«Мы имеем иную миссию и другие смыслы, чем на Западе» — ректор БГУ о воспитании молодежи
БГУ — не просто учреждение образования, а целый многопрофильный комплекс, в состав которого входят всемирно известные на международной арене научно-исследовательские институты и инновационные предприятия. БГУ играет особую роль в жизни белорусского общества. В день рождения ведущего ВУЗа страны побеседовали с ректором Андреем Королем.
— Как шло в далекие 20-е годы прошлого века становление БГУ?
— История вуза — это начало истории высшего образования Беларуси, научных школ и подготовки специалистов. Одновременно с провозглашением БССР в 1919 году принимается решение о создании Белорусского государственного университета. По сути, история университета развивалась одновременно с белорусской государственностью. Это определило предназначение вуза — стоять у истоков формирования системы образования и науки.
Конечно, становление университета проходило в очень непростых условиях. БГУ был задуман как один из стержневых элементов молодого государства. И это решение было успешно реализовано. В период с 20 по 30 годы БГУ дал жизнь очень многим сегодня известным университетам, научным учреждениям. В 1926 году на базе нашей библиотеки создана Национальная. За первые 10 лет своего существования БГУ стал базой для создания 12 вузов и ряда НИИ.
— А можете провести параллель современного БГУ, вековой и полувековой давности?
— За 100 лет примерно в 27 раз у нас увеличилось количество студентов. В 41 раз возросло количество преподавателей. И если изначально было всего 7 практико-ориентированных специальностей, около 11 — медицинского профиля, то сегодня образовательный процесс в БГУ обеспечивает подготовку практически по всем направлениям, за исключением очень узкого сегмента.
В 70-е годы прошлого столетия БГУ начинает формироваться как образовательный и уже научный центр. Открываются НИИ прикладных физических и физико-химических проблем. Появляется потребность в узкопрофильных специалистах. Поэтому открылся ФПМИ; математический факультет был преобразован в механико-математический. В 1976 году физический факультет разделили на физический и факультет радиофизики и электроники, ныне — радиофизики и компьютерных технологий.
Сегодня у нас в структуре один научно-технологический парк, шесть научно-исследовательских учреждений. Благодаря этому соблюдается непрерывность: образование — наука — производство.
— Стартовал новый учебный год. Открываете ли специальности и на что ориентируетесь, принимая такое решение?
— Внимательно следим за тенденциями и изменениями на рынке труда, анализируем профессии будущего, плотно сотрудничаем с заказчиками кадров. Последние годы наблюдается востребованность междисциплинарных специальностей. В прошлые годы были открыты «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность», «биоинженерия и биоинформатика», «экономическая безопасность», «регионоведение». В этом году провели первые наборы на «кибербезопасность» на ФПМИ и ФРФиКТ, «государственный аудит» на экономическом факультете.
— Это больше естественнонаучный профиль. А ценится ли у нас в стране фундаментальное гуманитарное знание?
— В обществе есть востребованность как на фундаментальную, так и прикладную подготовку. Могу привести свежий пример. Впервые в этом году за первые два дня приемной кампании на ряд философских специальностей мы закрыли бюджет. Такого ранее никогда не было. Это говорит об очень высокой мотивации учиться на подобного рода фундаментальных, мировоззренческих специальностях.
— Знаем, что БГУ — надежный партнер для многих стран. А как это сотрудничество выражается в цифрах?
— Сегодня БГУ — признанный университет в международном образовательном пространстве, сотрудничает с 480 зарубежными университетами, институтами и организациями из 58 стран. Здесь обучаются около 4700 иностранных студентов из 44 стран. Мы развиваем практику двойных дипломов и англоязычное обучение. Реализуются совместные образовательные программы, в том числе с МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Даляньским политехническим университетом (ДПУ) и рядом других. Только с Китаем у нас подписано 99 соглашений с 65 университетами, институтами и организациями. Это составляет около 16,5% от общего количества международных соглашений БГУ. Наиболее показательным примером межвузовского международного партнерства можно назвать сотрудничество с ДПУ. Самый масштабный наш совместный проект — открытие совместных институтов: ДПУ–БГУ в 2017 году в Китае и БГУ–ДПУ в 2019 году у нас в Минске. В первом состоялось уже три выпуска — 232 человека, а в белорусско-китайском — в этом году первый выпуск — 224 студента. Выпускники получают два диплома: БГУ и ДПУ.
