Меню

Александрович дает добро!Почему диспетчер Любанской ПМК — самый незаменимый человек на предприятии

Гусев
Фото: Екатерина Василевская

Помните эпизод из замечательного советского фильма «Королева бензоколонки»: буфетчица Рогнеда Карповна звонит высокому начальству и жалуется, что заправщица Людмила Добрыйвечер все машины отправляет налево? 63-летний Иван Гусев занимается примерно тем же самым: каждое утро отправляет машины налево и направо. Без его указания ни один самосвал, экскаватор или легковушка не уйдет в рейс. Иван Александрович — диспетчер ДУП «ПМК-201» Любанского района. Он вроде и незаметный человек, но координирует работу целого предприятия.

В каждом здании — частичка труда

Рабочее место Ивана Гусева — небольшая диспетчерская размером 3 на 3 метра. Одна стена сплошь утыкана гвóздиками: это, объясняет, для ключей. На столе, подоконнике — стопочка журналов и тетрадей. Здесь, считай, вся подноготная ПМК-201: по бесконечным записям можно проследить, в какой день машины отправились в рейс, с каким грузом их ждали в месте назначения, кто из водителей принял заказ. И все это контролирует Иван Александрович. Ему приходится быть на связи с шоферами — с момента их ухода в рейс и до возвращения на базу. Поэтому первый и самый главный рабочий инструмент диспетчера — телефон.

— Не смотрите, стационарного телефона здесь нет, и не может быть, — будто прочитал наши мысли Иван Гусев. — Водители в дороге, звонить им можно только на мобильный. Главное, чтобы эти самые «мобилки» были заряжены на 100%. Ведь если что случится, разруливать ситуацию придется мне.

…В строительную отрасль Иван Александрович попал случайно. Деревенский хлопец, после окончания 10 классов он и сам не знал, кем хочет стать. Ни к одной профессии душа особо не лежала.

— Поэтому не пошел никуда поступать, а без образования только на стройку и брали. Вначале работал в ПМК каменщиком в своем родном Стародорожском районе. После армии поставили грузчиком: каждый день выгружал по три-четыре вагона с цементом, кирпичом. Материалы потом расходились по разным строительным объектам, — рассказывает собеседник. — Еще через несколько лет оказался на Любанщине: нашу ПМК переименовали, объединили с другой, и меня в итоге перевели в самый южный регион Минской области. Сегодня, по прошествии стольких лет, могу с гордостью сказать: Любанский район отстраивал в том числе и я! Ведь в каждом здании: будь то школа, садик, жилой дом — есть частичка моего труда. Об этом сегодня и внукам рассказываю.

В подчинении Ивана Гусева экскаватор, погрузчик, автомобильные краны, самосвалы, грузовые машины, трактора. Всего 15 единиц техники.

Любань действительно росла и хорошела на глазах Ивана Гусева — и его руками отстраивалась. После перевода в райцентр работал на растворобетонном узле. Сотни, тысячи тонн бетона он отправил на различные объекты. При этом контролировал качество материала, сроки его доставки. Говорит, самым страшным было выбиться из графика, не отправить машину с бетоном вовремя: это было чревато срывом работ. Случались порой и комичные ситуации…

— Как-то на загрузку бетоном приехали две машины. Водители ждали, когда поступит сигнал, что «коробочка полна». Так вышло, что наполнить бетоном мы успели только одну машину, но шофер второй отчего-то решил, что и он загружен. В итоге поехал на объект пустой. А это ведь трата бензина, времени. Как-то разрулили ситуацию, но водителю пришлось понервничать. Больше подобных историй не случалось.

Машина исправна! Водитель уходит в рейс!

В гости к Ивану Александровичу мы нагрянули уже после обеда: в автопарке стояли без дела всего несколько единиц техники, остальные диспетчер Гусев отправил в рейс. Судя по тому, что его телефон не разрывался от звонков, все машины вовремя прибыли к месту назначения, никаких казусов в дороге не произошло. Одно удовольствие, а не работа!

