Реквием по кумиру. Почему Пугачева не стала преемницей Клавдии Шульженко
Находясь не одно десятилетие на вершине отечественной эстрады, Алла Пугачева, без преувеличения, являлась символом целой эпохи. Публика любила певицу за блестящий талант, а к ее эпатажным выходкам всегда была снисходительна, принимая их за кураж и издержки творческого напряжения. Что и говорить — сценический образ артиста всегда очень обманчив: он заслоняет собой истинные человеческие качества.
Получив буквально накануне развала страны звание народной артистки СССР, уже в независимой России Пугачева только упрочила свое первенство и стала настоящей королевой шоу-бизнеса. Ее доходы росли как на дрожжах, а аппетиты — еще быстрее. Обласканная властью, она вершила судьбы других артистов, ломала моральные стереотипы, жила на полную катушку. Казалось, что Алла была самим олицетворением движения страны к новым горизонтам — сильная, смелая, неудержимая, сметающая любые преграды. И на сцене, и в жизни она оставалась непревзойденным мастером: порой лиричная и женственная, иногда циничная и самоуверенная. В общем, с ней мало кто мог сравниться.
Количество регалий и наград артистки говорит само за себя: почти полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», многолетняя «Лучшая певица» и «Женщина года». По опросам ВЦИОМ она также неоднократно признавалась призером рейтинга «Российская элита», а в 2012 году в результате исследования общественного мнения оказалась на 4-м месте в номинации «Самая умная женщина России», пропустив вперед только Валентину Матвиенко, Ирину Хакамаду и… Екатерину II. Все это свидетельствовало, что перед нами не просто успешная певица, а общепризнанный общественный авторитет, к которому прислушиваются и на который равняются миллионы сограждан.
Прерванный полет
Еще в молодости Пугачева познакомилась, а затем и подружилась с выдающейся советской певицей Клавдией Ивановной Шульженко. Их сближало многое: неподражаемый артистизм, независимость репертуара и экстравагантность в поступках. Будучи лирической певицей, в годы войны Шульженко со своей концертной бригадой выступала перед бойцами Красной армии, ездила по госпиталям, не раз бывала на передовой. Ее песни подкупали своей чистотой, искренностью, вдохновляли слушателей — это было не постановочное продюсерское творчество и не коммерческий расчет. Поколение фронтовиков боготворило Шульженко до конца ее дней. И даже будучи совсем пожилой, она, выходя на сцену, срывала неизменные овации. Прожив яркую жизнь, певица не изменила себе, своей Отчизне и тому делу, которому она себя посвятила. Без всяких рейтингов она снискала славу великой исполнительницы.
Завершение творческого и жизненного пути Шульженко пришлось на расцвет славы Аллы Пугачевой. Хорошо помнится, как однажды они вместе вышли на сцену и Пугачева называла Клавдию Ивановну своей наставницей и крестной матерью на эстраде, подчеркивая преемственность их творческого пути. Новой звезде было недостаточно простой популярности, она хотела стать для своего поколения таким же символом, каким была для своих современников Шульженко. И она им стала, подняв исполнительское мастерство на недосягаемый уровень и получив реально всенародную любовь и славу. При этом, возможно, не осознавая до конца, что вместе с этим ей досталась и высочайшая ответственность перед своей страной и ее народом.
Пугачева не прошла испытание славой, а еще более — шальными деньгами. Прошли годы, и она поставила себя выше публики, забыв, что великими в памяти людей остаются только те, кто до конца не изменил высокому призванию артиста — служению своему зрителю и любви к нему как главному источнику своего вдохновения и успеха. Велик тот, кто не соблазняется и не разменивает великое на мелочное, обывательское. И тем более не бросает свою страну и зрителей во времена тяжелых испытаний и бескомпромиссной борьбы. К сожалению, Алла Борисовна выбрала другой путь. Сегодня она вместе с семьей кочует по миру, дистанцируясь от России и поддерживая русофобскую риторику покинувших родину приспособленцев и предателей, прикрывающих свою жадность и духовную немощь лицемерным пацифизмом. Меркантильная философия оказалась слишком тяжела для крыльев Примадонны — она прервала свой головокружительный полет. Ее падение с заоблачных высот вышло не трагичным, а каким-то жалким и суетливым: в постоянных метаниях между недалеким мужем, замком в деревне с характерным названием Грязь и прелестными детьми, ставшими заложниками геронтологического эксперимента.
