Исторический момент. 78 лет назад состоялось водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30 апреля 1945 года состоялось водружение Знамени Победы на куполе фашистского рейхстага.
*** 30 апреля 1945 года советское руководство отклонило попытку гитлеровского командования начать переговоры о временном прекращении боевых действий и начале переговоров о заключении мира с Советским государством. Советское командование, не прекращая боевых действий в Берлине, потребовало от фашистских представителей безоговорочной капитуляции.
*** 30 апреля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта овладели городами Грейфсвальд, Трептов, Нейстрелиц, Фюрстенберг, Гранзее, Лассан, Вольгаст и Райнсберг.
*** Войска 1-го Белорусского фронта в 5 часов утра мощным огневым налетом начали штурм Рейхстага. В 13 часов 50 минут подразделение советских войск через проломы в стенах ворвалось в здание. Завязался ожесточенный бой внутри здания.
За 30 апреля 1945 года на всех фронтах было подбито и уничтожено 98 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 26 самолетов противника. Корабли Краснознаменного Балтийского флота потопили в южной части Балтийского моря транспорт противника водоизмещением в 6 тысяч тонн. Авиацией флота потоплена также немецкая подводная лодка.
*** 30 апреля 1945 года советские войска освободили узниц женского концлагеря Равенсбрюкк. Равенсбрюкк — концентрационный лагерь, существовавший с мая 1939 до конца апреля 1945 года, крупнейший женский концентрационный лагерь нацистов, количество зарегистрированных заключенных за все время его существования составило более 130 тысяч человек.
О штурме рейхстага и водружении Знамени Победы
Решающая подготовка советских войск к штурму фашистского Рейхстага началась 29 апреля 1945 года. Боевая задача предстояла крайне сложной, так как логово нацистов, помимо прочего, являлось ещё и одним из центральных опорных пунктов в системе обороны всего Берлина. Здание Рейхстага с трёх сторон было окружено рекой Шпрее, ширина которой составляла до 25 метров, все подходы к зданию полностью простреливались всеми видами оружия, что было весьма важно для ведения круговой обороны. Гарнизон Рейхстага насчитывал от 1 до 3 тысяч солдат и офицеров, в большинстве своем это были вооружённые до зубов эсэсовцы, которые всегда дрались до последнего. Немцы основательно подготовились к отражению штурма: все окна были заделаны и превращены в узкие амбразуры, само здание было опоясано несколькими рядами траншей, соединенных с подвалами.
Одним словом, оборона Рейхстага была построена очень серьезно, он представлял собой настоящую крепость.
Советским командованием штурм Рейхстага возлагался на части 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. 79-й корпус серьезно усилили артиллерией, самоходными артиллерийскими установками и танками.
29 апреля подразделения 525-го стрелкового полка форсировали Шпрее, утром того же дня с интенсивной артподготовки начались бои за так называемый дом Гиммлера. И к 4 часам 30 минутам 30 апреля яростное сопротивление гитлеровцев было сломлено, здание министерства было полностью очищено от врага. Путь на Рейхстаг был открыт, но предстояли тяжелейшие бои, чтобы его взять.
А поскольку взятие Рейхстага имело исключительное политическое, военное и историческое значение, то Военный совет 3-й ударной армии передал всем стрелковым дивизиям армии Красные Знамена для водружения на Рейхстаге, как свидетельство Победы.
Однако первая попытка взять фашистское логово с ходу успехом не увенчалась. Для проведения штурма к Рейхстагу были подтянуты артиллерия (в том числе и реактивная), танки и САУ. Артподготовка перед штурмом началась в 13.00, артиллерийский огонь прямой наводкой по Рейхстагу вели более сотни орудий. После проведения артподготовки началась первая волна штурма, однако и она «забуксовала» — такой шквальный огонь вели засевшие в здании немцы. И все же, по свидетельству командира 150-й стрелковой дивизии Василия Митрофановича Шатилова, первый красный флаг появился на одной из колонн Рейхстага около 14:30 дня 30 апреля 1945 года.