— Это только на первый взгляд кажется, что диспетчер большую часть дня отдыхает, — снисходительно улыбается собеседник. — А сколько всего нужно перепроверить, отследить, урегулировать… Мой рабочий день начинается в семь утра, но когда приду домой — сам не знаю. Может, и в шесть вечера, может, и позже. Пока последняя машина на вернется на базу, я должен оставаться здесь: принять технику, освидетельствовать водителя. А если кран или погрузчик нужен в выходной день — без моего допуска водитель опять-таки в рейс не отправится. Значит, работает он — работаю и я. Мы в одной связке.

— Так вы, получается, самый незаменимый человек на предприятии! — на полном серьезе говорю Ивану Гусеву.

На то, чтобы отправить машины в рейс, у меня есть максимум два часа. Все зависит от заявок и объектов, на которые нужно предоставить технику. Иван Гусев

Он с такой формулировкой согласен, но лишь отчасти: мол, незаменимых людей не бывает. Но при этом как бы между прочим отмечает: «Без моей команды водители действительно не могут перемещаться по району».

— Утром, прежде чем дать шоферу добро на выход в рейс, его нужно освидетельствовать: проще говоря, проверить алкотестером. Сегодня, например, 13 человек прошли данную проверку — у всех чисто. Правда, пару раз ловил нарушителей. С такими разговор короткий: отправляю домой и ставлю в табеле «прогул». Если человек позволил себе лишнего, его садить за руль категорически нельзя: если что случится или он станет виновником ДТП — я ведь никогда себе этого не прощу! — замечает Гусев.

Бывают и такие случаи, когда водитель должен с самого утра везти стройматериалы на объект, а он не явился на работу, заболел. Найти ему замену — тоже задача диспетчера. И сделать это нужно не в течение дня, а буквально за час или два. Ведь машину с гравием или бетоном уже ждут на другом конце района. Если она не приедет — вся стройка станет. Значит, и важный социальный объект могут сдать с нарушением срока…

От поломок техника тоже не застрахована: Иван Гусев вспоминает случаи, когда он уже дал разрешение на выход машины в рейс, а она, не проехав и 15 км, заглохла.

— Вот тогда телефон разрывается от звонков, — смеется диспетчер. — Водитель себе нервничает, заказчик себе: моя задача найти выход из ситуации и все урегулировать. В такие моменты главное взять себя в руки: обсудим все с руководством и обязательно найдем решение. За 43 года работы в ПМК я всякого повидал. Важно уметь преодолевать любые трудности и оставаться при этом человеком.

«Жалею, что не получил образования»

И все-таки рабочий человек есть рабочий человек. Посади его в диспетчерскую с телефоном — он на отлично справится со своими обязанностями. Но рукам, которые привыкли строить, будет не хватать именно такого, простого созидательного труда. То же самое чувствовал и Иван Гусев, поэтому должность диспетчера он совмещает с работой мастера подсобного производства.

— Заметили на подоконнике чертежи и схемы? Они к тем самым деталям, которые мы изготавливаем в цехе жестяных изделий. Арматурные каркасы, сетки, оконные отливы разной модификации: все для нужд нашей ПМК, — говорит Иван Гусев. — Так что продолжаю вносить свою лепту в строительство и развитие Любани!

…Одна запись в трудовой книжке, почти 45 лет на одном предприятии: Иван Александрович надеется, что через два года «почти» уже будет неактуально. Он искренне гордится тем, что является самым опытным работником ПМК. И, несмотря на периодическое отсутствие выходных, любит дело, которому посвящает всю жизнь.

— Конечно, порой хочется больше времени для себя, внуков. У меня их четверо! Самой старшей внучке уже 10 лет, младшенькому внучку только три годика. Любят с дедушкой в грибы ходить, ягоды: жаль, не часто такая возможность выпадает. Когда удается, ездим с женой отдыхать на Браславские озера. А еще я родительский дом, что в Стародорожском районе, восстановил. Тоже время от времени там отдыхаем. 

Решила спросить: может, внуки проявляют интерес к строительному делу? Ведь дедушка Ваня наверняка брал их к себе на работу.

— Маленькие еще! Да и не важно, какую профессию выберут ребята. Главное, чтобы хорошо учились, получили качественное образование. Чего когда-то не сделал я… До сих пор жалею, что после школы так и не пошел больше никуда учиться. Тех неполученных знаний и навыков очень не хватает, особенно когда читаешь чертежи и схемы. Благо в таких ситуациях выручает богатый опыт…

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59