США активизировались в Центральной Азии. Кто выиграет в борьбе за регион?
Американцы и европейцы изо всех сил стремятся противостоять российскому и китайскому экономическому, политическому и информационному влиянию в Центральной Азии. С этой целью они постоянно отправляют эмиссаров в центральноазиатские столицы с самыми разными миссиями, включая спонсирование средств массовой информации, «альтернативных России и другим странам».
Для предотвращения возросшего влияния России и Китая в регионе администрация Байдена запросила у Конгресса более 220 млн долларов.
Исполняющая обязанности специального координатора программы партнерства для глобальной инфраструктуры и инвестиций США Хелайна Мац недавно посетила Узбекистан и Казахстан, где провела серию встреч с представителями властей и так называемого «третьего сектора», с которыми обсудила возможные инфраструктурные проекты и порядок их финансирования.
Фактически непрекращающиеся визиты в регион представителей США, Евросоюза и Великобритании не всегда заканчиваются теми результатами, на которые те рассчитывали. Двумя годами раньше они стремились убедить руководство государств Центральной Азии присоединиться к антироссийским санкциям, а когда этого сделать не удалось, начали угрожать вторичными санкциями против экономик региона. Потерпев фиаско, предлагали различного рода инвестиционные проекты, посулив серьезные выгоды. Посещают регион и политические тяжеловесы, такие как уже бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, госсекретарь США Энтони Блинкен, тогда еще премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Целью таких визитов было найти нити, за которые можно подергать руководство государств региона, чтобы те смогли ограничить контакты с Россией и Китаем. Поскольку санкционное давление себя исчерпало, и привлечь государства Центральной Азии к антироссийской коалиции не удалось, Запад решил использовать свои возможности для финансирования инвестпроектов.
Надо отметить, что последние важны и выгодны прежде всего для самих инвесторов, стремящихся контролировать добычу и переработку редкоземельных металлов в Центральной Азии. Американцы также не побрезговали развитием транспортной логистики, производством сельскохозяйственной продукции и развитием «зеленой энергетики».
Не обходят представители США и ЕС вниманием и Транскаспийский международный транспортный коридор, который связывает сети контейнерных грузовых железнодорожных перевозок из Китая в Европейский Союз через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу.
Государства G7 готовы вложить к 2027 году 200 млрд долларов в развитие транзитной инфраструктуры Центральной Азии с целью свести к минимуму взаимодействие государств региона с Россией по вопросам транзита грузов. При этом «большая семерка» обращает мало внимания на то, что развитие транспортной инфраструктуры Казахстана и Узбекистана способствует реализации китайского проекта «Пояс и путь». Значит, Западу более важно оставить в стороне Россию, а в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем он заинтересован, а по многим товарным позициям зависит от него.
Одновременно с этим продолжает развиваться взаимодействие государств Центральной Азии с Россией и Китаем. Чтобы дальнейшего углубления не происходило, американцы и европейцы предлагают собственную инвестиционную альтернативу. Только инвестиции все чаще предлагают взамен на ограничение возможностей России и Китая в регионе, что государствам Центральной Азии абсолютно не выгодно в связи с реализуемой ими внешнеполитической стратегией многовекторности.
Есть и еще один немаловажный аспект коварной и хитрой политики США: они готовы участвовать в инвестировании только тех проектов, которые выгодны им. То, в чем заинтересованы сами государства региона, например, железная дорога из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, или сеть газопроводов в Туркменистане, западным инвесторам не интересны.
Поскольку у государств Центральной Азии, особенно Казахстана, достаточно длинная сухопутная граница с Россией, через которую проходят логистические маршруты, им терять связи ни с Россией, ни с Китаем не выгодно. У государств региона практически все международные отношения завязаны на торговле, а собственных геополитических амбиций они не высказывают, поэтому им выгодно развивать отношения как с Западом, так и Востоком, преследуя собственные экономические интересы.