Меню

Войну нельзя снять издали. О снимках с передовой фронтового корреспондента Владимира Гребнева

Войну нельзя снять издали. О снимках с передовой фронтового корреспондента Владимира Гребнева

От Москвы до Бреста нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом,

Сквозь огонь и стужу мы прошли.


 Так писал о фронтовых корреспондентах Великой Отечественной войны Константин Симонов.

И в этом героическом строю был и фотокорреспондент Владимир Гребнев, который с августа 1941 года находился в боевых рядах войск и своей «Лейкой» увековечивал подвиги наших бойцов, а также и саму Великую Победу в Берлине. Вначале Владимир Гребнев был фотокорреспондентом газеты «Красная Звезда», а с июля 1942 года — работал в редакции армейской газеты «Фронтовик», печатного издания 3-й ударной армии, с которой прошёл боевой путь от Москвы до Берлина. Сколько раз ему, ползущему ради фотокадра в самое пекло боя, солдаты говорили: «Товарищ старший лейтенант, туда нельзя!». Но долг, партийный и репортерский, звал его именно туда, ибо там находились те, о ком он обязан был рассказать читателям армейской газеты.

По словам сослуживцев, Владимир Гребнев был поистине неутомим: в редакции не задерживался, а постоянно рвался на боевую позицию. Порой товарищи удивлялись, откуда силы брались? Ведь для Владимира Петровича не существовало слова «не могу»! Вот лишь один пример из фронтовой биографии Владимира Гребнева, по воспоминаниям его товарища по армейской газете «Фронтовик» Юрия Левина : 

«Моя память достоверно сохранила тот ночной час, когда в редакции армейской газеты «Фронтовик» была поднята на ноги вся пишущая братия.
 — Только что мне стало известно, что взят Невель, — сообщил редактор майор Балдаков.
 — Этому событию посвящаем всю первую страницу очередного номера.
 В это время на пороге редакторской избы появились двое — капитан Елисеев и старший лейтенант Гребнев. Только позавчера, то есть 5 октября, редактор направил их в район предполагаемого наступления, и вот они уже возвратились.
 — Вы откуда? — несколько строго спросил Балдаков.
 — Из Невеля, — весело ответил Елисеев.
 — В самом деле?
 — Невель — наш! — теперь уже заговорил Гребнев
 — Это очень хорошо, что вы там были, — сказал редактор и попросил Елисеева немедленно написать репортаж о взятии города. — А вам, Гребнев, придется возвратиться в Невель. Найдите там тот танковый батальон, который вместе с десантом стрелков первым ворвался в город. Всех героев сфотографируйте — и обратно.
 — А я уже там был… Герои — на пленке…
 Владимир Гребнев положил перед редактором более двух десятков снимков, на которых был отражен весь путь танкового батальона — от исходного рубежа до улиц Невеля.
 — Похоже, что Вы с батальоном двигались в Невель, — заключил редактор, вглядываясь в снимки.
 — Точно, с батальоном.
 — Каким образом?
 — На броне, со стрелками-десантниками».

Утром 7 октября сорок третьего свежий номер «Фронтовика» на попутной полуторке ушел на передний край. Прямо в Невель, в 78-ю танковую бригаду. И каждый солдат-читатель увидел на первой странице газеты тех, кто с ходу ворвался в город и принес ему свободу. Но мало кто в бригаде знал, что среди героев того Невельского рейда были боевые корреспонденты Владимир Гребнев и Леонид Елисеев. Зато Член Военного совета армии генерал Литвинов, чутко и с вниманием относившийся к каждой публикации «Фронтовика», сразу же позвонил редактору и сказал, что Командарм и он довольны Невельским номером газеты.

Майор Балдаков на радостях выложил свою просьбу: «А нельзя ли представить отличившихся корреспондентов к правительственным наградам?»

Генерал был краток: «Обязательно сделайте представление».

Из наградного листа на фотокорреспондента газеты «Фронтовик» старшего лейтенанта Владимира Гребнева:

«Часто находится на переднем крае наших подразделений и там, на поле боя, фотографирует бойцов и командиров, показывая и поднимая на щит наших героев. Его фотографии помещаются не только в армейской газете, но и во фронтовой и центральной печати. Участвовал в боях за Невель. Много работал тов. Гребнев над фотовыставкой «Бои за Великие Луки» и «Бой за Невель». И вскоре на груди у старшего лейтенанта Владимирв Гребнева засверкал орден Красной Звезды.

