Меню

Провальная миссия фон дер Ляйен: саммит ЕС-Китай не оправдал европейских надежд

Провальная миссия фон дер Ляйен: саммит ЕС-Китай не оправдал европейских надежд

В Пекине 24-25 июля 2025 года должен был состояться 25-й саммит Евросоюза и Китая, как важное событие на фоне усиливающейся неопределенности в двусторонних отношениях, обусловленной украинским кризисом, антироссийскими санкциями и нарастающими торговыми конфликтами с США. На встречу в Пекин прибыли глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского Совета Антониу Кошта. Но в связи с резко ухудшившимися отношениями Пекина и Евросоюза, саммит был сокращен с двух дней одного, 24 июля.

Этот саммит между Китаем и Европейским Союзом по случаю 50-летия установления отношений показал сохранение жестких позиций Брюсселя и Пекина. Несмотря на экономические трудности ЕС и напряженность в отношениях с США, Евросоюз не показал стремления к сближению с Китаем.

Хотя в ходе саммита председатель Китая Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Цян подчеркнули важность сотрудничества между КНР и ЕС, особенно в сфере экономики, призывали к новому раунду диалога и критиковали тарифную политику США, называя ее протекционистской.

Прошедший в Пекине саммит Европейского Союза и Китая, завершился «без ощутимых успехов для европейской стороны» (хотя эта оценка даже слишком оптимистична). Несмотря на заявленную цель — «установить более жесткие рамки для экономических отношений и выразить обеспокоенность по поводу поддержки Китаем России в украинском конфликте», фон дер Ляйен столкнулась с непреклонной позицией китайского руководства. Вместо ожидаемого смягчения позиции Пекина по ряду спорных вопросов, саммит продемонстрировал сохранение статус-кво и, по мнению многих наблюдателей, даже определенное усиление влияния Китая на мировой арене.

Провальная миссия фон дер Ляйен: саммит ЕС -- Китай не оправдал европейских надежд

Показывая свою «жесткость», 19 июля, перед саммитом (!), Евросоюз принял очередной, уже 18-й пакет антироссийских санкций, под которые впервые попали пять китайских компаний и два банка КНР, обвиненные в предоставлении России услуг, связанных с криптовалютой. В ответ министр коммерции КНР Ван Вэньтао официально выразил протест еврокомиссару по торговле Марошу Шефчовичу.

Уже на саммите, Си Цзиньпин, в ходе переговоров, недвусмысленно подчеркнул «приверженность Китая многостороннему порядку и призвал ЕС к равноправному партнерству», акцентируя внимание на необходимости взаимного уважения и исключения давления со стороны. Китайская сторона категорически отвергла обвинения в односторонней поддержке России и отказалась изменить свою позицию относительно украинского конфликта, подчеркнув стратегическое партнерство с Россией.

Си Цзиньпин отметил, что Китай всегда поддерживал европейскую интеграцию и стратегическую автономию ЕС, и подчеркнул необходимость взаимного уважения путей развития друг друга. Он сформулировал три главных принципа, по которым, по его мнению, должны развиваться китайско-европейские отношения: взаимное уважение, открытое сотрудничество и приверженность многосторонности. Председатель КНР дал понять, что Пекин не намерен жертвовать стратегическими отношениями с Россией ради сближения с ЕС.

Это стало очевидным несоответствием ожиданиям ЕС, который рассчитывал на более гибкую позицию Китая в отношении России.

А премьер Госсовета Китая Ли Цян провел на саммите отдельную встречу с представителями европейского бизнеса, подчеркнув, что Китай готов продолжать политику открытости, создавать справедливые условия для иностранных компаний и защищать интеллектуальную собственность. Он выразил надежду, что ЕС откажется от дискриминации китайских инвесторов.

Урсула фон дер Ляйен, в свою очередь, предприняла попытки оказать давление на Китай, с целью достижения компромисса в торговой сфере. Значительный торговый дефицит ЕС с Китаем, превышающий 360 миллиардов долларов, стал основной темой дискуссий. Европейская сторона выразила обеспокоенность дисбалансом в торговле и призвала найти пути к его сокращению. Однако, вместо жестких требований, фон дер Ляйен пришлось смягчить риторику и подчеркнуть важность самих по себе отношений ЕС и Китая, отделив их от ситуации вокруг Украины. Это интерпретируется многими как знак неспособности ЕС оказать серьезное давление на Китай.

Провальная миссия фон дер Ляйен: саммит ЕС -- Китай не оправдал европейских надежд

Также глава Еврокомиссии потребовала от Китая открыть рынок госзакупок для европейских компаний, заявив, что рынок Европы «полностью открыт» для китайских предприятий, хотя умолчала о ранее введенных ЕС пошлинах на китайские электромобили и солнечные панели, а также ограничениях против компании Huawei. Еще одним требованием ЕС стало ослабление экспортного контроля со стороны Китая на редкоземельные металлы и магниты, необходимые европейской промышленности. Фон дер Ляйен призвала ускорить выдачу лицензий китайским экспортёрам этих ресурсов в Европу, не уточнив при этом, какие уступки готов предоставить сам Евросоюз.

Заявление фон дер Ляйен о достижении «значимого переломного момента» в отношениях ЕС и Китая вызывает некоторые сомнения в соответствии такой формулировки результатам саммита. Многие аналитики рассматривают это как признак отступления ЕС перед четкой позицией Китая. Си Цзиньпин, в свою очередь, отметил, что проблемы Европы не являются проблемами Китая, призвав ЕС сохранять открытость своего рынка и воздержаться от введения новых санкций. Это послание явно указывает на нежелание Китая идти на какие-либо уступки.

