Как НЕТТО-зарплаты меняют БРУТТО-рейтинги

РИА новости опубликовало рейтинг стран Европы по доступности бензина в нынешнем году.
У Беларуси в рейтинге — 24 место. У России — 15-е. Можно было бы, особо не задумываясь, повторить рейтинг по примеру десятков других русскоязычных изданий и интернет-ресурсов. Тем более, что это не собственные данные агентства, а на 95% данные Евростата, который в конце июня выложил статистику по ценам на 95-ый бензин в странах Европы.
Но мы решили сопли не жевать и подвергнуть сомнению данное — ЕэСовское — исследование. Тем более, что его ложь сразу бросается в глаза. Потому что сравнивать в подобных рейтингах страны, граждане которой получают зарплату БРУТТО и НЕТТО (без соответствующих уточняющих комментариев), — по меньшей мере, некорректно.

Итак…
Зарплата brutto — совокупная зарплата (с окладами, премиями, доплатами, премиями и пр.), которая работнику начислена до вычета налогов.
Зарплата netto — зарплата, которая осталась на руках после выплаты всех налогов и обязательных платежей.
Для лучшего понимания проясним на белорусско-люксембургском примере.
Представим, что белорусу начислили 1000 рублей. От начисленной зарплаты работодатель должен уплатить 34% в ФСЗН. Другими словами, если бы эти 34% платил сам работник, а не его наниматель, то на руки бы он получал бы не 1000 руб., а 1340.
Далее, уже, вроде, непосредственно сам работник платит еще 13% от начисленного в качестве подоходного налога (про прогрессивную шкалу в данном случае упоминать не будем). На деле работодатель сам за него из его зарплаты производит эту выплату. Тем не менее, 13% от 1000 начисленного — это 130 руб. В совокупности с суммой, которую потерял на работнике работодатель (340 руб.), это уже 470 руб. (340 + 130). То есть по БРУТТО работник на руки получил бы не 1000 руб. начисленных, а 1470 руб. Но и это не все. Потому что с начисленных 1000 руб. работник должен еще 1% отдать на пенсионное страхование, то есть 10 руб. (их тоже за нас вычитает из нашей зарплаты работодатель). Но мы все равно добавим их к 1470-и и получим 1480 рублей зарплаты БРУТТО, которые бы получил наемный работник с «начисленных» ему нанимателем зарплаты.

А на практике с начисленных 1000 рублей на руки он получает всего 860 (за минусом подоходного и страховки). В общем, если бы белорус жил в Люксембурге, если бы белорус был люксембуржцем, если бы люксембургский работодатель начислил бы ему 1480 руб. зарплаты (423 евро), белорусу-люксембуржцу пришлось бы самому производить все необходимые выплаты по разным фондам.
Хитрожопый евростат знает об этом, но он все равно берет люксембургскую «грязную», то есть до всех обязательных вычетов зарплату, и сравнивает ее с «девственно чистой» зарплатой белорусской (то есть после почти всех обязательных выплат). Мол, сколько бензина можно купить на эти зарплаты? Словно люксембуржец и не собирается платить никаких налогов, никаких медицинских и социальных страховок… При том, что если бы он хотя бы раз не заплатил налоги, то налоговая его там с г…м сожрала бы. А медстраховка была бы аннулирована уже после второго неплатежа. Ты сломал ногу? У тебя инфаркт? Лечись, тварь, самостоятельно. Какие лекарства?! А лекарства только по рецепту. Так что он тебе не положен. И никакого больничного! Не можешь предъявить больничный работодателю? — так ты прогульщик! Пшел вон…
В общем, в этом месте мы подошли к нашим выводам.
Если вычесть из зарплат работников наших европейских как бы партнеров все обязательные платежи, то рейтинг стран Европы по доступности бензина будет выглядеть совершенно по-другому.
Понятно, что от страны к стране все эти обязательные вычеты от фонда начисленной зарплаты достаточно сильно отличаются. Но ниже 20% там нет ни у кого (20% — это исключительно у чистых реципиентов, которые живут словно вши, паразитируя на немцах, французах и голландцах, то есть за счет других). При том, что у первой тройки «бензинового» ТОП (Люксембург, Великобритания, Норвегия) обязательные выплаты с зарплат могут вообще достигать 48%.

Другими словами, если средняя начисленная зарплата в Норвегии по итогам июня 2025 года составила 58 тыс. крон (а по итогам полугодия — 46 тыс. крон), то на них он никогда не купит свои рейтинговые 2 300 л бензина. Потому что после всех обязательных выплат от 58 тыс. на руках у него останется около 30 тыс. крон. И при цене в Норвегии 95-ого бензина 20,19 крон/литр, он сможет купить только 1 485 литров топлива.
А при средней начисленной зарплате в Беларуси 2717,8 руб. по итогам июня, белорус сможет приобрести на АЗС почти 1 050 л, а не 887 (2,6 руб./л).
Ну и для большего сравнения предлагаем вам реальный (в переводе на зарплаты НЕТТО) рейтинг стран Европы по доступности бензина в нынешнем году.
Где мы брали данные? Во-первых, у евростата (зарплаты по итогам января-мая). А во-вторых, — у GlobalPetrolprices (стоимость топлива на 28 июля 2025 года).
Добавим, если бы данные по стоимости бензина были предоставлены не вчерашние, а также средние за первые пять месяцев, то результат у европейцев оказался хуже того, что указано в таблице (на 8-15 л в зависимости от страны).
Рейтинг стран Европы по доступности бензина в 2025 (сколько литров бензина можно купить на среднюю зарплату)
Швеция | 1 619 |
Люксембург | 1 495 |
Норвегия | 1 485 |
Нидерланды | 1 417 |
Бельгия | 1 362 |
Россия | 1 360 |
Германия | 1 332 |
Австрия | 1 316 |
Великобритания | 1 314 |
Ирландия | 1 301 |
Кипр | 1 178 |
Франция | 1 056 |
Беларусь | 1 050 |
Дания | 1 009 |
Финляндия | 981 |
Чехия | 819 |
Словения | 782 |
Эстония | 779 |
Польша | 771 |
Португалия | 624 |
Подвергать сомнениям данные по Кипру нет причин. Потому что в этой стране одни из самых низких в еврозоне обязательных выплат (около 20% от суммы начисленного). Кипр сидит почти на полном подсосе из Брюсселя, а 1,3 млн. киприотов и полное отсутствие в стране какой-либо серьезной производственной промки никакой погоды в ЕС не делают. Так что бензин Кипр может себе позволить. В отличие от Германии, граждане которой с февраля 2022 года «потеряли» почти 180 л бензина.
А вот данные по соседней с нами Польши очень даже будут интересны.
Дело в том, что еще в 2020 году с учетом средних зарплат и средней стоимости автомобильного топлива в наших странах («МП» делала сравнение по ППС) мы шли практически ноздря в ноздрю и были способны приобрести около 720 л бензина А-95 (что в Минске, что в Варшаве).
А сегодня все сильно изменилось. Мы не просто разошлись, мы — разбежались. Даже несмотря на то, что в Польше сумма обязательных отчислений с начисленной зарплаты меньше, чем у нас (24,1%). И сегодня на свою среднюю зарплату поляк может купить 771 л бензина (Польша не зря вошла в пятерку самых дорогих стран Европы), а белорус на свою среднюю зарплату может приобрести 1 050 л. Как видим, за неполных 5 лет поляки стали лучше жить на 50 л, а белорусы стали жить лучше на 330 л.

Если бы еще и «Белнефтехим» сбросил цену на бензин, особенно после того, как доллар в Беларуси «подешевел» на 7%, то Минск с гипотетическими 1 123 литрами бензина поменялся бы в рейтинге местами с Францией и занял 12-ое место.
А если бы при составлении рейтинга мы учитывали абсолютно все нюансы с начислениями зарплат и налоговыми вычетами, которые оказывают существенное влияние на наши доходы, то Беларусь гарантированно вошла бы в рейтинге в ТОП-10. А Россия — в ТОП-3.
А казахов, которых РИА Новости включило в свой рейтинг, мы проигнорировали. Потому что рейтинг касается евростран. А Казахстан — не Европа.
Рекомендуем


