Высший пилотаж на фоне войны: как 2025-й стал годом геополитического признания Беларуси
Уходящий год останется в нашей истории. Да, как и все предыдущие, но со свои особым шармом. Он стал показательным годом нашего политического развития, переходного периода от одного электорального цикла к другому. Причём, периодов разных и по содержанию, и по настроению. От внутренних испытаний до спокойного развития. Не самоуспокоения, не стагнации, но развития. А развитие — это постоянная работа, движение. Оно должно быть и к этому нас подвигает внешняя ситуация. Работать, как это делает Первый.
От выборов к ВНС
Выборы стали началом нового электорально-политического цикла в стране. На участки мы пошли так же консолидировано, как и до этого участвовали в конституционном референдуме. Кстати, менять Конституцию, советуясь с народом, — признак высшей демократии.
Это было главное событие 2025-го — президентские выборы, на которых Александр Лукашенко одержал убедительную победу, набрав 86,82 % голосов избирателей. Как в 94-м, так и в 25-м мы шли не просто на выборы, мы шли голосовать за Лукашенко.
«Наша победа! Наш Президент!» — именно такой лозунг стал мейнстримом выборной недели. Действующий президент обогнал своих конкурентов более чем в 25 раз, а явка, превысила 85 процентов. Выборы состоялись уже к полудню, когда количество голосов превысило 56%. Не это ли говорит о приверженности проводимому в стране курсу развития. Это напоминало электоральный марафон единства. Выборы в Беларусь оценивали 44 тысячи национальных и полтысячи международных наблюдателей. Речь идёт не только о разных странах, но о разных континентах.
Элегантная победа Первого связана со сложной ситуацией в мире и вокруг, его профессионализмом и преданностью, ну и конечно с повзрослевшим нашим обществом, которое сняло очки радужного цвета, глядя на Запад, и поняло, что президентский опыт — это не изъян (исходя из демократии), а приобретение, следуя логике для государственной пользы.

А вот что касается демократии — то лучшего, чем белорусский опыт всенародного вече, — нет опыта. Это был спрессованный двухдневный анонс будущего Беларуси, какой станет наша страна до 2030 года. Это был экзамен прожитого года и политического периода. ВНС задействовано в новом статусе. Это была демонстрация белорусской модели развития всему миру: и наших наработок по созданию современной государственности, и отражение самоидентичного белорусского пути.
Геополитическая турбулентность в мире — мимо. Попытка раскачать Беларусь — мимо. В десяточку — ВНС. Это и отражение нашего тысячелетнего исторического опыта.
Впервые ВНС выполнило роль высшего представительного органа народовластия, определив стратегические направления развития общества и государства. Утверждена Программа социально-экономического развития Беларуси на будущую пятилетку.
Приняты кадровые решения. В Конституционном и Верховных судах полностью новый состав. Это и есть признак самого открытого и демократического государства. Ни в одной стране нет такого ВНС. У председателей судов и новых составов задачи — оживить судебную систему, гармонично вплести её в обновлённую политическую жизнь страны. Главное, не повторить Европу с её законолюбием. Учитывая опыт и знания назначенцев, нет сомнения — справятся.

Будучи генеральным прокурором, Андрей Швед поднял огромный и судьбоносный пласт истории белорусского народа, уже покрывшийся забвению и патиной обыденности. Геноцид белорусов — не меньшая рана на теле человечества, чем Холокост евреев. Только детям Авраама пожаловали Палестину — земли расцвета царств Давида и Соломона. Попытались откупиться. Разве можно откупиться от зверств, возведенных в ранг интересов целых государств? А от нас, белорусов, вообще не откупались. Наоборот, продолжили геноцид финансовый и экономический. С ним воевали на протяжении всего года.
Бой — финансовому геноциду, а безопасность — Евразии
Весь год приходилось бороться с внешним давлением — финансовым геноцидом. Но его последствия мы испытываем и внутри страны. Болезненно и остро. Весь год Президент крутился по стране: крепкие регионы — сильная страна. Особое внимание Витебской области.
Витебский прорыв стал одним из легендарных эпизодов Великой Отечественной войны. Были спасены десятки тысяч человек. Сейчас надо совершить новый «витебский прорыв», только уже на мирном фронте. Речь про развитие одной пятой Беларуси. Две фазы возрождения область пережила, но чего-то не хватает. Людей, прежде всего. А причина нетривиальна — до сих пор испытываем последствия геноцида. В Витебске из 180 тысяч жителей осталось 118 человек. И сейчас белорусское поле нуждается в уходе и защите, чтобы наш урожай не топтали оккупанты. Неужели мы историю забыли, особенно здесь, на витебских землях, — где зарождалась белорусская государственность? В прошлом году Первому губернатор Субботин подарил меч, как защитнику земель. Вот и защищает.