— БГУ запустил проект «Диалог ректора со студентами». Какие вопросы волнуют молодежь?
— Студенты впечатляют всем: открытостью, мотивированностью, эрудицией. Уникальность проекта не только в безбарьерной среде общения молодежи и руководства БГУ. Это атмосферность самого факультета, которую студенты раскрывают через вопросы и формат организации встреч. То, что интересно гуманитариям, не так актуально естественникам. Стараюсь с каждым из них говорить через призму близких им понятий: с радиофизиками на примерах из области физики, химикам привожу ассоциативный ряд из их области знаний. На последней встрече с филологами за два часа обсудили многочисленные вопросы из общественно-политической повестки, даже попытался спрогнозировать, что изменил бы в ходе мировой истории. В силу своей научно-педагогической деятельности, которая в том числе ориентирована на формирование навыков у студентов задавать вопросы, оцениваю глубину поднятых тем. Сложный был вопрос соотношения свободы при обязательном голосовании на примере некоторых стран. В таких ситуациях стараюсь вовлечь молодежь в рассуждения.
С молодежью нужно говорить на их языке, на темы, которые их волнуют. А запрос диктует сама жизнь. Радует, что наши ребята вовлечены в общественно-политическую жизнь, пытаются разобраться, что происходит в мире, дальнейшем развитии страны в связи с международной повесткой. В этом случае нужно объяснять важность информационной гигиены, внешнего манипуляторного воздействия.
— Если продолжить тему «современности», то многие ее особенности вы раскрываете в своих книгах. А их более 50. В начале осени вышла новинка «Дороги vs смыслы». Эту книгу уже отнесли к разряду мировоззренческих. Почему? Какие ответы в ней можно найти?
— В командировках всегда делаю заметки. Меня интересует не столько внешняя сторона медали, архитектурные сооружения, а атмосфера уникальности посещаемых городов и стран. У всех своя душа, как и у каждого человека. Стремлюсь показать, насколько отличны страны не с позиции внешних признаков, а глубоких культурно-исторических корней на уровне бессознательного, первобытных мифологических сюжетов, импульсов. Интересно, как эта разность реализуется через призму сегодняшнего дня, тот фантастический мир, который построил сам человек. Я его называю мир рукотворный. Он сегодня подменяет правду вымыслом и мешает человеку себя увидеть глазами других, потому что люди становятся одинаковыми. Многие технологии сегодня уравнивают все и вся. Сегодня такие понятия, как виртуальная жизнь, цифровой суицид на слуху. Мы живем в совершенно другом мире, очень важно не потерять ту почву реальности, человечности, которая есть в каждом из нас. Это очень важно доносить нашей молодежи и обществу.
Книга для думающего читателя. Она о дорогах и смыслах. Дорогах не в буквальном смысле слова, а как средство коммуникации. Потому что последнее, как известно, это то, что приводит к иллюзии, расширяет внешние пределы человека, но отдаляет его же от себя самого. То, что происходит сегодня, не может не волновать любого думающего человека, потому что мир переворачивается. И молодежь конечно же должна понимать: не все, что говорят мировые СМИ, — это правда. У каждой корпорации есть свой заказчик. Фактически в книжке воплощается та замечательная мысль, которую когда-то высказал Сократ, когда его судил Совет пяти судей, о том, что демократия в Афинах практически ничем не отличается от тирании тех царей, против которых боролись. Представьте, сколько прошло времени, и мы сегодня воочию видим все то, о чем говорил этот выдающийся философ. Нашу молодежь нужно учить и показывать ей, что мы имеем совершенно иную миссию развития человеческого общества и другие смыслы, чем на Западе. Важно студентам привить, кроме прикладных знаний, еще и цифровую гигиену, ощущение тех политтехнологий, которые западный мир пытается применять для манипулирования нашим сознанием. Важно ценить и создавать свои ценности, ориентиры, свою историю. А молодое поколение — это наше будущее и его сознание нужно беречь.