Меню

Пулемётчица, политрук, комроты. Невероятная фронтовая судьба Кати Новиковой

Пулемётчица, политрук, комроты. Невероятная фронтовая судьба Кати Новиковой

Есть такие строки о женщинах-фронтовичках:


  Грянула война и на полсвета
  Распростерла черное крыло.
  Что тогда вы, милые, умели?
  Знали лишь одно — пришли враги.
  Не в театр надели вы шинели,
  Не на бал обули сапоги.


Одной из них и была Катя Новикова, вот вехи ее фронтовой судьбы:

 ** в 1941-м году, в 18 лет — санинструктор, поднимающая бойцов в атаку под Смоленском,

 ** в 1942-м году, в 19 лет — старшина, командир пулемётного расчёта,
   ** в 1942 году, в 19 лет — лейтенант, политрук стрелковой роты,

 ** в 1943-м году, в 20 лет — старший лейтенант, командир стрелковой роты,

 ** в 1944-м году, в 21 год — в госпитале после тяжёлого ранения,

 ** в 1945-м году, в 22 года — гвардии старший лейтенант, слушатель Бронетанковой академии.

А страна узнала о Кате Новиковой после публикации, это был очерк о ней Евгения Петрова, который вышел в журнале «Огонёк» в начале 1942 года.

Добровольцем на фронт. И орден за спасение жизней воинов

В то страшное утро 22 июня 1941 года Катя Новикова со своей подругой Лёлей побежали в военный комиссариат записываться добровольцами в действующую Армию. Естественно, им отказали и посоветовали продолжать учиться.

А что значит учиться, если идет война?

Из очерка Евгения Петрова:

«Тогда девушки записались в отряд молодёжи, который был послан копать противотанковые рвы и строить укрепления. Когда отряд прибыл на место работ, немцы уже подходили к Смоленску. Недалеко остановился полк, который следовал на передовые позиции. А Катя и Лёля не оставили своего стремления попасть на фронт. Они лишь выжидали, ища удобного случая. Они постоянно разговаривали с красноармейцами и всё старались выяснить у них, где расположен штаб полка. Девушки надеялись, что там их без долгих формальностей примут в полк. Но ни один боец не рассказал им, где штаб, потому что это военная тайна. Тогда девушки пустились на хитрость. Они направились прямо в расположение полка. Часовой окликнул их. Они не ответили. Он окликнул их во второй раз. Они снова не ответили и продолжали быстро идти вперёд. Тогда их задержали и как подозрительных людей отвели в штаб. Изобретательность девушек, решившихся во что бы то ни стало проникнуть на фронт, рассмешила командира полка. Он посмеялся, потом стал серьёзным, подумал немного и записал их в свой полк дружинницами. Им выдали обмундирование и санитарные сумки с красным крестом. На другой день полк выступил на фронт, и уже через несколько часов девушкам пришлось приступить к исполнению своих обязанностей. Колонну на марше атаковали немецкие пикирующие бомбардировщики.

И началась жизнь Кати Новиковой на фронте, на самом страшном фронте, который когда-либо был на Земле. Она была приписана к одному из батальонов и беспрерывно находилась с ним в бою. Она ползла вместе с пехотой, когда пехота шла в атаку, ходила с бойцами в глубокую разведку. Дважды она была легко ранена и осталась в строю. Так прошёл месяц. Она свыклась со своей работой и стала, в сущности, отличным бойцом». 


  Красноречивым свидетельством слов журналиста о Кате является наградной лист на, как сказано в этом фронтовом историческом документе «дружинницу» Екатерину Новикову, 1923 года рождения:

«За время боев с 22 июля 1941 года по 23 августа 1941 года, выполняя обязанности санинструктора, находясь на передовых позициях, оказывая помощь раненым под градом пуль и мин противника, она спасла жизнь десяткам командиров и красноармейцев». 

И здесь же, в тексте наградного листа, есть особый абзац:

«21 августа 1941 года, в решающий момент наступления полка в районе деревни Ерхово (правильное название деревни: Ерохово Сычевского района Смоленской области Российской Федерации, прим. автора), она, воодушевляя бойцов, возглавила их, во время атаки шла впереди».

Обращаю внимание читателей, что наградной лист на Катю Новикову составлен и подписан не командиром стрелкового батальона и даже не командиром полка, а командиром стрелковой дивизии генерал-майором Коваленко и комиссаром дивизии бригадным комиссаром (воинское звание политработника Красной Армии в тот период, прим. автора) Кабичкиным, и награждена была Екатерина Новикова не медалью, а орденом Красной Звезды!

