В их руках «горит» железо. Вклад инженеров-механиков в судьбу страны
30.10.24 10:02
Фото: БГАКФФД. Старший механик Дукорской МТС П.Д. Подоляко рассказывает знатному механизатору Кубани, Герою Социалистического Труда И. Буднееву, приехавшему делится опытом в Беларусь, о усовершенствованном механизме для заправки тракторов, Г. Бегун, БелТА, Минская область, 16 мая 1951 г.
Традиционно почитаемый в профессиональной сфере «технарей» День инженера-механика — одна из примет философии физиократии и технократии, пришедших в нашу жизнь в XVIII и XIX столетиях.
Механизация труда человека, медленно, но верно вытесняющая ручной труд на предприятиях и промыслах, постепенно превратилась в целую стихию жизни, породив «укротителя» этой стихии — человека, владеющего соответствующей профессией. В России отсчет даты принято выводить с 1854 года, когда на военном флоте был образован корпус инженеров-механиков, подготовкой этих специалистов занималось техническое училище морского ведомства в Кронштадте. Уже в двух первых «волнах» выпускников были уроженцы и Минской губернии. Экономический рост империи начала XX века поднял статус инженеров-механиков, однако недостаточное развитие промышленности и других сфер экономики России не создал условий для массового появления представителей этой профессии. И только индустриализация 1920-1930-х годов в СССР, породившая массу учебных заведений, предприятий и культ истинного духа технократии сделала инженерные специальности естественным фоном экономической жизни страны. Умельцы, в руках которых бездушное железо начинало творить чудеса, ранее знакомое лишь по сказкам и проектам, появились в каждом колхозе, в каждой школе — в городах они уже скоро составили прослойку общества (!) — техническую интеллигенцию.
Триумф востребованности механиков, случившийся в середине прошлого века в Беларуси и не утихающий до сих пор, явно прослеживается в снимках собрания фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. Беларусь сохранила и преумножает национальную традицию воспитания кадров научной и технической интеллигенции — свидетельствует фоторяд дзержинской «сокровищницы».