Провальная миссия фон дер Ляйен: саммит ЕС-Китай не оправдал европейских надежд

В Пекине 24-25 июля 2025 года должен был состояться 25-й саммит Евросоюза и Китая, как важное событие на фоне усиливающейся неопределенности в двусторонних отношениях, обусловленной украинским кризисом, антироссийскими санкциями и нарастающими торговыми конфликтами с США. На встречу в Пекин прибыли глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского Совета Антониу Кошта. Но в связи с резко ухудшившимися отношениями Пекина и Евросоюза, саммит был сокращен с двух дней одного, 24 июля.
Этот саммит между Китаем и Европейским Союзом по случаю 50-летия установления отношений показал сохранение жестких позиций Брюсселя и Пекина. Несмотря на экономические трудности ЕС и напряженность в отношениях с США, Евросоюз не показал стремления к сближению с Китаем.
Хотя в ходе саммита председатель Китая Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Цян подчеркнули важность сотрудничества между КНР и ЕС, особенно в сфере экономики, призывали к новому раунду диалога и критиковали тарифную политику США, называя ее протекционистской.
Прошедший в Пекине саммит Европейского Союза и Китая, завершился «без ощутимых успехов для европейской стороны» (хотя эта оценка даже слишком оптимистична). Несмотря на заявленную цель — «установить более жесткие рамки для экономических отношений и выразить обеспокоенность по поводу поддержки Китаем России в украинском конфликте», фон дер Ляйен столкнулась с непреклонной позицией китайского руководства. Вместо ожидаемого смягчения позиции Пекина по ряду спорных вопросов, саммит продемонстрировал сохранение статус-кво и, по мнению многих наблюдателей, даже определенное усиление влияния Китая на мировой арене.

Показывая свою «жесткость», 19 июля, перед саммитом (!), Евросоюз принял очередной, уже 18-й пакет антироссийских санкций, под которые впервые попали пять китайских компаний и два банка КНР, обвиненные в предоставлении России услуг, связанных с криптовалютой. В ответ министр коммерции КНР Ван Вэньтао официально выразил протест еврокомиссару по торговле Марошу Шефчовичу.
Уже на саммите, Си Цзиньпин, в ходе переговоров, недвусмысленно подчеркнул «приверженность Китая многостороннему порядку и призвал ЕС к равноправному партнерству», акцентируя внимание на необходимости взаимного уважения и исключения давления со стороны. Китайская сторона категорически отвергла обвинения в односторонней поддержке России и отказалась изменить свою позицию относительно украинского конфликта, подчеркнув стратегическое партнерство с Россией.

Си Цзиньпин отметил, что Китай всегда поддерживал европейскую интеграцию и стратегическую автономию ЕС, и подчеркнул необходимость взаимного уважения путей развития друг друга. Он сформулировал три главных принципа, по которым, по его мнению, должны развиваться китайско-европейские отношения: взаимное уважение, открытое сотрудничество и приверженность многосторонности. Председатель КНР дал понять, что Пекин не намерен жертвовать стратегическими отношениями с Россией ради сближения с ЕС.
Это стало очевидным несоответствием ожиданиям ЕС, который рассчитывал на более гибкую позицию Китая в отношении России.
А премьер Госсовета Китая Ли Цян провел на саммите отдельную встречу с представителями европейского бизнеса, подчеркнув, что Китай готов продолжать политику открытости, создавать справедливые условия для иностранных компаний и защищать интеллектуальную собственность. Он выразил надежду, что ЕС откажется от дискриминации китайских инвесторов.
Урсула фон дер Ляйен, в свою очередь, предприняла попытки оказать давление на Китай, с целью достижения компромисса в торговой сфере. Значительный торговый дефицит ЕС с Китаем, превышающий 360 миллиардов долларов, стал основной темой дискуссий. Европейская сторона выразила обеспокоенность дисбалансом в торговле и призвала найти пути к его сокращению. Однако, вместо жестких требований, фон дер Ляйен пришлось смягчить риторику и подчеркнуть важность самих по себе отношений ЕС и Китая, отделив их от ситуации вокруг Украины. Это интерпретируется многими как знак неспособности ЕС оказать серьезное давление на Китай.

Также глава Еврокомиссии потребовала от Китая открыть рынок госзакупок для европейских компаний, заявив, что рынок Европы «полностью открыт» для китайских предприятий, хотя умолчала о ранее введенных ЕС пошлинах на китайские электромобили и солнечные панели, а также ограничениях против компании Huawei. Еще одним требованием ЕС стало ослабление экспортного контроля со стороны Китая на редкоземельные металлы и магниты, необходимые европейской промышленности. Фон дер Ляйен призвала ускорить выдачу лицензий китайским экспортёрам этих ресурсов в Европу, не уточнив при этом, какие уступки готов предоставить сам Евросоюз.
Заявление фон дер Ляйен о достижении «значимого переломного момента» в отношениях ЕС и Китая вызывает некоторые сомнения в соответствии такой формулировки результатам саммита. Многие аналитики рассматривают это как признак отступления ЕС перед четкой позицией Китая. Си Цзиньпин, в свою очередь, отметил, что проблемы Европы не являются проблемами Китая, призвав ЕС сохранять открытость своего рынка и воздержаться от введения новых санкций. Это послание явно указывает на нежелание Китая идти на какие-либо уступки.