Трудный выбор Орфея
Недавно Алла в очередной раз неожиданно приехала в Россию. Многие тут же начали гадать на кофейной гуще — зачем? Мнения, как водится, разделились: одумалась и вернулась на родину; решила окончательно распродать имущество и уехать бесповоротно; хочет реабилитировать своего мужа и снять с него позорный статус иноагента. Были и предположения о каком-то завещании. Впрочем, не все ли равно, зачем она здесь?
Вот и Кремль устами Дмитрия Пескова обозначил свое мнение: Пугачева — гражданка России, свободный человек, может ездить куда угодно и возвращаться по своему усмотрению. Прозвучали, правда, отдельные голоса, мол, ату ее — задержать и проверить на антигосударственную деятельность: вдруг она закупала туалетную бумагу для нужд ВСУ? Или того хуже: спела на мове в кабаке Тель-Авива?
В общем, старые заслуги не в счет, когда в суровые времена определяющим становится нравственный выбор, который оставляет только белое или черное. И все же в этом конкретном случае окончательный вердикт для многих может оказаться настолько разочаровывающим и болезненным, что хочется повременить с его вынесением.
В этом тоже должно быть достоинство нашей стороны: тот, кто выстрадал у жизни моральное право судить других, обычно делает это в молчании, оставляя последнее слово Богу. Потому что в конечном итоге не грех является определяющим, а покаяние. А для последнего необходимо время, душа должна созреть наедине с собой и обстоятельствами.
Бывает много ситуаций, когда стоит подождать с выводами и оценками. С Пугачевой как раз такой случай — она серьезно ошиблась, но именно у нее пока есть право выбора. И здесь уже не важно, закончилась ли она как артистка. Гораздо важнее, жива ли она для нас как личность. Уже бывшие фанаты певицы не могут ей простить то, что она покинула страну в трудный период. Для них и как артистка, и как личность она умерла. И вряд ли они ждут воскрешения потухшей звезды…
Послесловие о кумирах
Люди всегда были склонны ассоциировать артиста с его творчеством и сценическим образом. Последний бывает настолько ярким, что народ заочно награждает своего любимца немыслимыми ожиданиями. Когда порою они не оправдываются, наступает отрезвление и горькое разочарование. Это воспринимается как измена своим песням или ролям, но в большей степени — тому представлению, которое сами же поклонники и нарисовали в собственном воображении. Ведь надо отдавать себе отчет, что кумир —такой же человек, как и мы, со своими недостатками, сомнениями, болями, — не стоит требовать от него невозможного, если он сам этого от себя не потребует. Искусство — это всего лишь лицедейство.
И все же артист, который выходил к публике и искал ее признания, не имеет ни малейшего права плевать в душу тем, кто искренне верил тому, что он демонстрировал со сцены.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» — слова Экзюпери как раз об этом. Творчество — это огромная ответственность. И величие художника определяется не высотой вершины, на которую ему удалось взобраться, не заработанными деньгами и даже не силой таланта, а верностью своему пути до конца. В противном случае получается фарс и мелочное предательство, в первую очередь — самого себя.
Ситуация, когда талант оказывается намного масштабнее личности его носителя, всегда порождает конфликт. Неудивительно, что заканчивается это, как в знаменитой песне Аллы Пугачевой: «Знаю, милый, знаю, что с тобой: потерял себя ты, потерял. Ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал».
Факты:
- Пугачева с гастролями объездила почти полмира. Она побывала в Италии, Венгрии, Швеции, Югославии, Румынии, Израиле, Польше, Финляндии, Японии, Австралии, США, Германии, Швейцарии, Индии, Франции, на Кубе.
- Дискография Аллы Борисовны насчитывает более 100 пластинок, их тираж по всему миру разошелся в 250 миллионов штук.