Меню

Образование или просвещение? Размышления политобозревателя МП Юрия Уварова накануне 1 сентября

Школа
Фото: архив МП, носят иллюстративный характер

Глава нашего государства всегда очень тонко чувствует общественные настроения, чутко воспринимает назревший социальный запрос и, разумеется, реагирует своевременными решениями. После 2020 года наше общество изменилось. Ушла былая пассивность. И все важные процессы вызывают активную реакцию людей. В этом году отмечается небывалая активность вокруг вопросов образования. В рамках этой широкой общественной дискуссии я тоже позволю себе высказать несколько слов.

Школа

Недавно Александр Лукашенко на республиканском педсовете сказал:

— Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому — патриотизм. В этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений, гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.

Президент абсолютно точно дал оценку советскому образованию и тем процессам, что начали творится на постсоветском пространстве во времена ельциных-шушкевичей:

— Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем. В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация: дети ушли с головой в интернет, а там сами знаете, кто и как их воспитывает.

Школа

И еще важнейшая цитата:

— Патриота может воспитать только патриот. И не имеет значения, какой предмет преподает учитель. Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. Или наоборот.

Напомню, что об усилении патриотического воспитания в учебных заведениях Глава государства говорил еще в минувшем году накануне 1 сентября. В реализации этой задачи большая ответственность возлагалась на военруков. Поручение выполнено? Не могу сказать, так ли во всех белорусских школах, но в школе, где учился мой сын, изменений в плане усиления военно-патриотического воспитания я не заметил. А ведь сегодня это задача первостепенная. 2020 год не для всех, к сожалению, стал уроком. Тогда мы увидели, что вакуум в патриотическом воспитании умело заполнили враги через интернет. Процессы эти, к сожалению, идут и сейчас. Поэтому воспитание патриотизма в условиях информационной войны — задача первостепенная. И на этом акцентировал внимание Президент:

Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Но политика там должна быть только одна — государственная. Флаг и гимн — государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему. Так происходит во всех уважающих себя странах — от США до Китая, включая братскую Россию.

Школа

Я понимаю, что тяжело выйти из привычной колеи, тяжело внедрять новое. Но усиление патриотического воспитания — это вопрос нашей национальной безопасности. И делать эту работу нужно не для галочки. И в Беларуси есть энтузиасты, которые уже не первый год эту работу ведут. И государство, на мой взгляд, должно оказывать таким патриотическим клубам и общественным объединениям всестороннюю поддержку, в том числе и материальную.

Воспитание и образование — всегда процессы взаимосвязанные. Невежда патриотом быть не может. Особенно это касается гуманитарных предметов — истории и литературы. К сожалению, некоторые авторы учебников не отличались четкой государственной позицией. Некоторые научные сотрудники даже после 2020 года не расстались со своими политическими заблуждениями. Поэтому государство было вынуждено расстаться с ними. Но, уверен, что бчб-рассадники в науке и образовании еще вычищены не полностью. И в контексте этих событий весьма порадовала в этом году инициатива Министерства образования, которое предложило учителям, родителям и просто неравнодушным гражданам через электронную форму сообщать об ошибках и неточностях в содержании учебников. Инициатива поддержана общественностью.

И еще важный вопрос. В 2018 году, как известно, в России министерство образования переименовали в министерство просвещения. Казалось бы, какая разница? Но разница есть. Это даже так задело врагов России, что они принялись в сети давать «научные определения» слову «просвещение» с выраженной негативной оценкой. На самом же деле их «определения» с наукой не имеют ничего общего. Это просто бред недоучек.

Школа

По Далю, образованный человек — «научно развитой, воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи», а просвещенный человек — это человек не просто образованный, но еще и «с понятиями об истине, доблести и долге»; просвещение же — свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью, не просто образование, но образование «при ясном сознании долга своего и цели жизни». То есть просвещение — есть гармоничный синтез образования и нравственного воспитания. Разве не об этом говорит Глава государства? Поэтому считаю, что это еще одна хорошая тема для широкой общественной дискуссии и, надеюсь, принятия соответствующего решения на высоком уровне. Тем более мы решаем задачу по унификации многих позиций с Россией.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59