Около 300 боевых вылетов и 16 немецких самолетов. История Героя Советского Союза Абрамчука
В Волковыске, административном центре одноименного района Гродненской области, есть добрая традиция: ежегодно весной в коммунальном хозяйстве трудится студенческий отряд Волковысского государственного аграрного колледжа имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Абрамчука.
А на пришкольной территории Изабелинской средней школы растет сад в честь Героя Советского Союза Николая Абрамчука.
Деревья, как связующая живая нить поколений, которая напоминает о ценности мира и необходимости чтить тех, кому мы обязаны, что сегодня живем под мирным небом.
Непростое начало жизненного пути и наказ рабочего коллектива
Будущий Герой Советского Союза Николай Абрамчук родился 7 ноября 1912 года в деревне Романовка Изабелинской волости Волковысского уезда Гродненской губернии, ныне — Волковысский район Гродненской области Беларуси, в семье крестьянина. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, семья Абрамчуков уехала в Самарскую губернию. Тогда от холеры умерла мать Николая — Анна Ивановна, а спустя 6 лет, в 1920 году, — и отец Иван Иванович. В свои 8 лет Коля Абрамчук стал сиротой, так как старшая сестра к тому времени уехала на Дальний Восток, а брат Владимир воевал на фронтах гражданской войны, где и погиб. Шесть лет Коля жил беспризорником, в ватаге таких же, рано повзрослевших и бесшабашных ребят он «колесил» по Волге, перебиваясь грошовыми заработками у богатых крестьян да поданными сострадательными женщинами куском хлеба и обносками одежды.
Беспризорная жизнь закончилась, когда советская власть занялась этой проблемой, порожденной гражданской войной. В 1926 году Николая Абрамчука определили сначала в детский дом, а затем — и на работу. Трудился он на судоремонтном заводе имени Карла Маркса в Астрахани, рабочий коллектив благотворно повлиял на Николая, и он, без отрыва от производства, закончил сначала фабрично-заводское училище, а затем — и рабфак. А в 1932 году по комсомольской путевке завода поступил в военную школу летчиков в городе Энгельсе.
И надо сказать, что напутствие, данное рабочим коллективом завода: «Летай, но помни, кто тебе вручил ключи от неба!», Николай Абрамчук помнил все время и не только не подвел, но и стал гордостью завода.
Летный и боевой путь Николая Абрамчука
Став летчиком-истребителем, Николай Абрамчук служил, набирался опыта в Забайкалье, а с мая 1941 года — в Особом Киевском военном округе, поэтому в Великую Отечественную войну вступил с первых дней. А уже 28 июля 1941 года Абрамчук сбил свой первый фашистский самолет МЕ-109. В тех тяжелых воздушных боях, когда немцы имели подавляющее превосходство, Николай Абрамчук был тяжело ранен во время штурмовки переправы фашистских войск через Днепр, в районе города Кременчуга: 19 суток был без сознания, затем — более полугода лечения в тыловых госпиталях и горькое для летчика заключение медицинской комиссии — к летной работе не годен. А он, вопреки всему, уничтожив медицинское заключение, вернулся на фронт, в свой полк, где были те, немногочисленные из-за больших потерь, летчики, которые его помнили и обрадовались возвращению товарища.
Так летчик Абрамчук вернулся в боевой строй, и к началу 1943 года на его счету было 230 боевых вылетов, 114 из которых — на штурмовку живой силы и техники противника. В наградном листе к ордену Красного Знамени от 14 февраля 1943 года были такие строки:
«Командир эскадрильи 894-го истребительного авиаполка капитан Абрамчук за время боев против германского фашизма лично сбил восемь самолетов противника. т. Абрамчук — верный сын советского народа, готовый в любую минуту идти на самопожертвование».
В сентябре 1943 года четверка летчиков во главе с капитаном Николаем Абрамчуком прикрывала самолет-разведчик Пе-2, выполнявший ответственное задание во вражеском тылу: фотографирование оборонительных укреплений противника, поиск его замаскированных танковых колонн и место нахождения зенитных батарей. Уже когда наши самолеты легли на обратный курс, их атаковала большая группа немецких истребителей. Капитан Абрамчук и его ведомый лейтенант Ковалев связали немецких летчиков яростным боем, давая возможность «Петлякову», которого остались прикрывать лейтенанты Барановский и Лабуденко, уйти на свою территорию.
Тогда Николай Абрамчук выполнил поставленную боевую задачу, но вернулся на аэродром на изрешеченной машине и снова оказался в госпитале.
Вернувшись после второго ранения на фронт, капитан Николай Абрамчук продолжал смело и мужественно сражаться. В одном из воздушных боев он сбил очередной немецкий бомбардировщик. Экипаж, выбросившийся на парашютах, попал в плен к нашим пехотинцам, и те передали Николаю Абрамчуку в качестве трофея пистолет одного из немцев.
А 9 октября 1943 года Указом Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитан Николай Абрамчук был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К завершению же Великой Отечественной войны наш доблестный земляк довел личный боевой счет побед до 16, совершив около 300 вылетов.