В 18:00 — начался второй штурм. В атаку пошли бойцы батальонов С. А. Неустроева В. И. Давыдова и К. Я. Самсонова. И вот, то тут, то там, на изрешеченном снарядами здании Рейхстага начали появляться импровизированные Красные флаги и флажки.
Из воспоминаний полковника Алексея Дмитриевича Плеходанова, тогда, в апреле 1945 года, командира 674-го стрелкового полка, непосредственно бравшего фашистский Рейхстаг:
«29 апреля примерно в 22 часа 30 минут, меня вызвал на свой наблюдательный пункт, который находился в туннеле под железной дорогой, Шатилов (командир 150-й стрелковой дивизии. — Прим. Авт.) и сказал:
— Товарищ Плеходанов! У Зинченко большие потери. Вести наступление одним батальоном Неустроева он не может. Говорит, что в этом батальоне осталось всего 75 человек. Так что придется штурмовать рейхстаг тебе. Подготовься к штурму. Неустроев будет тебе помогать.
Зная, что полк Зинченко в атаке участвовать не будет, а Красное Знамя Военного совета армии находится там, я сказал лейтенанту Сорокину и парторгу подразделения Правоторову, которые в это время находились при мне, чтобы они подготовили Красное Знамя для водружения на рейхстаге.
Разведчики обрадовались, заволновались. Вскоре раздобыли где-то перину (красного цвета. — Прим. Авт.). Здесь же, на наблюдательном пункте, перину выпотрошили. Кто-то принес нечто похожее на древко. Подстругали его кинжалами. Знамя получилось грубоватым, но зато прочным и большим. Вручив Красное Знамя разведчикам, я поставил задачу водрузить его на крыше, у скульптурной группы.
…Через несколько минут отважная горстка солдат из роты лейтенанта Греченкова и разведчиков взвода лейтенанта Сорокина достигла главного входа в Рейхстаг и скрылась в нем. Остальные были отрезаны. Одни из них залегли на площади, другие — отошли назад.
Что было в это время в Рейхстаге, я не знал.
Неизвестной была и судьба ворвавшихся в него смельчаков. И вдруг я услышал радостный крик моего связного:
— Товарищ подполковник! Посмотрите на крышу Рейхстага. Вот туда, где возвышается всадник!
Я поднял бинокль и увидел Знамя Победы, а возле него движущиеся две крохотные фигурки.
Это было в 14 часов 25 минут. Как я узнал позже, движущимися фигурками были сержант Правоторов и рядовой Булатов…
В это время мне позвонил командир дивизии В. Шатилов и спросил, какова обстановка.
Я доложил: часть солдат из батальона Давыдова и взвода полковой разведки проникла в рейхстаг. Остальные отошли назад. Многие залегли на Королевской площади.
— Есть связь с теми, кто в Рейхстаге? — спросил командир дивизии.
Нет, — ответил я. — Но беспокоиться за них не стоит. Они уже проникли на крышу и водрузили там Красное Знамя Победы.
— Какое Знамя? — удивился генерал.
— Ведь оно в штабе Зинченко.
— Знамя моих разведчиков. Самодельное. Они его подготовили перед штурмом».
Примечательно, что в послевоенные годы полковник в отставке Алексей Дмитриевич Плеходанов жил в Беларуси, в городе Бресте, оставив о себе добрую память. Умер он в 1973 году, похоронен в Бресте на гарнизонном кладбище. А в музее мемориального комплекса «Брестская крепость — герой» находятся личные вещи, фронтовые документы и награды А.Д. Плеходанова.