У иудеев есть такая метафора о двух руках Бога: левая — это Гвура (справедливость), а правая — Хесед (милость), левая — наказывает, а правая — милует. Именно так и стоит действовать, и чтобы левая рука не знала, что делает правая. В нашем случае левая рука — это дипломатия, а правая — военные силы. Хотя в нашей руке не меч. Но щит.
Миролюбивая Беларусь продолжала укреплять архитектуру безопасности на пространстве многообразной Евразии, несмотря на диктатуру риторики войны в европейской политике.Дорога к европейской безопасности и благополучию пролегает через Минск. Это, в третий раз, повторили теперь уже 800 участников Минской конференции по безопасности.
Путин — брат, Си — друг. А кто же тогда Трамп? Партнер по большой сделке. «Белавиа» — подрезать крылья, калийной отрасли — насолить. Пытались. Теперь это в прошлом. Санкционные гештальты прошлого электорального цикла закрыл Первый. Но это не значит, что успехи нашей дипломатии сблизят нас с брюссельскими гуманистами. Наоборот, они точат топоры — ведь у западных соседей бюджеты войны. А мы готовы сдерживать их агрессию своим арсеналом. «Орешник» в Беларуси. И «Полонез-М» прошёл успешные испытания. А сами мы займемся освоением новой компетенции — ракетостроением. В год 80-летия Великой Победы приходится защищать мир.

Мы наследники дипломатии Громыко и наследники Победы, избавившей Европу от крематориев нацизма, а весь мир, от Китайского моря до водопада Виктория, — от прогрессивного коллективного Запада с его милитаризмом и колониальным геноцидом. Именно с белорусского Кургана Славы лучше всего видно и Победное знамя над рейхстагом, и знамена освобождения разных стран мира.
Шествие по странам глобального мира
В цивилизации победы Беларусь — страна из первого, главного эшелона. И наш Президент, сохранивший эту память в самый сложный период, когда под обломками памятников вокруг стыдливо прятали наше завоевание даже соседи, Беларусь-партизанская берегла эту память. А сейчас парады в честь 80-летия Победы и окончания Второй мировой войны — в крупнейших по территории и по экономическим возможностям странах мира, в России и Китае.
Настоящий парад — победное шествие — в этом году совершил наш Президент по планете. Международный авторитет, промышленные компетенции госсектора и равноправное и справедливое сотрудничество — дипломатия по-белорусски.
С одними странами мы выстраиваем партнерские проекты: компетенции взамен на инвестиции, другим — предлагаем свои товары и услуги, третьим, а среди них и первые и вторые, — логистические гиганты новых транснациональных коридоров. Геополитическая смелость, как у Беларуси, и новые пути движения товаров и услуг через Пакистан, Иран, Алжир и формируют новый независимый от коллективного Брюсселя мир. Вашингтон, похоже, учуял эту тенденцию, поэтому и ведет такую политику баланса.

Поиском занимается и наш Первый. Не успели высохнуть краски саммита ОДКБ, уже Мьянма. Нет — новость дня — Лукашенко в Омане. Стоп. Белорусский лидер в Алжире. Да нет, он снова в Омане. Под занавес года — глобальная и историческая командировка по глобальном Югу. Это вошло в историю белорусской дипломатии и политических побед Первого. Воздушный километраж большой командировки составил около 28 тысяч километров. «Высший пилотаж геополитики» — примерно такими словами политическое турне белорусского лидера оценили западные медиа, ну и, понятно, наши эксперты.
Внутренние резервы
Правда, от исконных своих интеграционных паттернов мы никогда не уходили в сторону. ОДКБ, СНГ, Россия. По-моему, о встречах Лукашенко и Путина зарубежные СМИ писали и рассуждали больше, чем о своих функционерах. Хорошо, что коллеги по СНГ собираются вместе, удручает, что нет активного настроя на интеграцию. Вот и получается, вроде вместе, но и порознь. Каждый связывает свою судьбу с другими надеждами. Зачем мотаться по миру, когда внутренние резервы есть. Этот год был годом председательства Беларуси в ЕАЭС. Как всегда, мы говорили честно о проблемах. И сделали много полезного. Настрой на интеграцию — это семь минских инициатив, «бесшовный» путь, комфорт для людей. Ждём инициативных решений от стран-партнёров.
Президент настраивает нас на раскрытие собственного потенциала. Страна продолжает расцветать. Новый электоральный цикл — это же весна развития и на припятском Полесье. В начале уходящего года заработала очередная программа развития: богатство страны — в наличии своих уникальных регионов.

Если первая программа реально растормошила Полесье, то нынешний этап — сугубая конкретика: под какой проект, сколько денег и каков ожидаемый результат. Эффект должны заметить не только участники регионального проекта, но именно те, ради кого всё это совершается — люди, чтобы им хотелось оставаться дома. Причём для каждого региона — свои идеи и проекты. Исходя из возможностей и потенциала. Например, для центрального региона — индустриальный пояс.
А источник, единственный ключ к белорусскому дабрабыту, — трудолюбие. Мы территория гаспадароў зямлi. Это классика успешного современного белорусского пути. И это путь не только экономический, цивилизационный и сакральный. В этом году у жемчужины православия и наших земель, у Жировичской обители, — достойная огранка. Огранка всей страны продолжается.
Рекомендуем