Парк электротранспорта: Беларусь — один из лидеров среди стран СНГ
Ранее мы неоднократно поднимали тему электромобилей, рассказывая об их ассортименте на белорусском рынке, инфраструктуре зарядных станций и перспективах. Граждане нашей страны сейчас очень активно пересаживаются на «электрички», растет количество дилеров, предлагающих современные машины, появляются новые пункты их обслуживания, а «БЕЛДЖИ» завершает разработку собственной модели на электрической тяге.
Перспективное направление затрагивает все сферы жизни и Беларусь для многих государств является примером по части внедрения современных экологически чистых авто, что на днях и подтвердило опубликованное исследование.
Заслуженные достижения
Аудиторско-консалтинговая фирма Kept, до лета 2022 года входящая в состав международной корпорации KPMG и имеющая представительства в Минске и Москве, в конце текущего месяца опубликовала рейтинг распространения электротранспорта в России, СНГ и БРИКС+ (всего — 16 государств). В ходе проведенного анализа специалисты оценили страны по 13 критериям, среди которых — парк электротранспорта и инфраструктура, меры государственной поддержки данной отрасли, производство машин и комплектующих и др. на первую половину этого года.
Как отмечают в Kept, в 2023 году во всем мире было продано 13,8 млн штук NEV (New Energy Vehicle) — машин на новой энергии, сейчас общее их количество 40 млн (18% от всех авто с различными типами двигателей). И эта доля будет продолжать расти.
Безусловным лидером рынка электромобилей является Китай (63,4 балла по оценке Kept) — почти 22 млн «электричек», более 600 тыс. электробусов и 2,7 млн зарядных станций. В ведущую группу, которая подверглась анализу, вошли Индия, Россия, Турция, Бразилия и Беларусь. Рейтинг каждой из стран — более 50 баллов. К третьей группе рейтинга относятся Кыргызстан, Саудовская Аравия, Казахстан и ОАЭ. Замыкают список Молдова, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Азербайджан и ЮАР.
Общий рейтинг (в баллах) таков:
- Китай — 63,4;
- Индия — 53,6;
- Россия — 53;
- Турция — 53;
- Бразилия — 52,9;
- Беларусь — 52,8;
- Кыргызстан — 52,3;
- Саудовская Аравия — 52;
- Казахстан — 51;
- ОАЭ — 50;
- Молдова — 48,5;
- Таджикистан— 48,5;
- Армения— 47,1;
- Узбекистан — 46,4;
- Азербайджан — 44,8;
- ЮАР — 44,2;
Как видим, из стран СНГ Беларусь завоевала серебро, да и то, только по той причине, что РФ ее в несколько раз превышает по размеру и по ее дорогам ездит гораздо больше машин.
Согласно анализу Kept, на 1 тыс. жителей республики приходится 0,84 электромобиля (в РФ — только 0,27). На одну зарядную станцию у нас, в среднем, приходится 7 «электричек» (в России — 9); всего в Беларуси 1200 зарядок (из них 698 — быстрых); электробусов — 150 (в том числе, произведенных компаниями МАЗ и BKM Holding — «Белкоммунмаш»).
Примечательна наша страна и мерами поддержки владельцев электромобилей: нет транспортного налога, ввозной пошлины и НДС на импорт, предоставляется бесплатная парковка. Объем финансирования программы развития электротранспорта до 2025 года составляет около 20 млн долларов.
Актуальное исследование Kept (а особенно его результаты) лишний раз подтвердило правильные действия правительства Беларуси, направленные на популяризацию передового транспорта, способного улучшить экологию городов, сделать жизнь граждан удобнее и обеспечить технологический суверенитет.