Кто решает судьбу Украинской православной церкви?
Резкий взлет рейтинга Дональда Трампа кардинально меняет внутриполитическую ситуацию на Украине. Политики разворачиваются на 180 градусов, делая неожиданно заявления о необходимости мирных соглашений с Россией. Не исключено, что изменения коснутся и позиции украинских властей в отношении канонической Украинской православной церкви.
Пресловутый законопроект
Гонения на каноническое православие стали одним из главных политических трендов нынешней украинской власти. Захваты храмов стали частым явлением. Гонения на священство и православных активистов чудовищны: людей бросают в тюрьмы, зверски избивают, были случаи убийств. Апогеем гонений стало внесение в Верховную раду законопроекта, который предполагает полную ликвидацию УПЦ. Он был принят в первом чтении еще в октябре минувшего года. В июле этого года проект закона был переработан комитетом Верховной рады по вопросам гуманитарной и информационной политики и предложен для внесения на рассмотрение. Среди депутатов возникли разногласия. Тогда сторонники ликвидации УПЦ заблокировали трибуну. Закончилось тем, что пленарное заседание было прервано до конца августа.
Главный инициатор
Законопроект о ликвидации УПЦ был инициирован Кабинетом министров по решению Совета нацбезопасности и обороны, введенному в действие указом Зеленского. Но его главным инициатором и лоббистом является бывший президент Петр Порошенко. Именно он стоял, как всем известно, у начала курса на полное уничтожение канонического православия. Именно он заключил грязное соглашение с патриархом Варфоломеем о предоставлении автокефалии украинским раскольникам, так называемой Православной церкви Украины. Войдя в роль религиозного «мессии», Порошенко с патологической упертостью продолжает поддерживать гонения на каноническую церковь. Именно его сторонники были в большинстве среди тех, кто блокировал трибуну Верховной рады, пытаясь поставить на рассмотрение чудовищный законопроект.
Ход конем
Предстоятели канонической церкви люди образованные и мудрые. Поэтому они в этом противостоянии сделали нестандартный ход — наняли известного американского адвоката. Понятно, что за гонениями на православие стоят США. А тут адвокат из самого пекла. Это Роберт Амстердам. Он сразу пригрозил персональными санкциями лоббистам законопроекта:
Если Верховная Рада примет этот законопроект, все проголосовавшие за него депутаты понесут персональную ответственность, потенциально включая наложение на них санкций в рамках глобальной программы санкций США.
Также Амстердам напрямую обратился к константинопольскому патриарху Варфоломею, дабы он четко и внятно обозначил позицию. Но «вселенский» патриарх предпочел трусливо промолчать. Амстердам так прокомментировал это:
Несмотря на обещание патриарха Варфоломея уважать все украинские православные конфессии и содействовать экосистеме взаимопонимания при предоставлении томоса новообразованной Православной церкви Украины, его решение открыло ящик Пандоры. Молчание о все обостряющейся ситуации сделало УПЦ мишенью жестокой и неограниченной кампании запугивания, которую осуществляет украинская власть.
Понятно, что с беспринципного Варфоломея все как с гуся вода. Однако, это молчание в очередной раз нанесло серьезный удар по его и без того не лучшей репутации.
Ответный ход антицерковников
Все на Украине понимают, что решать судьбу УПЦ будут в США. Поэтому хитромудрые противники канонического православия решили начать плести интриги в США. Понятно, что у их хозяев из Демократической партии дела сейчас обстоят не лучшим образом. Посему антицерковники решили подкупить членов Республиканской партии. Ход, конечно, нестандартный, но вряд ли он принесет успех. Полагаю, что республиканцы, согласившиеся на лоббирование грязных затей бандеровцев, просто получат немалые гонорары и в итоге разведут руками: не вышло, извините.
Ситуация непростая для украинской власти. Чтобы «уладить вопрос», на этой неделе в Вашингтон вылетает большая делегация. Но с кем они его хотят «уладить»? С дышащим на ладан Байденом? Или с Трампом, который вряд ли даст добро на уничтожение УПЦ? Конечно, шансов для оптимизма пока не много. Но хоть какая-то надежда на спасение церкви появилась на горизонте. Будем надеяться, что в конце августа проект чудовищного закона будет окончательно снят с повестки Верховной рады.