Девочкам было по 5 и 7 лет — узнали подробности о семье из Столбцов, в которой отец насиловал детей

Многодетного отца из Столбцов осудили за физическое и сексуальное насилие в отношении своих детей. Об этом сообщила районная газета «Прамень». Мужчина в возрасте 32 лет для удовлетворения половой страсти неоднократно развращал дочерей. В силу своего маленького возраста и зависимого от отца положения девочки не могли оказать сопротивление. Корреспондент «МП» поговорил со следователями Столбцовского РОСК о расследовании, а также узнал у психолога, какие «тревожные звоночки» можно заметить у жертв насилия.
Первоначально родители с детьми проживали в одном из сельских населенных пунктов Столбцовского района. Позже переехали в райцентр, где семье предоставили квартиру как многодетной. С родителями росло 5 детей: 2 девочки и 3 мальчика. В сторону дочерей отец совершал действия сексуального характера. Когда начались истязательства, девочкам было по 5 и 7 лет.
— Следствием были выявлены случаи физического насилия и действий сексуального характера с 2020 по 2022 год. Они совершались в состоянии алкогольного опьянения обвиняемого как на территории сельского населенного пункта, так и в г. Столбцы. Физическому истязанию подвергались все пятеро детей. Младшему ребенку в семье в данный период было 2-3 года, — рассказали в РОСК.
Следователи добавили, что семья состояла на учете как находящаяся в социально опасном положении. Родители были склонны к употреблению спиртных напитков, постоянного места работы не имели, жили на государственное пособие. Дети неоднократно изымались из семьи под опеку государства. Отец и мать несколько раз пользовались шансом на исправление: кодировались, устраивались на работу и забирали детей обратно в семью. В этот период дети не рассказывали мониторинговым группам о действиях со стороны отца.
Были случаи, когда отец выставлял всех детей в ряд и заставлял сидеть на коленках на рассыпанной крупе. Это продолжалось до тех пор, пока мужчина не уснет. Иногда, когда родители выпивали и скандалили дома, дети прибегали к другим жильцам дома. Несколько раз соседи вызывали на горе-родителей милицию.
В комиссии по делам несовершеннолетних Столбцовского райисполкома подтвердили информацию, что семья находилась на учете в статусе СОП, к ней периодически выезжала на дом мониторинговая группа. Однако от других комментариев представители комиссии отказались.
Склонность к деструктивному образу жизни каждый раз давала о себе знать, и в 2022 году отца и мать все же лишили родительских прав. Детей первоначально передали под опеку государства. Так обе девочки оказались в опекунской семье. Вероятно, там они почувствовали доверие и осознали безопасность положения: больше не вернутся к родителям, как это случалось раньше. Своим опекунам девочки стали рассказывать о жестоком обращении со стороны отца. После этих слов семья обратилась в ответственные органы. Следственный комитет возбудил уголовное дело, материалы которого были переданы в суд.
На данный момент дети находятся в опекунских семьях. Некоторых из них уже усыновили. Всем пострадавшим была предложена необходимая медицинская и психологическая помощь.
Суд вынес мужчине приговор в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Приговор еще не вступил в законную силу и может быть обжалован.
Почему ситуацию не заметили раньше?
Возникают вопросы: неужели на протяжении двух лет ни соседи, ни педагоги, ни соцслужбы не замечали жесткого обращения с детьми? Или же просто молчали, как и сами дети? Можно ли определить жертву сексуального насилия? С этими вопросами мы обратились к психологу Центра здоровья подростков и молодежи Столбцовской ЦРБ Веронике Кипеть.
— Если говорить про специфические психологические признаки жертв насилия, то таковых нет. Могут проявляться только косвенные, которые могут насторожить взрослых. У детей дошкольного возраста изменения в поведении больше на поверхности. Ребенок может открыто демонстрировать половые органы сверстникам, совершать действия, имитирующие половой акт. Дети могут начать портить игрушки. Девочки проецируют свои страх и боль от случившегося на куклах. Они могут зарисовывать им глаза, небрежно обрезать волосы. Кроме того, у детей дошкольного возраста не очень хорошо сформировано критическое мышление, им проще рассказать о случившемся. Ребенок может напрямую сказать: «меня обижают» или «меня трогают», — отметила психолог.

У подростков, переживших насилие, проявляется демонстративное сексуальное поведение. Девушки могут открыто предлагать себя, носить вызывающую одежду. К признакам жертвы насилия можно отнести и самоповреждение для снятия болезненного внутреннего состояния.
— Это не специфичное поведение жертвы насилия. Такие признаки могут выражать и кризис подросткового возраста. Однако если чересчур открытое сексуальное поведение нарушает границы других подростков, это может вызвать опасения. К признакам можно отнести и дорогие подарки, которые появляются неизвестно откуда. Это может быть новый телефон, дорогая техника и другие вещи, которые ребенок не в состоянии сам себе купить, — сказала психолог.
Специалист пояснила, что жертвы зачастую молчат о своем положении, так как переживают конфликт чувств. Среди насильников может оказаться близкий человек: родители или другие родственники, друзья, соседи.
— Эти люди проявляют заботу к жертвам. Как правило, после совершения насильственных действий могут дарить игрушки, покупать сладости и говорить: «Я же к тебе хорошо отношусь». Отсюда и берется причина, почему жертвы молчат. У них возникает конфликт чувств: «Человек проявляет заботу, мои близкие хорошо к нему относятся. Как я могу думать о нем плохо?». Как форма проявления такого конфликта — замыкание. Ребенок не понимает, хорошо к нему относятся или плохо: «Человек говорит, что любит меня», «Хоть мне и больно от такой любви, но меня любят», «Мне делают подарки, значит заботятся обо мне» и так далее.
Психолог добавила, что такой конфликт чувств обычно испытывают дети, которые растут либо с гиперконтролирующими родителями, которые нарушают личное пространство, либо равнодушными, которые не уделяют внимания ребенку.
Как предотвратить молчание? Специалисты советуют заниматься половым воспитанием детей. Уже с дошкольного возраста можно объяснять «правило нижнего белья»: то, что находится под нижним бельем, нельзя трогать другим и показывать кому-либо. Нужно учить ребенка называть мужские и женские половые органы своими именами. Объяснить маленькому ребенку, откуда берутся дети, можно так: «ты появился у мамы в животике».
— Важно выстраивать с ребенком доверительные отношения. Если обнаружили у него вышеперечисленные признаки, необходимо понаблюдать за ним, а также поговорить, если в семье выстроены доверительные отношения. Если таковых нет, на беседу может вызвать классный руководитель или педагог-психолог. Тема на самом деле тяжелая, так как это вторжение в семейные границы. Нам, как специалистам, трудно принять решение, когда в них необходимо вторгнуться. Потому что, если ребенок напрямую не говорит о насилии, трудно судить о ситуации по косвенным признакам. Нужно разговаривать, выяснять и прояснять, — подчеркнула психолог.
Если же ребенок сообщает о сексуальном насилии в его отношении, необходимо сразу обращаться не за психологической помощью, а в РОВД. Сотрудники службы первоначально проведут свои оперативные действия, а затем направят ребенка за психологической помощью.
Рекомендуем