Си Цзиньпин повторил свой призыв к лидерам ЕС «сделать правильный стратегический выбор», подчеркнув, что Китай не будет идти на уступки под давлением. Заявление фон дер Ляйен о нахождении в «точке перегиба» выглядит скорее как признание ограниченности возможностей ЕС в отношениях с Китаем. В целом, саммит продемонстрировал усиление позиций Китая и неспособность ЕС достичь значимых уступок от своего ключевого торгового партнера.
Несмотря на определенные соглашения в сфере борьбы с изменением климата и планы по снижению негативного воздействия на окружающую среду, саммит не принес прорыва в ключевых вопросах экономического и политического сотрудничества. Введение ЕС ограничений на экспорт китайских электромобилей также не способствовало улучшению атмосферы переговоров. В итоге, саммит подчеркнул расхождение интересов и преобладающую позицию Китая во многих важных вопросах.
Отношения между Европейским Союзом и Китаем начали ухудшаться еще в период пандемии COVID-19, но практически разрыв произошел после начала специальной военной операции России на Украине в 2022 году. С тех пор обе стороны все больше отдаляются друг от друга, и лишь в этом году появилась небольшая надежда на улучшение ситуации. Это произошло на фоне возвращения Дональда Трампа в Белый дом, который вновь развязал торговую войну, как с Китаем, так и с Европейским Союзом. Однако, несмотря на эти обстоятельства, разрыв между сторонами только углубился. Китай стал воспринимать Европу как своего рода вассала Соединенных Штатов, что привело к игнорированию европейских претензий и требований. С каждым днем Пекин требует все больших экономических послаблений от Европы, что, в свою очередь, вызывает недовольство и раздражение у европейского бизнеса.

Эксперты отмечают, что Европа, наконец, осознала необходимость более суверенной позиции в ответ на нарастающие претензии со стороны США и Китая, как в экономическом плане, так и в сфере безопасности. Многие еще могли надеяться на то, что саммит между Европой и Китаем станет отправной точкой для решения ряда спорных вопросов. И действительно, Пекин пошел на некоторые незначительные уступки, однако, не пойдя на серьезное обсуждение более глубоких и острых проблем. Это свидетельствует о том, что напряженность в отношениях продолжает сохраняться.

Что же является основными проблемами, которые стоят на пути нормализации отношений между ЕС и Китаем? Эксперты выделяют несколько ключевых претензий, которые Европа выдвигает в адрес Китая. Во-первых, это дисбаланс в торговле, который вызывает недовольство европейских компаний. Во-вторых, якобы «недобросовестная конкуренция со стороны китайских производителей», которая ставит под угрозу бизнес европейских фирм. Третья проблема заключается в отказе Китая открывать свой рынок для европейских компаний, что ограничивает возможности для бизнеса и инвестиций. Кроме того, существует проблема кибербезопасности, которая представляет угрозу для информационной безопасности как отдельных компаний, так и государств.
Еще одной важной темой является безопасность китайских технологий, которые используются в различных сферах, включая критически важную инфраструктуру. И наконец, нельзя забывать о тесном партнерстве Китая с Россией, которая вызывает особую озлобленность в Европе. Поддержка Китая России на Украине, по мнению европейских стратегов, представляет собой прямую угрозу безопасности стран ЕС. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя ситуацию, подчеркнула важность позиции Китая в контексте российской спецоперации. Пытаясь напугать Китай, она заявила, что «поддержка Китая войны России против Украины станет определяющим фактором для будущих отношений между Европой и Китаем». Это заявление подчеркивает, что Европа добивается от Китая более покладистой позиции, которая могла бы способствовать выигрышной ситуации для Украины.
Отсутствие китайских представителей на важных международных форумах и встречах, посвященных вопросам безопасности и сотрудничества, лишь подтверждает нынешнюю незаинтересованность Пекина в диалоге с Европой. Таким образом, на данный момент отношения между ЕС и Китаем остаются напряженными, и ни одна из сторон не проявляет готовности к компромиссам. Европа, осознавая угрозы, исходящие от Китая, пытается занять более жесткую позицию, в то время как Китай продолжает игнорировать европейские претензии и требования. В такой ситуации сложно ожидать значительного прогресса в налаживании отношений, и будущее взаимодействие между этими двумя сторонами остается под вопросом.

Стратегическое охлаждение между Брюсселем и Пекином — следствие не внешнего давления, а целенаправленного курса самого ЕС. Будь то согласованная поддержка линии Вашингтона или суверенное решение Брюсселя — результат для Европы один: геоэкономическая изоляция и утрата операционного доступа к азиатским цепочкам. А сегодня это уже и системный раскол на фоне усиливающейся геоэкономической конкуренции.
Включение китайских банков в санкционные списки под предлогом «борьбы с обходом ограничений» фиксирует ключевую тенденцию: ЕС формирует не просто экономическую политику, а систему фильтрации партнёров на основе геополитической лояльности. Это подрывает принципы открытого рынка, на которых строился сам Евросоюз.
Китай, напротив, сохраняет нейтралитет и расширяет инфраструктуру глобальных альтернатив. ЕС же загоняет себя в архитектуру, где ресурсы ограничены, а правила диктуются извне. А это конечный путь к полному стратегическому вымыванию европейской субъектности.
Рекомендуем
