Удастся ли ЕС построить альтернативный «Шёлковый путь»
На днях в Ташкенте прошёл III Экономический форум «ЕС — Центральная Азия», а после его окончания состоялась встреча инвесторов в так называемый Транскаспийский транспортный коридор с достаточно серьёзным представительством.
Транскаспийский коридор считается ключевой инициативой инвестиционной стратегии Евросоюза, но, как утверждают узбекские СМИ, проведение встречи инвесторов принадлежало исключительно Узбекистану. Объяснение этому достаточно простое и очевидное: любое ухудшение геополитической обстановки в регионе неизбежно спровоцирует срыв или остановку грузоперевозок. Для Узбекистана это может стать экзистенциальной угрозой, поэтому наличие Транскаспийского транспортного коридора может решить многие проблемы.
В чём ещё интерес Узбекистана и других государств региона
Официальный Ташкент желает воспользоваться возможностью строительства инфраструктуры, необходимой для нового проекта. Это будут склады и мультимодальные терминалы, которые потенциально могут быть построены узбекским малым и средним бизнесом, тем более что развитие транзитного потенциала предусмотрено стратегией развития страны до 2030 года.

Весь регион также заинтересован в Транскаспийском коридоре, поскольку он может получить статус единого транспортного пространства Центральной Азии. Это поднимет статус государств региона, участвующих в проекте, не говоря уже о привлечении многочисленных иностранных инвесторов.
В чём заинтересованность Евросоюза
Создаваемый при содействии Евросоюза Транскаспийский коридор станет дополнительным драйвером развития экономики стран объединённой Европы. Его успешное функционирование вынудит развивать железнодорожную сеть Европы, ремонтировать пришедшие в ненадлежащее состояние автомобильные дороги, более детально продумывать авиационное сообщение.

Но самое главное, на что надеются функционеры в Брюсселе, — это то, что Транскаспийский коридор практически замкнёт новую создаваемую логистическую инфраструктуру на ЕС, а это позволит её полностью контролировать. К тому же, по мнению еврочиновников, новый транспортный коридор ограничит участие Беларуси и России в глобальных логистических цепочках, а также позволит с минимальными издержками получать необходимые ресурсы из Центральной Азии и Закавказья.
Правда, насколько оправдано и перспективно стремление Евросоюза обойти с помощью Транскаспийского коридора Беларусь и Россию, не совсем понятно, поскольку наши государства прочно и исторически связаны с центральноазиатским регионом. У Брюсселя же недостаточно опыта, чтобы выстроить такие же прочные партнёрские отношения. Если смотреть глубже, то Евросоюз со своим приходом в Центральную Азию вынужден будет связать себя решением специфических проблем региона, на что у Брюсселя сейчас нет ни свободных финансовых средств, ни достаточного международного политического авторитета.
Рекомендуем