Фотографии Владимира Гребнева, сделанные им в ходе боёв, на линии огня, говорят о его личной храбрости и презрении к опасности. Так, во время боёв за город на Ловати он с передовыми отрядами 47-й механизированной бригады и 257-й стрелковой дивизии участвовал непосредственно в городских боях. А при штурме Невеля, как мы уже знаем, находился на броне в составе танкового десанта, первым ворвавшегося в город. Затем были бои за Идрицу, Себеж…
 Про таких, как Владимир Гребнев, Константином Симоновым была написана «Песенка о весёлом репортёре». А его боевые друзья по редакции «Фронтовика», перефразируя известную песню, даже сочинили про него шуточное четверостишие:

«На позицию Гребнева провожали к бойцам. Вся редакция плакала на ступеньках крыльца. И пока за туманами Булдаков (главный редактор, прим.) видеть мог, На груди репортёровой всё горел орденок».

 Известно, что широкую известность получил кадр знаменитого фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, запечатлевший водружение Знамени Победы над зданием Рейхстага. Но, уверен, мало кто знает, что Халдей был не единственным фотокорреспондентом, стоявшим 2 мая 1945 года на крыше Рейхстага с камерой. Там же работал и фотокорреспондент газеты 3-й ударной армии старший лейтенант Владимир Гребнев.

Справочно. В апреле 1945-го бойцы, пробивавшиеся к центру германской столицы, несли с собой Красные Знамена. В 3-й ударной армии 22 апреля 1945 года раздали девять таких Знамен — в каждую дивизию. А самодельные красные полотнища, флаги и флажки были во всех штурмовых группах: солдаты сами добывали красный ситец, древко делали, например, из карниза для штор. Запасались красной тканью и военные фотографы. Каждый мечтал водрузить над Рейхстагом Знамя Победы!

Сам момент водружения Знамени Победы над поверженным Рейхстагом не был запечатлен ни на фотопленке, ни в кинохронике, все фото- и кинодокументы появились чуть позже. Снимок фотокорреспондента «Правды» Виктора Темина сделан был с самолета 1 мая, 2 мая снял свою знаменитую кинохронику Роман Кармен. Евгений Халдей, работавший по заданию ТАСС, и Владимир Гребнев, фотокорреспондент газеты 3-й ударной армии «Фронтовик», фотографировали с крыши Рейхстага тоже 2 мая 1945-го года. Их снимки похожи, лишь Знамя Победы на ветру развевается чуть по-разному, но главное, что оба снимка — ценнейшие исторические фотодокументы!

А завершим краткую зарисовку о Владимире Петровиче Гребневе выдержкой из военных мемуаров Юрия Левина:

«О рейхстаге мы основательно заговорили после 22 апреля, то есть после того дня, когда наши войска ворвались на окраины Берлина. Это и понятно, ведь Берлин теперь был не какой-то далекой мечтой, а явью. Вот мы уже идем по его улицам, занимаем квартал за кварталом, в общем, продвигаемся вперед по германской столице. А там, где-то в центре, — рейхстаг. И есть приказ водрузить над ним Знамя Победы. У каждого — от солдата до Командующего — на устах было это чужое слово — рейхстаг. Роты, батальоны, полки пробивались вперед, к центру Берлина, и несли с собой Красные знамена. Каждый имел свой алый флаг. Никто в те дни не сидел в редакции. Все отправлялись на Берлинские улицы, к центру, туда, где шел бой. Часто корреспонденты, завладев быстрыми «мерседесами», проскакивали сквозь горящие кварталы к Шпрее, к рейхстагу. Цель у всех нас была одна: ничего не прозевать, все значительное запечатлеть на страницах «Фронтовика», особенно штурм рейхстага и момент водружения Знамени Победы. В центре внимания редакции оказалась 150-я Идрицкая стрелковая дивизия, потому что она к 30 апреля форсировала Шпрее, овладела «домом Гиммлера» и почти вплотную подошла к рейхстагу. Именно ей и суждено было водрузить Знамя Победы. Редактор распорядился: майору Иванову, старшему лейтенанту Шмелеву, капитану Савицкому, капитану Кузнецову и некоторым другим корреспондентам постоянно быть в полках 150-й стрелковой. Там находиться, там и писать. Для связи с ними был выделен водитель полуторки ефрейтор Силкин. Особую задачу выполнял фотокорреспондент старший лейтенант Гребнев. Он носился (да, именно носился, другого слова не придумаешь) по полкам дивизии и снимал, снимал, снимал…»

Фотографии Владимира Гребнева были опубликованы в воспоминаниях Маршалов Советского Союза Жукова и Василевского, вошли они и в различные военные сборники, и в учебники по истории.

Сегодня, спустя 80 лет после Великой Отечественной войны, когда среди нас осталось совсем, от слова «СОВСЕМ» немного фронтовиков — наших героев, эти кадры Владимира Петровича Гребнева очень ценны и дороги.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59