Фронтовая судьба распорядилась так, что стала Катя пулемётчиком

 Из очерка Евгения Петрова:
  «Катя Новикова — маленькая толстенькая девочка с круглым румяным лицом, светлыми, по-мужски подстриженными волосами и чёрными блестящими глазами. Я думаю, что когда она начала свою фронтовую жизнь, военная форма топорщилась на ней и девочка выглядела неуклюжей и комичной. Сейчас это подтянутый, бравый солдатик в больших, не пропускающих воды сапогах и в защитной гимнастёрке, которая заправлена в широкий кожаный пояс опытной рукой. На боку у толстенькой девочки потёртая кобура, из которой выглядывает видавший виды пистолет. На красных петлицах у толстенькой девочки четыре красных треугольника, что означает звание старшины. 

На другой день полк пошёл в атаку, и Люся (подруга Кати Новиковой, тоже санинструктор, прим. автора) была убита. Её сильно ранило миной. Её унесли метров за пятьсот в тыл. И вот тогда она пришла в себя и увидела, что вокруг стоит несколько санитаров (её очень жалели все). Она посмотрела на них и крикнула: «Вы что стоите здесь? Там бой идёт. Идите работать!» И умерла. Только мне об этом рассказали потом. А тогда был такой день, когда моя судьба совсем перевернулась. Вот что произошло с Катей в тот день. На правом фланге наступающего батальона был установлен наш пулемёт, который прочёсывал лес, где сосредоточились немецкие автоматчики. Неожиданно пулемёт замолчал.

— Ну, я, конечно, поползла к нему, думала, что пулемётчик ранен. Подползаю и вижу, что он убит, приткнулся к пулемёту и сжимает ручки. Я тогда оторвала его пальцы от пулемёта и сразу приладилась стрелять. Подползает командир батальона. «Ты что, говорит, делаешь, Катя?» Я испугалась, думала, не даст мне стрелять. И говорю. «Я, товарищ капитан, ещё в школе обучалась пулемёту». А он говорит: «Ну, ладно, давай, Катюша, стреляй, прочёсывай лес». Я говорю: «Это как раз я и хочу делать». — «Правильно, говорит, валяй! Будешь теперь бойцом. Дай им жизни!»

Мы тогда выбили немцев из леса. Наш полк здорово наступал. Заняли село. И там, на старом сельском кладбище, немец нас сильно обстрелял из орудий. Такой обстрел был! Я такого не помню! Всё перерыл. Разрывами выбрасывало мёртвых из могил, и даже нельзя было понять, кто когда умер — раньше или теперь. Я тогда спрятала голову под пулемёт. Ничего, отлежалась. Потом мы опять пошли вперёд. Только тяжело было везти пулемёт с непривычки. Потом я привыкла.

Пулемётчицей Катя пробыла больше месяца и значительно перевыполнила план, предложенный Люсей. Она была очень хорошей пулемётчицей, с прекрасным глазомером и выдержкой.

В сентябре Катя была тяжело контужена, и её отправили в Москву в госпиталь».

Снова на фронт, но уже политруком стрелковой роты

Читаем наградной лист, которым заместитель командира стрелковой роты по политической части, лейтенант Екатерина Новикова была представлена к награждению высшим тогда боевым орденом Советского Союза — орденом Красного Знамени:

«10 марта 1943 года в бою за деревню Каменка (Думиничского района Калужской области Российской Федерации, прим. автора) личным примером увлекла бойцов роты в атаку, успешно заняв намеченный рубеж. Во время отражения многочисленных контратак пехоты и танков противника был ранен командир роты. Тов. Новикова приняла командование на себя, организовала стойкую оборону».


Командование особо подчеркивает, что Екатерина Новикова: «… лично забрасывала танки гранатами. Подняла роту в атаку и в штыковом бою в упор застрелила немецкого офицера. В этом бою была тяжело ранена, но не покинула поле боя, продолжая руководить обороной».

И командир роты, возможно, единственная из девушек-героинь Великой Отечественной


Из военных мемуаров генерал-майора Федора Бологова, а тогда, в 1943 году, майора, помощника начальника оперативного отделения штаба стрелковой дивизии, ставшей впоследствии  20-й гвардейской Криворожской, Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизией:

«Мужество и геройство проявили многие воины, среди которых особенно хочется отметить командира 6-й стрелковой роты 57-го гвардейского полка старшего лейтенанта Екатерину Степановну Новикову.

После постановки дымовой завесы мы с майором Морозовым остались на командном пункте 2-го батальона этого полка и увидели, как дружно поднялась в атаку 6-я рота, как первой ворвалась она во вражеские траншеи. Я спросил у майора Сыченко:

— Кто командует этой ротой?

— Екатерина Новикова, — ответил он.

— Вы что, шутите?

— Да нет ! Действительно, старший лейтенант Екатерина Степановна Новикова. — И командир батальона рассказал нам о ней более подробно.

Эта мужественная двадцатитрехлетняя девушка, делившая с красноармейцами все тяготы окопной и боевой жизни, с 4 октября 1943 года умело командовала стрелковой ротой. Она не раз проявляла храбрость и стойкость, распорядительность и инициативу. Воины роты не только уважали ее, они гордились ею. Рота под ее командованием выполняла самые сложные боевые задачи.

