От благословения к партнерству: что принес визит Лукашенко в Мьянму
Мьянма — это почти край свет. Джунгли, горы, океан — экзотика. У входа в фешенебельные отели можновстретить змей, а в ноябре даже в больших городах слышно пение птиц, а у меня в голове — пульсируют слова: «О, Беларусь, мая шыпшына». В таких дальних краях и дальних командировках понимаешь любовь диплотматов ко всему беларускому — нашему. И почему-то вспоминаются кадры из фильма «Белые росы» — когда герой Караченцова играл на гармоне лёжа на асфальте.
В Нейпьидо это фагмент можно снять с рвзмахом. Там по десять полос в каждом направлении, и часто они пусты. А сама обстановка на дороге — очень показательная. Есть и автомобили з разным расположением руля. Водители привыкли. Привыкла и сама страна к такому разнообразию и разделению. Три фактора. Первый это пёстрая этническая картина: в Мьянме слишком много племенных групп, и большинство из них были независимыми до колонизации; второй — богатство земель: плодородная Иравади и щедрые недра на редкоземельные металлы, серебро и драгоценные камни; третье — геополитическое положение.

От горных цепей Восточных Гималаев на севере до Андаманского моря на Юге. Природа Мьянмы как её история и культура — ревняя и пёстрая. Это одна из самых разнообразных стран Юго-Восточной Азии. Здесь проживает около 140 этических групп. У нее самый высокий солнечный потенциал в регионе и один из самых высоких в мире. Эдемский сад но всё-таки земной. Мьянма узел напряжения, где сошлись интересы Китая, Индии, и конечно же США. Так что благословение явлется ещё и испытанием.



Молодость моя — Нейпьидо
Мьянма – страна перемен. Своё официальное название сменила из-за веяний демократизации. В государственных границах проживает около 140 народностей. А языковое разнообразие отражает именно этот термин «Мьянма». И столицу тоже поменяли. Великого переселения народов не случилось, как это было во время освоения этих земель. Люди пришли, спустились с китайского Тибета, но институтам государственно власти переехать пришлось.


Нейпьидо (дословно «обитель королей») — самая молодая столица в Азии. Ей — всего-то 20 лет. Очень просторная, ещё не обжитая, и строго разделена по секторам. В одном — отели, небоскребы среди джунглей, в другом — правительственные здания, есть отдельное авеню — посольств, территория — домов госслужащих. Причем, крыши выкрашены в корпоративные цвета министерств. Такая вот пёстрая диктатура архитектуры. Говорят, построили главный город Мьянмы на месте деревень по совету главного астролога страны. Да, здесь полно экзотики. Но вот к политическому и экономическому сотрудничеству подходят весьма рационально. Выбрали Беларусь.

А теперь в самой молодой столице Азии — появилась улица в честь нашей столицы. Её открыла белорусская делегация. Это один из моментов формализации признательности Мьянмы перед нашей страной. Протяженность улицы три километра — там есть парковая зона и торговый центр. Но ещё всё впереди. Как и в наших отношениях. Концепция сотрудничества уже выстроена. Ещё предстоит понять архитектуру рынка. Отладить логистические цепочки. Мьянма — это почти 55 миллионов населения. Пускай пока распробуют наши товары. Неожиданная деталь для, в целом, текстильной страны: поверх красной ковровой дорожки — витебский ковер. Такие кооперационные открытия ещё впереди.

Беларусь не смотрит на Мьянму как на страну-донора редкоземельных металлов и драгоценных камней — чего здесь достаточно. А как на долгосрочного партнёра. Поэтому среди бизнесменов и директората самые известные ректоры самых известных вузов страны. Белгосуниверситета и БГУИР. Результатах такого образовательного концепта — это мягка сила, выпускники наших вузов из Мьянмы станут проводниками белорусских интересов — внештатными дипломатами..
В Мьянме босой, но не бедный бизнес. Такой у них дресс-код. Сандалии, которые они постоянно снимают и лонджи. Это юбка унисекс. Её носят и мужчины и женщины. Отличие только в узле. Мужчины завязывают спереди, женщины — сбоку.. Это только наши управленцы и директорат в строгих деловых костюмах. Беларусь –равно обязательность. Это постоянно подчёркивает наш Президент. В сандалях и лонжи встречали и наша Президента. Зато как встречали!


