Рассказываем, почему необходимо реформировать ООН

Организация Объединенных Наций в своем нынешнем виде — реликт 1945 года, когда существовали только две сверхдержавы, СССР и США. Тогда же постоянными членами Совет Безопасности стали Советский Союз, Китайская Республика (на тот момент руководимая Гоминьданом во главе с Чан Кайши), Великобритания, Франция и США.
После 1991 года стало понятно, что архитектура международной безопасности, в основе которой лежит ООН и ее Совет Безопасности, фактически сошла на нет, а в XXI веке названные институты, будем откровенны, совершенно не играют никакой роли.
Дискуссии о том, что ООН необходима реформа, ведутся уже как минимум три десятилетия, но до сих пор оппоненты не могут сойтись во мнении, в каком направлении двигать реформу, чтобы ООН действительно стала авторитетным международным институтом.
Если оглянуться в прошлое, то окажется, что все без исключения постоянные члены Совбеза успели где-то повоевать, а некоторые — даже не один раз. Подумать только, государства, которым мировое сообщество доверило поддержание мира, сами воевали! Кризис всей системы международной безопасности налицо.

Наиболее острой критике Организация начала подвергаться после распада Советского Союза. До 1991 года слышались лишь слабые голоса ее критиков, поскольку система международной безопасности работала не за счет ООН, а благодаря существованию двухполярного мира во главе с СССР и США, которые уравновешивали друг друга и всегда гласно или негласно контактировали между собой. С распадом СССР эта система рухнула, потому что мир стал монополярным. Затем в силу сложившихся обстоятельств мир начал двигаться к многополярности, что не устроило Соединенные Штаты, а кризис Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений только усугубился, поскольку она сама стала анахронизмом.
Предложений по реформированию Организации поступало великое множество: от включения в число постоянных членов Совета Безопасности Германии и Японии, которые по своему «весу» в мировой экономике и международному авторитету имеют право там находиться. Однако, структура Совета Безопасности — образец 1945 года, реформирование которого будет сложным и даже непредсказуемым, поскольку у «старых» постоянных членов различные цели и задачи, а у потенциально новых — тем более. Уже только по этой причине реформировать Совет Безопасности достаточно сложно. А если учесть, что для расширения Совета Безопасности необходимо согласие всех государств, входящих в ООН, то это по сути непосильная задача.

Вторая проблема необходимости реформирования ООН состоит в том, что если в мире отсутствует баланс двух сил, которыми были Советский Союз и США, то силы одного только международного права для разрешения различного рода противоречий явно недостаточно.
Необходимо отметить, что ООН создавалась в фактически неядерную эпоху, а в настоящее время количество ядерных держав увеличивается, что делает элементом сдерживания силу, а не международное право, как планировалось в сороковые годы прошлого века.
В пользу необходимости реформирования Совета Безопасности ООН говорит и то обстоятельство, что растет влияние на международную повестку дня азиатских, африканских и латиноамериканских государств, которые заслуживают своего представления в более высоком статусе, нежели государств-членов ООН. Вполне логично, что состав Совбеза должен быть представлен пропорционально, потому что государства бывшего «третьего мира», например, Индия, будут играть через несколько десятилетий большую роль в мире, чем те же Германия или Франция.

В этом смысле намного проще было бы не реформировать уже существующую ООН, а создать новую международную организацию с пропорциональным представительством в руководящих органах. Насколько международное сообщество, а также нынешние постоянные члены Совбеза с этим согласятся, тоже большой вопрос. Особенно это касается глобального Запада, пока что доминирующего в современном мире.
Как бы там ни было, но поводов к созданию новой авторитетной и, главное, работоспособной международной организации более, чем достаточно, потому что ООН в своем нынешнем виде себя дискредитировала. Для этого необходима глобальная заинтересованность в урегулировании конфликтов и огромное желание потрудиться над созданием новой структуры международной безопасности. Желание создавать что-то новое или реформировать старое во многом зависит от того, в каком состоянии выйдут из ситуации вокруг Украины Россия, коллективный Запад и Китай, которые и займутся созданием новой эффективной архитектуры международной безопасности.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем


