Как врачи Центра помощи жертвам ДТП ставят на ноги выживших в страшных авариях

Порой достаточно секунды, чтобы лишиться жизни или остаться инвалидом на всю жизнь. Именно поэтому поговорка «Тише едешь — дальше будешь» актуальна в отношении всех участников дорожного движения.
Аварии с жертвами и пострадавшими всегда вызывают общественный резонанс. Однако мало кто задумывается, что в новостях мы видим лишь верхушку айсберга — сведения о произошедшем. Куда больше скрывается за стенами больниц, а также в сердцах родных и близких пострадавших.
Рожденные во второй раз
Январь 2025-го. Солнечное утро субботы. 20-летний Платон, управляя своей первой машиной, едет домой после ночной смены. Доли секунд — слышен визг тормозов. Занос. Удар автомобиля об опору линий электропередач. Что спровоцировало аварию неизвестно. «То ли уснул за рулем, то ли хотел избежать столкновения с диким животным, поэтому не справился с управлением», — предполагает его мама Ольга.

В результате ДТП у парня выявили 15 очагов травм головного мозга, повреждение легких и сердца, а также перелом остистого отростка позвоночника. Первых полтора месяца Платон был в коме, лежал в городской больнице. Дышал с помощью аппарата ИВЛ и трахеостомы. К счастью, врачи смогли немного стабилизировать его состояние, после чего перевели в отделение нейрохирургии. После пары дней там молодого человека перевезли в Центр помощи жертвам ДТП.
«Мы здесь уже третью неделю и, слава Богу, наблюдаются улучшения. Сначала он питался через зонд, сейчас уже потихоньку жует и глотает самостоятельно. Начал понемногу шевелить руками и поворачиваться, что не мог делать раньше. Несмотря на серьезность травм, надеемся на скорейшее восстановление», — со слезами на глазах говорит женщина.

Не менее печальна история 42-летнего Александра. С момента аварии прошло два года. Все это время мужчина прикован к больничной койке. Всех подробностей мама Алла, которая не отходит от взрослого сына, рассказывать не хочет — слишком больно. Говорит лишь дрожащим голосом: «По своей глупости».
В центре находятся второй раз, первой госпитализации предшествовали месяцы в реанимации. Пожилая женщина рассказывает: «Здесь Сашка впервые за долгое время смог открыть второй глаз. Травма была настолько тяжелой, что сделать это сыну было не под силу, не говоря уже о том, чтобы попросить воды или самостоятельно встать с кровати. Сейчас учимся потихоньку все это делать, надеюсь, что вскоре сможет самостоятельно пережевывать пищу — сейчас перетираю все блендером, потому что питается через гастростому. Радует и то, что сын начал набирать вес. После аварии весил всего лишь 45 килограммов».
Поднимают на ноги
Центр помощи жертвам ДТП работает на базе отделения паллиативной медицинской помощи Минского областного клинического госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова, что в агрогородке Лесной.
В центре шесть индивидуальных палат, в которых пациенты постоянно находятся с одним из родственников. Последних обучают уходу, необходимому после выписки. Состояние пострадавших — зрелище не для слабонервных. Дело в том, что большая часть из них в сознании, но без контакта с окружающим миром и без возможности самостоятельно себя обслуживать.
Заведующая, врач-терапевт отделения паллиативной медицинской помощи Минского областного клинического госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова, главный внештатный специалист по паллиативной помощи Минской области Ирина Сидоренко рассказывает:

«Мы верим, что необходимо бороться за каждого пациента до конца, использовать все возможные методы, даже если шанс на успех минимален».
Ирина Сидоренко
— ДТП часто приводят к тяжелым политравмам с повреждением жизненно важных органов. Самыми тяжелыми считаются пациенты в вегетативном состоянии. Запускать мозг — сложный процесс, поэтому амбулаторное лечение таких людей сопряжено с привлечением различных специалистов и применением новейших методик, стимулирующих восстановление организма. В нашем центре пациентов дообследуют, назначают терапию, подбирают программу реабилитации — все это абсолютно бесплатно.
По словам заведующей, чаще в центр попадают люди по «сарафанному радио». Изначально принимали пациентов спустя минимум полгода после ДТП из-за опасений осложнений, связанных со сложными сочетанными травмами. Однако с опытом работы срок сократили до трех месяцев.

— К сожалению, не все медицинские учреждения, даже областные больницы, знают о нашем существовании. Иногда врачи связываются с центром напрямую, но чаще срабатывают рекомендации бывших пациентов или их знакомых, — констатирует собеседница.
После поступления пациентов на реабилитацию за каждым закрепляют лечащего врача. С пострадавшими начинают работать реабилитологи, инструкторы ЛФК, массажисты и физиотерапевты. При необходимости подключают логопедов, проводят консультации узкие специалисты (окулист, невролог) из госпиталя, и даже приглашаются для медицинских консилиумов специалисты РНПЦ. Не оставляют без внимания медикаментозную терапию.

— Инструктор ЛФК проводит занятия прямо в палате. Физиотерапия ограничивается магнитотерапией и биоптроном. Пациенты, которые могут передвигаться, посещают отделение физиотерапии, где доступен более широкий спектр процедур. Особое внимание уделяем сеансам массажа, это хорошая профилактика пролежней, которые образуются у длительно лежачих пациентов, — рассказывает собеседница.
Продолжительное нахождение в кровати также плохо отражается на работе мозга, поэтому для стимуляции его активности пациентов переводят в вертикальное положение с помощью специального прибора — вертикализатора. В таком положении пациент может, например, наблюдать за происходящим за окном.

Вертикальное положение улучшает кровоток и работу всех органов, за счет чего процессы восстановления идут быстрее.
— Для наших пациентов даже минимальное социальное взаимодействие и ощущение привычной жизни играют важную роль и могут стать отправной точкой для дальнейшего восстановления, —обращает внимание врач.

Большое внимание в центре уделяют также психологической поддержке, особенно для родственников пострадавших. Зачастую, находясь в состоянии шока и непринятия случившегося, они верят в быстрое и полное восстановление близкого. Задача психолога — мягко и тактично скорректировать ожидания, объяснить, что лечение может быть длительным, возможно, пожизненным, и помочь людям принять сложившуюся ситуацию, чтобы двигаться дальше.

После реабилитации пациенты уезжают домой, а через два-три месяца могут попадать повторно, чтобы «закрепить» курс терапии.
— За несколько сеансов многие достигают поразительных результатов! Все это — кропотливая работа большой мультидисциплинарной команды, — резюмирует Ирина Сидоренко.
Каждые 15 секунд в мире происходят аварии, в которых люди получают травмы, а каждые 12 минут — со смертельным исходом.
Рекомендуем

