Меню

Упражнения на трех «этажах». Столичный реабилитолог в 70 лет поднимает на ноги лежачих пациентов

Упражнения на трех «этажах». Столичный реабилитолог в 70 лет поднимает на ноги лежачих пациентов
Фото: автора

Жизнь в преклонном возрасте, омраченная инвалидностью, — это история о потере подвижности и борьбе за полноценное существование, о постепенном угасании надежд. Как никому другому, таким пациентам необходимы забота, понимание и возможность вернуть утраченное. В этой хрупкой реальности, подменившей настоящую, активную жизнь, реабилитация становится лучом света, пробивающим плотную завесу отчаяния.

Сергей Митрофанович Пинчук, в последние годы работающий инструктором-методистом по адаптивной физической культуре в Минском городском социальном пансионате Родник, более 40 лет помогает людям обрести не только физическую силу, но и уверенность в себе. Кроме того, за особые достижения в сфере социальной защиты населения Сергей Пинчук в 2021-м был удостоен звания «Минчанин года». Реабилитолог с огромным стажем рассказал, как замотивировать к работе над собой опустившего руки пациента, и поделился секретом сохранения здоровья и физической активности.

Когда забота сильнее болезни

В 1982 году Сергей Пинчук окончил Институт физической культуры (нынешний БГУФК), став дипломированным тренером-преподавателем по лыжному спорту. Некоторое время спустя прошел курсы реабилитологии, массажа. Занимался йогой, увлекался древней китайской практикой цигун. Реабилитационное направление не просто стало делом жизни Сергея Пинчука, но и помогло облегчить состояние его пожилых родственников.

– У меня было четверо братьев и трое сестер, и все старшие. Поэтому с течением лет на мои плечи легла забота о восстановлении здоровья каждого из них. Хотя первым пациентом, конечно же, стал совершенно посторонний человек. Сразу после окончания вуза я устроился на работу в одну из столичных школ. У моего коллеги был сын с детским церебральным параличом. У детей с ДЦП очень слабая мышечная память, поэтому занятия должны проходить без длительных перерывов. Каждодневный труд ребенка с инструктором или родителями – залог положительной динамики. После года занятий мне удалось поставить мальчика на ноги. Хотя большой вклад, несомненно, внес сам отец: он смастерил шведскую лестницу, сварил скамеечку для пресса. Затем они уже начали заниматься самостоятельно, а я с тех пор всерьез погрузился в реабилитологию, – вспоминает собеседник о первом профессиональном успехе, сопряженном с волнением и даже легким страхом навредить. – Это дорогого стоит, когда ты чувствуешь, что у твоей работы есть результат, что ребенок уже сам встает, держится на ногах, что у него появляется координация движений. Кстати, в той же школе учился парень, которому были запрещены занятия физкультурой. Я начал с ним работать. Вместе с учителем физики мы смастерили самодельные тренажеры, под которые директор школы выделил помещение. После уроков этот мальчик приходил ко мне на занятия. В итоге я довел его до основной группы по физкультуре.

Борьба за каждый шаг

Во время работы в строительном колледже Сергей Пинчук познакомился с директором расположенного неподалеку пансионата Верой Лейковской, которая предложила ему подрабатывать в Роднике. После выхода на пенсию мужчина устроился в пансионат на постоянной основе и уже 14 лет помогает проживающим почувствовать почву под ногами.

— Основные мои пациенты здесь — постинсультные больные, у которых отмечаются проблемы с работой мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. А одна проблема влечет за собой другую. Ведь когда мышечного корсета нет, то и кровеносные сосуды ощутимо страдают. Кроме того, приходится заниматься разблокированием всех суставов, и это работа не одного года, — Сергей Пинчук делает акцент не только на длительности реабилитации, но и на значимости комплексного подхода, когда на восстановление подвижности направлены усилия сразу нескольких специалистов — эрготерапевта, психолога, иглотерапевта, реабилитолога. — Поначалу некоторые пациенты встречают меня с негативом, аргументируя тем, что они уже «никакие» и им ничем не помочь, на что я отвечаю: давайте хотя бы протестируем работу конечностей, а вдруг получится?.. И даю неделю на раздумья. Как правило, по истечении этого времени люди приходят к выводу, что нужно бороться за свое здоровье и автономность.

Так начинается длительная работа. По признанию собеседника, с руками работается тяжелее, поскольку мышцы на них маленькие, а вот ноги приходят в тонус быстрее. Но руками занимается эрготерапевт, а задача Сергея Митрофановича заключается в том, чтобы поставить человека на ноги.

— У меня есть такая методика: раздражать нервные окончания на стопах при помощи зубочистки. Когда слегка укалываешь человека, нога начинает дергаться, и пациент сам убеждается в том, что при определенных усилиях с его стороны он сможет ходить. Был в моей практике случай, когда через два года занятий мужчина начал бегать. Многое, конечно, зависит от мотивации, но в итоге все эти люди по-другому смотрят на свою жизнь, заново учатся радоваться тому, что просто могут двигаться и обслуживать себя.

Мотивация, поддержка и дорога домой

У реабилитации нет конкретных сроков. К тому же, многие пациенты со временем начинают работать самостоятельно, поэтому момент, когда человек встанет с постели или инвалидной коляски, сложно предсказать. В случае каждого конкретного пациента программа восстановления выглядит по-разному. Все зависит от того, в каком состоянии человек находится изначально — лежачий он, сидячий или может передвигаться.

Процесс реабилитации, как правило, начинается с вертикализации: больного ставят к специальному станку, закрепляют, и после этого человек начинает двигать мышцами, постепенно укрепляя их. Также ведется работа, направленная на улучшение координации движений. На параллельных брусьях человек делает свои первые шаги. Затем, когда пациент почувствует уверенность, он начинает ходить с ходунками или тростью. Но есть в пансионате и такие проживающие, время которых уже ушло: при наличии серьезных контрактур выход один — эндопротезирование.

— С некоторыми проживающими реабилитацией занимаются члены их семей. Поддержка родственников очень важна для таких пациентов: они чувствуют, что не остались один на один со своей бедой, знают, что их ждут дома. Все это имеет огромное значение с психологической точки зрения. Если же особой поддержки со стороны семьи нет, а больному не хватает мотивации, я часто привожу в пример других постояльцев пансионата: вот, мол, они тоже не хотели заниматься, а теперь ходят, значит и вы должны попробовать. После таких слов многие начинают посещать занятия каждый день, — улыбается Сергей Пинчук, благодаря неравнодушному отношению которого на ноги встали около 40 человек.

Возможно, кому-то эта цифра покажется небольшой, однако не стоит забывать о том, насколько длителен и непрост путь к самостоятельности. То, что четыре десятка человек после тяжелейших заболеваний получили шанс вернуться домой, ходить в гости и по магазинам, вести относительно полноценную жизнь, уже само по себе звучит как чудо.

За годы практики на глазах собеседника произошли заметные изменения в реабилитологии. Например, раньше приходилось пилить дощечки, которые крепились бинтом к коленному суставу. Сейчас эту функцию выполняют ортезы, реализуемые на любом маркетплейсе. В наши дни на помощь больному спешат особые тренажерные комплексы — «локоматы», а также нейрокостюмы и прочие устройства вроде электроперчаток, которые раздражают нервные окончания и стимулируют человека двигаться. Конечно, технологии 1980-х и тренажеры, доступные современным реабилитологам — как небо и земля, но все же руки специалиста по-прежнему ничем не заменишь. И хотя прямых последователей у Сергея Пинчука нет, его старший внук, Александр, окончил Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка по специальности «Оздоровительная и адаптивная физическая культура». Сейчас парень работает фитнес-тренером и, поскольку хорошо знаком с азами реабилитологии, применяет эти знания в своей деятельности: в тренажерный зал люди приходят с самыми разными проблемами, в том числе, после заболеваний и травм.

Инвестировать в здоровье, а не в роскошь

Сложно ли отдавать столько времени и сил работе, не теряя при этом собственное здоровье и жажду помогать людям? Непростой вопрос, даже для опытного специалиста. Сергей Митрофанович не скрывает: да, энергии уходит много, особенно когда пациент тебя поначалу не принимает. Но восстановление происходит довольно быстро, особенно во время групповых занятий.

—Упражнения, которые мы с проживающими делаем на всех трех «этажах» (плечи, корпус туловища и ноги), хорошо насыщают энергетикой. Еще один мой любимый метод восстановления сил — повисеть до трех минут, вытягиваясь, на перекладине. Это упражнение быстро открывает все энергетические каналы. Порой даже остаюсь после работы, чтобы позаниматься самостоятельно, а дома массирую под струей воды шесть важных точек на теле: используя массажные движения и дыхательную практику, таким образом можно устранить накопленный за день негатив, — делится Сергей Пинчук, который в 70 лет выглядит и чувствует себя великолепно. — Сохранять хорошее здоровье и бодрость мне удается также благодаря соблюдению режима сна, ежедневной суставной гимнастике, работе над мышцами и ходьбе — в день стараюсь проходить не менее 18 тысяч шагов.

Реабилитолог из Минска

Физическое тело дано нам лишь во временное пользование, но мы поступаем с ним неблагоразумно — так считает собеседник. И именно поэтому с возрастом расплачиваемся за свою беспечность.

— Всегда и всех призываю с молодости следить за здоровьем. Здоровье и есть настоящее богатство, а все остальное уже роскошь. Необязательно заниматься спортом до изнеможения. Можно ведь просто сделать растяжку, помедитировать — и это принесет плоды. Если бы я мог дать совет себе 30-летнему, то сказал бы то же самое. А еще озвучил бы свой нынешний девиз: живи сам и давай жить другим. И речь не только о том, чтобы не вмешиваться в жизнь родных или даже незнакомых, а еще и о том, чтобы помогать всем вокруг. Например, давая шанс начать ходить.

Диана Хвалько

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59