Широта Глобального Юга и узел геополитики
Дипломатический вайб Минска — равноправные отношения Что так ценят страны прошедшие через колониальный гнёт. Это — памятник генералу Аусэн. Он борец за Независимость Мьянмы. Это лобное место столицы. И его украшают флаги Беларуси и Мьянмы. Чаще чем портреты президента Беларуси в Нейпьидо можно встретить только изваяния буды. Правительство нынешней каденции впервые принимает официальный визит. Здесь его назвали государственным.
В Мьянме — постарались всем. Государственные флаги раздували специальными промышленными вентиляторами. Словно зажглась вся новогодняя иллюминация Нейпьидо́. Фигуры — освященные в национальные орнаменты. Несколько сотен встречающих. И десятки мотоциклистов сопровождающих кортеж. У трапа Первого приветствует — Премьер-министр Республики Союз Мьянма, министры и дипломаты. Рота почётного караула, молодежь, представители разных этнических групп — порядка 300 человек.




Так помпезно нашего Главу государства встречают во многих странах глобального Юга. Сказывается и политический авторитет самого лидера и доктрина экономического сотрудничества официального Минска — экспортируем компетенции и предлагаем равноправные отношения. Уважают. Но в Мьянме пошли, вернее, поехали дальше. Кортеж сначала сопровождали мотоциклисты, а затем конная гвардия. Были даже и артиллерийские залпы как в Омане. И искренние объятия лидеров.
Сейчас в Мьянме самая приемлемая часть года — не жарко. Но речь и про погоду политическую. Между Минском и Нейпидо — хорошие отношения. Теперь их надо переставить на экономические рельсы. Для этого наш Президент в Мьянме. Почитай на краю земли звучит белорусский гимн. В местном президентском Дворце около 100 комнат и залов. И очень высокие потолки. Акустика отменная. Даже наш миролюбивый гимн звучит по-воинственному.
Военные и полиция — это привычный пейзаж современной Мьянмы. Её особенность политического управления. Либо госуправленцы в юбках — лонджи, либо в форме. Хотя и генералы носят в лонжи. У страны древняя государственность и выгодное геополитическое положение. Поэтому свои интересы не раз приходилось защищать силой оружия. Формироваться государственность начала ещё до нашей эры. И история страны — это история борьбы. И сейчас Мьянма — нуждается в дипломатических опорах.
Исполняющий обязанности президента Республики Союз Мьянма, председатель Комиссии национальной безопасности и мира Мин Аун Хлайним поблагодарить Первого и Беларусь за поддержку Мьянмы на международной арене и на площадке Генеральной Ассамблеи ООН. Водрузить знамя свое независимости они смогли только после того как советские воины в том числе прошедший белорусскую партизанку Егоров, водрозул наше знамя Победы над поверженным рейхстагом. Итоги второй мировой война позволили раставить приоритеты нового миропорядка. А для большинства стран глобального Юга стали пропуском к их независимости.
Страну, как канат, каждый центр силы пытается перетянуть на свою сторону. От этого растёт напряжение в самом государстве. Нынешние власти стараются придерживаться политики применения. Что незыблемо для Мьянмы. Среди титулов здешнего главы государства — значится председатель Комиссии национальной безопасности и мира. Мьянма расположена между Слоном и Драконом, а такое стратегическое положение в тихоокеанском регионе и богатые недра привлекает сюда и вашингтонских ястребов. Ведь для Поднебесной через Мьянму самый кротчайший выход в Индийский океан. Мьянма — первая по величине страна материковой части Юго-Восточной Азии и узел геополитики. И есть международные силы, которым выгодна нестабильность в этой стране. От неё всем чего-то надо, а дать, готова Беларусь.

