавливать мед и освящать его, а также новые колодцы. Позже разрешалось есть яблоки из нового урожая, также предварительно отнеся их в церковь — Яблочный Спас означал наступление осени и преображение природы. Хлебный (Ореховый) — Третий — Спас, приуроченный ко дню празднования в Православной церкви перенесения Нерукотворного образа Спасителя разрешал печь изделия из муки зерна нового урожая, а также торговать холстами, полотнами, ткать их в больших количествах. За что его и прозвали Спасом на холсте.
Беларусь помнит обычаи стародавней старины, крепкими скрепами объединяющие ее население в единое неразрывное целое и оставляет свидетельства уважения к обрядам, хранящиеся в Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов.