Меню

Как НЕТТО-зарплаты меняют БРУТТО-рейтинги

Как НЕТТО-зарплаты меняют БРУТТО-рейтинги
Фото: Вячеслав Цуранов и из открытых источников

РИА новости опубликовало рейтинг стран Европы по доступности бензина в нынешнем году.

У Беларуси в рейтинге — 24 место. У России — 15-е. Можно было бы, особо не задумываясь, повторить рейтинг по примеру десятков других русскоязычных изданий и интернет-ресурсов. Тем более, что это не собственные данные агентства, а на 95% данные Евростата, который в конце июня выложил статистику по ценам на 95-ый бензин в странах Европы.

Но мы решили сопли не жевать и подвергнуть сомнению данное — ЕэСовское — исследование. Тем более, что его ложь сразу бросается в глаза. Потому что сравнивать в подобных рейтингах страны, граждане которой получают зарплату БРУТТО и НЕТТО (без соответствующих уточняющих комментариев), — по меньшей мере, некорректно.

Итак…

Зарплата brutto — совокупная зарплата (с окладами, премиями, доплатами, премиями и пр.), которая работнику начислена до вычета налогов.

Зарплата netto — зарплата, которая осталась на руках после выплаты всех налогов и обязательных платежей.

Для лучшего понимания проясним на белорусско-люксембургском примере.

Представим, что белорусу начислили 1000 рублей. От начисленной зарплаты работодатель должен уплатить 34% в ФСЗН. Другими словами, если бы эти 34% платил сам работник, а не его наниматель, то на руки бы он получал бы не 1000 руб., а 1340.

Далее, уже, вроде, непосредственно сам работник платит еще 13% от начисленного в качестве подоходного налога (про прогрессивную шкалу в данном случае упоминать не будем). На деле работодатель сам за него из его зарплаты производит эту выплату. Тем не менее, 13% от 1000 начисленного — это 130 руб. В совокупности с суммой, которую потерял на работнике работодатель (340 руб.), это уже 470 руб. (340 + 130). То есть по БРУТТО работник на руки получил бы не 1000 руб. начисленных, а 1470 руб. Но и это не все. Потому что с начисленных 1000 руб. работник должен еще 1% отдать на пенсионное страхование, то есть 10 руб. (их тоже за нас вычитает из нашей зарплаты работодатель). Но мы все равно добавим их к 1470-и и получим 1480 рублей зарплаты БРУТТО, которые бы получил наемный работник с «начисленных» ему нанимателем зарплаты.

А на практике с начисленных 1000 рублей на руки он получает всего 860 (за минусом подоходного и страховки). В общем, если бы белорус жил в Люксембурге, если бы белорус был люксембуржцем, если бы люксембургский работодатель начислил бы ему 1480 руб. зарплаты (423 евро), белорусу-люксембуржцу пришлось бы самому производить все необходимые выплаты по разным фондам.

Хитрожопый евростат знает об этом, но он все равно берет люксембургскую «грязную», то есть до всех обязательных вычетов зарплату, и сравнивает ее с «девственно чистой» зарплатой белорусской (то есть после почти всех обязательных выплат). Мол, сколько бензина можно купить на эти зарплаты? Словно люксембуржец и не собирается платить никаких налогов, никаких медицинских и социальных страховок… При том, что если бы он хотя бы раз не заплатил налоги, то налоговая его там с г…м сожрала бы. А медстраховка была бы аннулирована уже после второго неплатежа. Ты сломал ногу? У тебя инфаркт? Лечись, тварь, самостоятельно. Какие лекарства?! А лекарства только по рецепту. Так что он тебе не положен. И никакого больничного! Не можешь предъявить больничный работодателю? — так ты прогульщик! Пшел вон…

В общем, в этом месте мы подошли к нашим выводам.

Если вычесть из зарплат работников наших европейских как бы партнеров все обязательные платежи, то рейтинг стран Европы по доступности бензина будет выглядеть совершенно по-другому.

Понятно, что от страны к стране все эти обязательные вычеты от фонда начисленной зарплаты достаточно сильно отличаются. Но ниже 20% там нет ни у кого (20% — это исключительно у чистых реципиентов, которые живут словно вши, паразитируя на немцах, французах и голландцах, то есть за счет других). При том, что у первой тройки «бензинового» ТОП (Люксембург, Великобритания, Норвегия) обязательные выплаты с зарплат могут вообще достигать 48%.

Другими словами, если средняя начисленная зарплата в Норвегии по итогам июня 2025 года составила 58 тыс. крон (а по итогам полугодия — 46 тыс. крон), то на них он никогда не купит свои рейтинговые 2 300 л бензина. Потому что после всех обязательных выплат от 58 тыс. на руках у него останется около 30 тыс. крон. И при цене в Норвегии 95-ого бензина 20,19 крон/литр, он сможет купить только 1 485 литров топлива.

А при средней начисленной зарплате в Беларуси 2717,8 руб. по итогам июня, белорус сможет приобрести на АЗС почти 1 050 л, а не 887 (2,6 руб./л).

Ну и для большего сравнения предлагаем вам реальный (в переводе на зарплаты НЕТТО) рейтинг стран Европы по доступности бензина в нынешнем году.

Где мы брали данные? Во-первых, у евростата (зарплаты по итогам января-мая). А во-вторых, — у GlobalPetrolprices (стоимость топлива на 28 июля 2025 года).

Добавим, если бы данные по стоимости бензина были предоставлены не вчерашние, а также средние за первые пять месяцев, то результат у европейцев оказался хуже того, что указано в таблице (на 8-15 л в зависимости от страны).

Рейтинг стран Европы по доступности бензина в 2025 (сколько литров бензина можно купить на среднюю зарплату)

Швеция1 619
Люксембург1 495
Норвегия1 485
Нидерланды1 417
Бельгия1 362
Россия1 360
Германия1 332
Австрия1 316
Великобритания1 314
Ирландия1 301
Кипр1 178
Франция1 056
Беларусь1 050
Дания1 009
Финляндия981
Чехия819
Словения782
Эстония779
Польша771
Португалия624

Подвергать сомнениям данные по Кипру нет причин. Потому что в этой стране одни из самых низких в еврозоне обязательных выплат (около 20% от суммы начисленного). Кипр сидит почти на полном подсосе из Брюсселя, а 1,3 млн. киприотов и полное отсутствие в стране какой-либо серьезной производственной промки никакой погоды в ЕС не делают. Так что бензин Кипр может себе позволить. В отличие от Германии, граждане которой с февраля 2022 года «потеряли» почти 180 л бензина.

А вот данные по соседней с нами Польши очень даже будут интересны.

Дело в том, что еще в 2020 году с учетом средних зарплат и средней стоимости автомобильного топлива в наших странах («МП» делала сравнение по ППС) мы шли практически ноздря в ноздрю и были способны приобрести около 720 л бензина А-95 (что в Минске, что в Варшаве).

А сегодня все сильно изменилось. Мы не просто разошлись, мы — разбежались. Даже несмотря на то, что в Польше сумма обязательных отчислений с начисленной зарплаты меньше, чем у нас (24,1%). И сегодня на свою среднюю зарплату поляк может купить 771 л бензина (Польша не зря вошла в пятерку самых дорогих стран Европы), а белорус на свою среднюю зарплату может приобрести 1 050 л. Как видим, за неполных 5 лет поляки стали лучше жить на 50 л, а белорусы стали жить лучше на 330 л.

АЗС Польша

Если бы еще и «Белнефтехим» сбросил цену на бензин, особенно после того, как доллар в Беларуси «подешевел» на 7%, то Минск с гипотетическими 1 123 литрами бензина поменялся бы в рейтинге местами с Францией и занял 12-ое место.

А если бы при составлении рейтинга мы учитывали абсолютно все нюансы с начислениями зарплат и налоговыми вычетами, которые оказывают существенное влияние на наши доходы, то Беларусь гарантированно вошла бы в рейтинге в ТОП-10. А Россия — в ТОП-3.

А казахов, которых РИА Новости включило в свой рейтинг, мы проигнорировали. Потому что рейтинг касается евростран. А Казахстан — не Европа.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59