Вся жизнь в разведке. Профессиональный военный о боях и жизни на передовой

Про Бучу рассказывают и показывают разное. Украина, США и ЕС обвиняют Россию в военных преступлениях, в Москве говорят об инсценировке, готовя новые данные для расследования действий украинских националистов. И потому особую ценность имеют слова непосредственных свидетелей, тех, кто действительно там был:
— Когда я проезжал этот населенный пункт, то, кроме бездомных собак, вообще никого не видел. Получив приказ, мы уходили ночью. Нас тогда прикрывали авиация и артиллерия, и никаких гражданских я там на улицах не видел. Все, кто был в городе, сидели по подвалам, по улицам никто не шарахался. И откуда укропы столько трупов набрали, совсем не понятно.

Нельзя допускать, когда убивают простых людей
Наш собеседник, начальник штаба отдельного батальона Вячеслав Шайков (позывной «Шайтан») — профессиональный военный, разведчик. В начале спецоперации он командовал разведывательно-диверсионным отрядом, который вместе с десантниками работал на Киевском направлении:
— Начинали мы с Гуты, потом Гостомель, Буча, Ирпень. Шли на самом острие. Это был четвертый день штурма. В тот день у меня в отряде пошли самые первые потери. Было четыре «трехсотых» и один «двухсотый» — молодой парнишка из Питера, позывной «Шин».

Шайтан (араб. заблуждение, отдаление) — в исламском богословии злой дух, враждебный людям и Аллаху. Среди разведчиков о «Шайтане» говорят с уважением, это отчаянный и умелый боец:
— Я в армии с 1999 года, начинал в 136- м отдельном разведбатальоне Таманской дивизии. Очень понравилось, что служил не с ломом и лопатой, а в лесах и полях. Поэтому затем пошел в военкомат и уехал в Чечню по контракту. Сначала попал в разведроту 70-го мотострелкового полка, а оттуда перебрался в Ханкалу, в 417-й отдельный разведывательный батальон.

Летом 2014 года, когда развернулись военные действия в Донбассе, «Шайтан» долго не раздумывал. Просто собрал вещи и приехал сюда:
— Я видел репортажи о том, как бомбят мирные города, убивают простых людей. Этого нельзя допускать. Поэтому мое решение было быстрым. В Донбассе сначала попал на Марьинское направление, бегал простым снайпером, в 2016 году стал командиром взвода снайперов в 100-й бригаде.
В 2021 году, по окончании контракта в Народной милиции ДНР, Шайков присоединился к группе «Вагнера», работал в Ливии, а потом в Центрально-Африканской Республике:
— В тех далеких краях противник жесткий, напористый, но уровень подготовки ниже, так как это не армия. Здесь, в зоне СВО, мы ведем бой с регулярной армией, которая снабжается всем миром. Ну, а в джунглях ЦАР это, простите за сравнение, как конкистадоры с индейцами.

«Железные каски»
В начале апреля 2022 года российская группировка войск вышла с Киевского направления. Разведывательно-диверсионный отряд «Шайтана» был переброшен на Изюмское направление, но вскоре от командования 100-й гвардейской бригады Вячеславу поступило предложение возглавить одно из подразделений мобилизационного резерва, за которыми, с меткого словца военкора Александра Сладкова, прочно закрепилось прозвище «железные каски»:
— В роли командира 109-го батальона мобрезерва я начинал с Ясиноватой. Там мы проработали месяц-полтора. Позже нас перекинули на Попаснянское направление, к тому времени сама Попасная была уже наша. 1-й и 2-й батальоны бригады работали «на штурмах», а мы, как батальон мобрезерва, выступали в роли сил закрепления и удержания.

По мнению «Шайтана», сейчас военнослужащие мобрезерва уже прошли все естественные этапы своего развития и стали полноценными солдатами:
— Все люди уже отфильтровались. Остались парни со стальным стержнем, которые заключили контракт и нормально служат. На переднем крае нет места ненадежному человеку, ты должен быть уверен в том, кто прикрывает тебя с флангов.
Всегда нужно слушать командира
Главным в военной профессии Вячеслав Шайков считает умение командира работать с людьми, внимательно прислушиваться к их настроениям. Но не идти на поводу у тех, кто создает проблемные моменты, а наоборот — формировать здоровый коллектив для более эффективной деятельности. И дает совет:
— Парни, какой бы командир ни был, слушайте его. Надо слушать хотя бы, потому что командира ставят за опыт, знания и умения. Именно слушать и делать, как сказано. Не придумывать ничего своего, не надо «отсебятины».

Газета: «Боевое знамя Донбаса», Алексей Акутин, Алексей Гриценко