Меню
Мядельский райисполком

Инструкция, как стать Президентом: 69 лет и блестящая карьера белорусского лидера

Александр Лукашенко
Фото: president.gov.by

Любой день рождения (даже у Президента) — это всегда подведение итогов. Иногда они говорят сами за себя — достаточно посмотреть на цветущую страну у нас, а потом — на вооруженный конфликт у соседей. Но любая власть имеет и скрытую составляющую, которая также влияет на успех.

Корреспондент «МП» попытался разобраться, в чем секрет политического долголетия белорусского лидера.

Если коротко, то это уникальный опыт работы с людьми в разных системах — от погранвойск до сельхозпредприятия, от лектора общества «Знания» до депутата Верховного Совета СССР. Где на каждом уровне требовалось не только выполнять задачи, убеждать, а иногда и заставлять подчиненных, но и самому критически осмысливать поставленную задачу.

Александр Лукашенко

С этой точки зрения перестройка была, конечно, временем развала и огромных возможностей, когда появился спрос на кадры с нестандартными решениями в части управления. Аграрный сектор, где работал будущий президент, тогда стал полем рыночных экспериментов, и некоторые механизмы, типа аренды и хозрасчета, отлично себя показали. С одной стороны, это позволило будущему президенту выйти на союзный уровень при проведении аграрной реформы и начать блестящую карьеру. Но, с другой, под марку реформ в СССР тогда специально запускали децентрализацию. Союзный центр все время слабел, а власть в республиках постепенно создавала под себя экономическую и правовую базу. Где под видом реформирования решались вопросы собственности, а вместе с новыми собственниками появилась и огромная теневая экономика, которой Горбачев не управлял. Управляли ей новые «хозяева жизни», и будущему президенту выпадет с ними бороться.

Безвластие и «серьезные люди»

В омут серого рынка Беларусь рухнула в начале 1990-х, и мало кому в таких условиях вообще было понятно, как должно работать производство. Все схемы обогащения того времени строились либо на спекуляции валютой и инфляции (когда приближенные получали государственные кредиты, а потом возвращали фантики), либо на вывозе из республики сырья, типа металла (была отменена монополия на внешнюю торговлю), либо на перепродаже импорта, который возили сумками, либо на подакцизных сферах, типа алкоголя, спирта, топлива, сигарет, а еще — на перегоне машин. Это были ключевые точки извлечения прибыли в государстве. Все они «крышевались» на уровне торговых точек либо находились под банками, а банки — под криминальным капиталом, где оборот формировался из бандитских «общаков».

При таком раскладе номинальная власть Кебича ничем реально не управляла: на нее повесили всю убыточную социальную сферу (правительство печатало фантики и платило ими зарплаты), а в это время серьезные люди готовились к приватизации самых жирных кусков экономики. Народ при этом, что называется, выживал, и причины чудовищного богатства одних и бедности других были людям ну совершенно непонятны. Это вызывало возмущение, постоянные митинги и требования справедливости.

Социальная справедливость потом и станет главным стержнем нового государства. Потому что в те годы будущий президент Беларуси, в оппозиции и поиске союзников, опирался не на «серьезных людей» из банков или «братков», а на те социальные группы, которые были ему хорошо знакомы, — крестьяне, военные, руководители среднего звена, рабочие, ветераны. Так он получил известность в Верховном Совете, где главной темой стала коррупция. Борьбы с ней, а значит, справедливости, хотел и простой человек, а не только группа депутатов. Это был острый запрос того времени.

Первые выборы выиграли вопреки

Власть сама упала в руки Шушкевичу и Кебичу — это были представители номенклатуры, которых никто напрямую не избирал и которые не имели популярности из-за огромного количества проблем в республике. Особняком стояли националисты из БНФ — канал коммуникации с американцами, как и белорусская служба «Радио Свобода», куда начали вливать огромные по тем временам деньги. Всплеск популярности структур БНФ был связан и с западным финансированием, и с эмиграцией (одни уезжали как политбеженцы, а другие, наоборот, привозили сюда бывших полицаев из американской диаспоры), и с раскрученными фигурами, типа писателей и поэтов, которые держались на советском перестроечном авторитете. Но главным минусом националистов была их искусственность — все это было выращено, как в парнике, и пересажено на белорусскую почву извне. Что выливалось в абсолютно неадекватные оценки истории, агрессивные высказывания о России и прочий внешний заказ.