Говорят, если среди мужчин воюет женщина, то силы мужчин удваиваются. Е. С. Новикова вселяла в бойцов уверенность в своих силах, они шли за ней и побеждали. Вот и в тот день подразделение действовало уверенно и четко. Противник силою до двух рот при поддержке двух танков контратаковал гвардейцев Новиковой, но она не растерялась. По ее команде рота быстро приготовилась к отражению натиска врага. На флангах дружно застрочили пулеметы, в танки полетели гранаты. От меткого выстрела бронебойщика загорелась одна машина. Для стрельбы прямой наводкой было выдвинуто орудие, и вскоре запылал второй танк. Тогда Новикова поднялась во весь рост и звонким голосом крикнула:

— Рота, за Родину, на врага, вперед!

Воодушевленные мужеством командира, гвардейцы первыми ворвались на высоту 145,2. Немало славных дел совершила Екатерина Степановна и в дальнейшем, но в боях в районе поселка Менжинка 2 января 1944 года была тяжело ранена осколком вражеской мины, отправлена в госпиталь, и, к сожалению, в дивизию больше не вернулась».

Подчеркнем, уважаемые читатели, что это уже были бои на территории Могилевской области нашей Беларуси.

Из воспоминаний о Екатерине Новиковой

 ** Елена Кононенко, автор сборника «Очерки о женщинах-героях»:

«Я хорошо знаю фронтовую жизнь бесстрашной санитарки и пулемётчицы москвички Кати Новиковой, ныне здравствующей, уцелевшей после многих тяжёлых ранений, гвардии майора Екатерины Степановны Новиковой… Эта маленькая ростом, коренастая, похожая на мальчишку, смелая девчонка, ещё будучи пионеркой, занималась в пулемётном кружке, добровольцем пришла на фронт, стойко переносила все лишения. Шинель её примерзала к земле, сапоги, не по росту, в кровь натирали ноги… Эта маленькая девушка не только вытаскивала из огня раненых, но и ходила в атаку и порой оказывалась не сзади, а впереди бойцов, заражая их своей смелостью и присущим ей чувством юмора…»

 ** Из книги прославленного советского полководца Дмитрия Лелюшенко «Заря победы»:

 «Все мы хорошо знали Катю. Много говорили в ту пору об этой отважной девушке. Имя её стало легендарным в нашей 30-й армии, а Кате тогда было неполных восемнадцать…

В стрелковый полк Катя Новикова прибыла вместе со своими московскими подругами Олей Морозовой и Люсей Канторович. Всех трёх назначили сандружинницами в одну часть, но в разные батальоны.

Катя быстро научилась стрелять не только из автомата, но и из пулемёта. И била врага умело, ни в чём не уступая мужчинам. Много гитлеровцев уничтожила храбрая девушка.

Быстро нашла она своё настоящее призвание: быть бойцом, а не медицинской сестрой. Поняв, стала мечтать о военном училище. И всё же мечта нашей Кати осуществилась, правда, несколько позже. Закончив войну в 1945 году командиром стрелковой роты, кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды, девушка поступила в Военный институт иностранных языков. Сейчас подполковник Е. С. Новикова продолжает службу в Советской Армии».

 ** Известная поэтесса Юлия Друнина, прошедшая всю Великую Отечественную войну, в статье «И девушка наша проходит в шинели…», посвящённом роли женщины на войне, писала и о нашей сегодняшней героине:

«Сандружинница Новикова, сопровождавшая раненых, остановила панику среди бойцов, возникшую из-за угрозы окружения, и повела их в атаку. Раненые были спасены.

В сентябре сорок первого в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, проходил молодёжный антифашистский митинг. В халате сбежала она с госпитальной койки на этот митинг и выступала там вместе с Виктором Талалихиным и Рубеном Ибаррури.

В ярком своём очерке «Катя», помещённом в сорок втором году в «Огоньке», об этом отважном «солдатике» с восхищением писал известный журналист Евгений Петров»

Послесловие

 Центральная, главная газета Советского Союза «Правда» писала о Екатерине Степановне Новиковой, рассказывала о том, как в бою в районе Северного Донца Катя забросала гранатами танк, убила фашистского офицера, возглавила контратаку.

Другие газеты советской страны тоже писали о Кате под такими заголовками: «Сестра-воин», «Отважная дочь Родины», «Лейтенант Новикова — ветеран в 20 лет».

Закончила Великую Отечественную войну Екатерина Новикова гвардии старшим лейтенантом, командиром стрелковой роты. Не берусь утверждать, но лично мне неизвестно, были ли ещё на фронте женщины-ротные командиры, но вот точно известно, что лишь немногие, командовавшие ротами, вернулись домой…

Катя Новикова вернулась. 

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59