Но вернемся к описанию штурма Рейхстага 30 апреля 1945 года, так как, несмотря на прорыв наших воинов в само здание, гитлеровцы продолжали контролировать верхние этажи здания, в слепой безнадежной ярости поливая наступающих бойцов шквальным огнем. Замурованный центральный вход в здание также не стал для воодушевлённых советских солдат серьезным препятствием. По некоторым свидетельствам, кирпичная кладка, закрывавшая вход, была проломлена тараном в виде обычного бревна. Так или иначе, советские бойцы ворвались в здание, начались схватки за каждое помещение. Несмотря на звериное сопротивление нацистов, советские бойцы быстро овладели первым этажом здания. Часть немцев была загнана в подвальные помещения, многие успели бежать на верхние этажи.
Штурм здания осложняло и то, что оно пылало. Горело все — помимо гранат, широко применявшихся с обеих сторон, штурмующие начали применять и огнеметы. Постепенно сопротивление немцев сошло на нет, и советским бойцам удалось прорваться на крышу.
Официально: штурмовое Красное Знамя № 5 Военного совета 3-й ударной армии было поручено водрузить разведчикам М. А. Егорову и М. В. Кантария. При поддержке группы бойцов, возглавляемых лейтенантом А. Б. Берестом, и роты И. Я. Сьянова, Егоров и Кантария достигли крыши здания. Ровно в 21 час 50 минут 30 апреля 1945 года над Рейхстагом было водружено Знамя Победы. За героизм и умелое руководство боем командиры батальонов Степан Андреевич Неустроев, Василий Иннокентьевич Давыдов и Константин Яковлевич Самсонов были удостоены звания Героя Советского Союза, равно как и знаменосцы Михаил Алексеевич Егоров и Мелитон Варламович Кантария.
Интересный факт: в числе знаменосцев был и белорус Михаил Пальчевский.
На фронтовом фото, где запечатлены бойцы-разведчики группы лейтенанта С. Сорокина на ступенях поверженного фашистского рейхстага, слева направо на переднем плане: В.Н. Правоторов, С.Е. Сорокин, Г.П. Булатов, С.Г. Орешко, М.А. Пачковский, П.Д. Брюховецкий и М.С. Габидуллин.
Так вот: Михаил Антонович Пачковский на этом фото — белорус, 1924 года рождения, уроженец деревни Балашевка Речицкого района Гомельской области. На фронтах Великой Отечественной войны с 22 августа 1943 года.
Из воспоминаний М.А. Пачковского об однополчанах, бойцах взвода полковой разведки под командованием С.Е. Сорокина:
«Всю войну они прошли в разведке, многократно ходили в тыл врага, десятки раз прихватывали с собой «языки», выполняя самые опасные и тяжелые задания. Их ратные подвиги были высоко оценены командованием и Советским правительством. Каждый из них пришел в Берлин с полной грудью орденов и медалей. И вдобавок ко всему этому перечисленные разведчики «под занавес» войны совершили еще один подвиг — водрузили Знамя Победы над Рейхстагом».
О боевых эпизодах с участием нашего земляка-героя рассказывается в книге Максима Сбойчакова «Они брали Рейхстаг». А в 2016 году на Поклонной горе в Москве была открыта трехмерная панорама «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», где установлены скульптуры и воинов-разведчиков 674 стрелкового полка подполковника А.Д. Плеходанова. Скульптуру Михаила Пачковского создавали с фигуры его внука.
Авторские размышления
До сих пор идет дискуссия о том, кто же первым водрузил Знамя Победы над фашистским Рейхстагом.
Выскажу личное суждение: по официальной версии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, но они были одними из тех, кто водружал Знамя Победы, ибо над поверженным Рейхстагом было не менее 40 флагов и флажков различного размера!
Вопрос лишь в справедливости награждения всех знаменосцев, в том числе и павших перед, и в самом рейхстаге в последние часы Великой Отечественной войны. А кто стал первым — так ли это важно?
Самое главное и важное, что через несколько дней после взятия нашими солдатами последней цитадели гитлеровцев — Рейхстага, наступил такой долгожданный и выстраданный всем советским народом мир!