Си Цзиньпин повторил свой призыв к лидерам ЕС «сделать правильный стратегический выбор», подчеркнув, что Китай не будет идти на уступки под давлением. Заявление фон дер Ляйен о нахождении в «точке перегиба» выглядит скорее как признание ограниченности возможностей ЕС в отношениях с Китаем. В целом, саммит продемонстрировал усиление позиций Китая и неспособность ЕС достичь значимых уступок от своего ключевого торгового партнера.

Несмотря на определенные соглашения в сфере борьбы с изменением климата и планы по снижению негативного воздействия на окружающую среду, саммит не принес прорыва в ключевых вопросах экономического и политического сотрудничества. Введение ЕС ограничений на экспорт китайских электромобилей также не способствовало улучшению атмосферы переговоров. В итоге, саммит подчеркнул расхождение интересов и преобладающую позицию Китая во многих важных вопросах.

Отношения между Европейским Союзом и Китаем начали ухудшаться еще в период пандемии COVID-19, но практически разрыв произошел после начала специальной военной операции России на Украине в 2022 году. С тех пор обе стороны все больше отдаляются друг от друга, и лишь в этом году появилась небольшая надежда на улучшение ситуации. Это произошло на фоне возвращения Дональда Трампа в Белый дом, который вновь развязал торговую войну, как с Китаем, так и с Европейским Союзом. Однако, несмотря на эти обстоятельства, разрыв между сторонами только углубился. Китай стал воспринимать Европу как своего рода вассала Соединенных Штатов, что привело к игнорированию европейских претензий и требований. С каждым днем Пекин требует все больших экономических послаблений от Европы, что, в свою очередь, вызывает недовольство и раздражение у европейского бизнеса.

Эксперты отмечают, что Европа, наконец, осознала необходимость более суверенной позиции в ответ на нарастающие претензии со стороны США и Китая, как в экономическом плане, так и в сфере безопасности. Многие еще могли надеяться на то, что саммит между Европой и Китаем станет отправной точкой для решения ряда спорных вопросов. И действительно, Пекин пошел на некоторые незначительные уступки, однако, не пойдя на серьезное обсуждение более глубоких и острых проблем. Это свидетельствует о том, что напряженность в отношениях продолжает сохраняться.

Что же является основными проблемами, которые стоят на пути нормализации отношений между ЕС и Китаем? Эксперты выделяют несколько ключевых претензий, которые Европа выдвигает в адрес Китая. Во-первых, это дисбаланс в торговле, который вызывает недовольство европейских компаний. Во-вторых, якобы «недобросовестная конкуренция со стороны китайских производителей», которая ставит под угрозу бизнес европейских фирм. Третья проблема заключается в отказе Китая открывать свой рынок для европейских компаний, что ограничивает возможности для бизнеса и инвестиций. Кроме того, существует проблема кибербезопасности, которая представляет угрозу для информационной безопасности как отдельных компаний, так и государств.

Еще одной важной темой является безопасность китайских технологий, которые используются в различных сферах, включая критически важную инфраструктуру. И наконец, нельзя забывать о тесном партнерстве Китая с Россией, которая вызывает особую озлобленность в Европе. Поддержка Китая России на Украине, по мнению европейских стратегов, представляет собой прямую угрозу безопасности стран ЕС. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя ситуацию, подчеркнула важность позиции Китая в контексте российской спецоперации. Пытаясь напугать Китай, она заявила, что «поддержка Китая войны России против Украины станет определяющим фактором для будущих отношений между Европой и Китаем». Это заявление подчеркивает, что Европа добивается от Китая более покладистой позиции, которая могла бы способствовать выигрышной ситуации для Украины.

Отсутствие китайских представителей на важных международных форумах и встречах, посвященных вопросам безопасности и сотрудничества, лишь подтверждает нынешнюю незаинтересованность Пекина в диалоге с Европой. Таким образом, на данный момент отношения между ЕС и Китаем остаются напряженными, и ни одна из сторон не проявляет готовности к компромиссам. Европа, осознавая угрозы, исходящие от Китая, пытается занять более жесткую позицию, в то время как Китай продолжает игнорировать европейские претензии и требования. В такой ситуации сложно ожидать значительного прогресса в налаживании отношений, и будущее взаимодействие между этими двумя сторонами остается под вопросом.

Стратегическое охлаждение между Брюсселем и Пекином — следствие не внешнего давления, а целенаправленного курса самого ЕС. Будь то согласованная поддержка линии Вашингтона или суверенное решение Брюсселя — результат для Европы один: геоэкономическая изоляция и утрата операционного доступа к азиатским цепочкам. А сегодня это уже и системный раскол на фоне усиливающейся геоэкономической конкуренции.

Включение китайских банков в санкционные списки под предлогом «борьбы с обходом ограничений» фиксирует ключевую тенденцию: ЕС формирует не просто экономическую политику, а систему фильтрации партнёров на основе геополитической лояльности. Это подрывает принципы открытого рынка, на которых строился сам Евросоюз.

Китай, напротив, сохраняет нейтралитет и расширяет инфраструктуру глобальных альтернатив. ЕС же загоняет себя в архитектуру, где ресурсы ограничены, а правила диктуются извне. А это конечный путь к полному стратегическому вымыванию европейской субъектности.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59