Ткань сотрудничества
Местная культура интересна пословицами: если сматываешь нитки — выйдет клубок. И это не про текстильную дипломатию, про крепкие связи между странами. Мы им — лён, а они нам — хлопок. И услуги пошива. В новую ткань выгодного сотрудничества — вплетено не только текстильное производство. Хотя для Мьянмы — это 30 процентов экспорта. Кстати, руководитель Беллегпромма — официальное лицо, закрепленное и ответственное за сотрудничество с Мьянмой. Но в этой стране готовы развернуться тяжеловесы белорусского экспорта. Для тракторов не паханное поле работы, основная тяговая сила у местных крестьян — буйволы, а средство транспортировки — повозки. Хотя АПК очень важная сфера деятельности. За год здесь снимают по четыре урожая риса. На рынке Мьянмы развернутся и наши грузовые тягачи, и ускорят процесс развития местного здравоохранения наши «Скорые» и лекарства.


Это уже третий бизнес-форум за один год активной работы. Создан отдельный комитет белорусско-мьянманского сотрудничества. Соглашение о защите инвестиций, таможенном сотрудничестве, и безвизе — уже работают. Это важные договоренности. Скептицизм из-за большого расстояния между нашими странами не оправдался.
Наши экономики взаимно дополняемые, то в чём нуждается Мьянма производит Беларусь. Беларусь в прошлом году стала партнером БРИКС. Мьянма также желает присоединиться к ШОС и БРИКС в качестве наблюдателя. Отдельная тема — интеграция в ЕАЭС. И в этом вопросе Ньюпидо рассчитывает на Минск. Вопрос сугубо экономического сотрудничества и компетенций. Так, в начале марта Минск посетил премьер-министра этой страны. Потом была встреча на площадке ЕАЭС.
Тон экономическим отношениям задает политическое руководство стран. О обоюдном интересе говорит и тот факт, что статус представительства Мьянмы в Минске повысят до уровня Посольства.
Формула работы понятна — а математика действий в Мьянме — это 29 различных соглашений и меморандумов от медицины до ВПК. Половина была подписано на бизнес форуме, речь о контрактах на 9 миллионов долларов. Это первая победа — уверены в БЕЛТПП — организаторы форума.

Корни успеха
А новый импульс придал первый визит Первого в Мьянму. В присутствие лидеров — скреплены печатями и подписями межправительственные соглашения о предоставлении экспортных кредитов, о сотрудничестве в области науки и технологий, взаимной помощи в таможенных делах, и избежании двойного налогообложения или уклонения от налогов. Утверждена карта по развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Союз Мьянма до 2028 года. Интересная деталь обычно руки жмут тек, кто подписывают документы, но министры Мьянмы обменялись рукопожатием и с нашим Президентом. Сегодня же подписали соглашение и об отмене виз между странами. Но никаких туристических поездок для управленцев не будет — напомнил Президент. Мьянма — из обоймы государств Дальней Дуги, но Минск для Нейпьидо может стать точкой опоры и развития: у нас есть много, что другие страны не готовы дать этой стране. Чтобы властвовать надо управлять, дергать за ниточки, не позволять развиваться такой полезной стране, делать её удобной. А у нас лишь один интрес — сугубо экономический.

Говорят что первое впечатление дважды не сделаешь. Поэтому принимающая сторона выложилась. Удивляла и местной кухней — она как и культура эклектична. Местный артисты даже разучили наши песни. Высокая поэтика отношений — передаёт и совместная церемония высадки лидерами дерева. В национально парке в честь нашего визита посажено Канко — цветочное дерево удачи и благополучия. Президента попросили освятить его — получилось почти по-христиански. А сам батонический парк — изобилует лекарственными деревьями.


Кстати, за этот парк отвечают сотрудники трех министерств. Здравоохранения, природных ресурсов и сельского хозяйства. Символично. Направления нашего сотрудничества. Завершило культурную программу и визит — посещение буддистского комплекса — это проект нынешнего руководства страны. Извояние выпелено из огромной глыбы. Для будисткой Мьянмы это конечно знаковое событие как и посадка дерево удачи и благополучия. Но мы то белорусы, знаем, что дерево приносит плоды, когда за ним ухаживают. Так и с межгосударственными отношениями. Но корни успеха после этого визита Президента уже проросли на почве сотрудничества.
Рекомендуем