На таком фоне выборы 1994 года стали соревнованием антирейтингов, когда голосуют не только «за» молодого и неизвестного кандидата, но и «против» старых и хорошо известных. Основной конкурент — Кебич — представлял надоевшую номенклатуру. Позняк был антироссийским пугалом, и к нему под крыло стекалась всякая грязь, типа неонацистов и любителей полицаев. Шушкевич же пытался спихивать всю ответственность на Кебича (мол, это не я, а исполнительная власть виновата в проблемах) и при этом активно искал поддержку у Запада, что тоже не вызывало симпатий у людей. При этом Позняк имел большой уличный ресурс (БНФ тогда собирал многотысячные митинги в столице), а Кебич —административный, поэтому Александр Лукашенко выигрывал выборы в крайне неравных условиях.

Александр Лукашенко

«Серая» система против «белой»

Но самое тяжелое началось потом — борьба за контроль над полностью серым государством. Где все «белое» не работает, остановлено и имеет чудовищные задолженности по зарплатам, а все «серое» прекрасно себя чувствует и не собирается делиться прибылями и платить налоги. Чтобы переломить ситуацию, Президенту понадобилось почти с нуля выстраивать силовые структуры, которые за 4-5 лет безвластия были разложены коррупцией. Для этого он делал ставку на молодые кадры, высоко их поднимал, но и спрашивал, как с себя. Некоторых, к слову, можно видеть рядом с ним до сих пор.

Александр Лукашенко

Так молодая белорусская власть получила силовую составляющую, что было невозможно в слабом государстве. И дело не только в умении Президента работать с людьми, а в том, что здоровая часть силовых структур, которая в смуту не начала «ходить» под бандитами или националистами и американцами и не ушла в отставку торговать на рынок, увидела в нем шанс на спасение государства. Те же самые процессы происходили в среде интеллигенции — агрессивная накачка национализма и антироссийской риторики привела к тому, что вокруг Лукашенко начали группироваться пророссийские и просоюзные лидеры мнений, в том числе и в России.

Как стать настоящим, а не декоративным президентом

Политику тех лет мало было иметь высокие личные качества и быть хорошим парнем. Такие люди были и в России, но система власти, которую с конца 1980-х строили с помощью американских советников, работала фильтром и не пропускала наверх того, кто мог отражать патриотическую и антизападную точку зрения. То есть запрос на лидеров, типа Лукашенко, в России был, но политическое поле жестко зачищали.

А вот в Беларуси до определенного момента на все процессы смотрели сквозь пальцы. Наша республика не была для США стратегически важной, все что их тогда интересовало — это вывод из Беларуси ядерного оружия. Отсюда и уникальный феномен российско-белорусской интеграции — этот процесс получилось запустить сначала здесь, и только потом — в России. Грубо говоря, американцы его проглядели.

А по поводу уникальной карьеры нашего лидера есть известная фраза самого Александра Лукашенко: «Президентами рождаются, но не становятся». Ее смысл в том, что вокруг власти существует огромный набор факторов, который никак не зависит от конкретного человека. Он может случайно оказаться на вершине, но если при этом не родился лидером, то реальным руководителем никогда не станет. Можно быть актером в роли, петрушкой на руке, «одноразовым» президентом, которого ставят для непопулярных реформ и просто управляемой фигурой, которая всех устраивает — примеров в политике море. Реальные лидеры, сегодня, наоборот, исключение.

Александр Лукашенко

При этом руководителю любого уровня нужно знать людей, уметь управлять ими и хорошо говорить. Но на самой вершине происходит такой чудовищный водоворот событий, где каждую минуту нужно принимать решения и делать неочевидный выбор, а отвечать при этом за 9 миллионов человек. Поэтому власть — это страшно тяжелая ноша, и, наверное, лучший подарок на день рождения — когда эта ноша видна, понятна и правильно оценена.

Лукашенко
президенты
Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59