Меню

«Капремонт» надо пережить». В Борисове объяснили, почему ремонт в доме 1930-х годов стал испытанием

«Капремонт» надо пережить». В Борисове объяснили, почему ремонт в доме 1930-х годов стал испытанием
Фото: автора и предоставлены "Службой заказчика"
Видео: автора и предоставлено "Службой заказчика"

В Борисове капитальный ремонт в старом доме в микрорайоне Лядище, которого жильцы ждали десятилетиями, обернулся настоящей головной болью для всех сторон. Жалобы на снятую крышу, обрушенные потолки, сырые материалы и работы без отселения попали в сеть и взволновали общественность. Корреспондент пообщался с представителями КУП «Служба заказчика», чтобы узнать их видение ситуации, которая оказалась куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Дом с характером и 71% поврежденных балок

Четырехэтажный 32-квартирный дом был построен в 1930 году. Серьезного ремонта здесь не проводилось никогда. Документация на капремонт, как рассказали в Службе заказчика, была разработана еще в 2018 году, но работы начались лишь летом 2025-го.

— Перед повторной экспертизой проектировщики выезжали на объект и провели еще одно обследование. Проект с изменениями прошел экспертизу, были выделены средства», — пояснил руководитель Службы заказчика Леонид Варавко.

Однако когда строители вскрыли чердак, их ждал неприятный сюрприз: состояние деревянных балок перекрытий оказалось катастрофическим — поврежденными были 71% от общего количества, а не 30%, как предполагалось ранее. Это потребовало срочного отселения жильцов восьми квартир на верхнем этаже.

Отселение: кто кому предлагал жилье?

По словам Леонида Варавко, как только 19 сентября получили отчет о состоянии балок, сразу же начали действовать.

— 22 сентября на совещании проговорили, что в ближайшие дни нужно провести собрание с жильцами и оповестить их о необходимости отселения, определились на 24 сентября. А также по поводу предоставления квартир из маневренного фонда обратились в райисполком, — уточнил он.

Парадокс в том, что 23 сентября, еще до собрания, одна из жительниц написала жалобу во все инстанции. В сети потом утверждали, что разговор о маневренном фонде зашел лишь после этого, но в службе заказчика это отрицают.

На собрании жильцам предложили обратиться за временным жильем, но, как утверждают в службе, все они отказались, найдя свои варианты. Чтобы обезопасить организацию, с них взяли расписки об отказе.

— На момент вскрытия потолков никто уже из них в доме не жил, — заверил Леонид Варавко.

Жалобы, проверки и гипсокартон: кто тормозит работу?

Леонид Варавко объясняет, что постоянные жалобы лишь мешают процессу.

— Из-за жалоб происходят регулярные перерывы в работе, на объект приезжают одна за другой проверки. По результатам иногда вносят изменения в проект. Так было с влагостойким гипсокартоном, который рекомендовали заменить на огнестойкий. Стропила и балки, между прочим, деревянные! Строители использовали материал по проекту, а винят их, — приводит пример Леонид Варавко.

Сырые доски или защитная пропитка?

Еще один пункт претензий — использование сырых досок и утеплителя. На это у заказчика тоже есть ответ.

— Автор сам себе противоречит, — парирует Леонид Варавко. — На фото видно, что доски укрыты пленкой. Зеленоватый оттенок — это не сырость, а специальная защитная пропитка. А утеплитель еще нигде не укладывали. Он хранится на чердаке. Никто в здравом уме не будет использовать сырой материал.

«У нее уже красота!» — история главной жалобщицы

Самое интересное в этой истории — личность самой активной жалобщицы. По словам соседей, в доме она не живет.

— Между прочим, у женщины подшиты потолки, покрашены, уже беленькие, красивые. Вот прям красота, реально красота! — говорит Леонид Варавко. — А она написала жалобы вообще везде, куда только можно…

В службе заказчика показывают видео «до» и «после»: обшарпанные обои конца 90-х, осыпающаяся штукатурка на потолке. И — ровный, белый гипсокартонный потолок после ремонта.

— Наша задача — показать людям адекватную точку зрения», — заключает руководитель.

Коммуникации, залитые квартиры и «надо потерпеть»

Рассказали в службе и о других проблемах.

Во-первых, коммуникации. Чтобы не портить дорогой ламинат и плитку в квартирах на первом этаже, подрядчик шел на ухищрения — прокладывал трубы через лотки из соседних помещений или даже делал отверстия в фундаменте. Во-вторых, залитие. При замене кровли залило две квартиры. С одним хозяином договорились на месте, второй получил компенсацию через страховку.

Главный посыл от службы заказчика: капремонт — это всегда испытание, но необходимое.

— Все должны понимать, что капитальный ремонт такого сложного дома — дело серьезное. Надо пережить капремонт, — считает Леонид Варавко. — Я не могу на себя взять ответственность, оставить балки в том состоянии. Мы делаем нужную для людей работу.

В службе подчеркивают, что объект регулярно проверяется инспекторами Госстройнадзора, и на сегодняшний день предписаний об устранении нарушений нет. И задают риторический вопрос: неужели жильцы без строительного образования знают нормы лучше государственных инспекторов?

Остается надеяться, что все «притирки» останутся позади, и долгожданный ремонт действительно завершится к сроку, а жильцы, перетерпев неудобства, будут десятилетиями жить в обновленном и безопасном доме.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59