Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Не стоит потраченного времени — Илья Бегун об отчете ICAO

Не стоит потраченного времени — Илья Бегун об отчете ICAO

Почему в отчете ICAO, который сегодня рассматривает комиссия, нет ничего принципиального нового, разбирает Илья Бегун.

Напомню, 23 мая 2021 года в Минске совершил вынужденную посадку рейс «Афины – Вильнюс» FR4978, на борту которого по счастливой случайности для Беларуси находился экс-редактор экстремистского телеграм-канала, который внес наибольший вклад в подготовку и координацию преследований, разжигании вражды и ненависти, чьи фактические действия привели к многочисленному материальному ущербу государства, травмам среди правоохранителей и гражданских, сотням и тысячам людей, которые были введены в заблуждение и понесли ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь. А триггером для этих действий послужили как раз призывы данного телеграм-канала.

Тем самым, была удобная позиция оппонентов действующей власти, что находившиеся на борту Роман Протасевич и его девушка, София Сапега, были лакомыми кусочками для белорусских спецслужб. Основной тезис претензии был следующий - якобы нашими спецслужбами было послано ложное сообщение о минировании самолета, а потом его вынудили наши диспетчеры сесть в Беларуси, угрожая сбить военным истребителем. Однако быль за сказкой не угоняется.

Довольно оперативно белорусскими СМИ и официальными лицами был подготовлен ряд материалов, где максимально подробно были изложены обстоятельства, которые полностью опровергают любые обвинения нашего государства, спецслужб и Президента. И не по мере раскрытия западом деталей, а наперед, опережая их. Напомню, после посадки рейса FR4978 в отношение нашего государства было введено несметное количество очередных санкций (тот самый пакет с пакетами, что у каждого на кухне, только санкций), которые изначально были направлены на удары по отраслям, которые не имеют даже отношения к авиации или к данному вопросу. В частности, были введены персональные санкции в отношении ряда предпринимателей и промышленных компаний, а компании Belavia было запрещено совершать рейсы в Европу. Какое это имеет отношение к борту ирландской авиакомпании Ryanair ? Да никакого, очередной предлог ввести санкции.

Лишь спустя несколько месяцев Международная организация гражданской авиации (ICAO) соблаговолила собрать комиссию, чтобы наконец разобраться в сути произошедшего. Напомню, инцидент произошел 23 мая 2021 года. Если опустить все этапы переноса слушаний и публикации отчета, лишь на 31 января 2022 года назначено слушание по итогам отчета, который так активно почему-то готовили стороны, которые не были фактически вовлечены (начиная от США и заканчивая Польшей). Что можно вынести из данного отчета.... Ничего нового для нас в Беларуси.

Оба письма, которые были получены белорусской стороной с разницей в 31 минуту, приложены к отчету. Ведь основной претензией со стороны Литвы является, якобы мы не получали первого письма в 9:25 утра. Тогда как еще в четыре аэропорта разных стран пришли идентичные электронные письма с разницей буквально в пару минут (Вильнюс, Афины, Бухарест, София). Что иронично, если на нашей стороне автоматическая система определения опасности распознала в письме о ложном минировании определенные ключевые слова и были оповещены соответствующие специалисты, что позволило оперативно приступить к реагированию на ситуацию, то вот в аэропорту Вильнюса письмо с угрозой теракта открыли лишь на следующий день после получения. Как принято говорить в молодежной среде "Б - безопасность".

Кроме того, в отчете зафиксирована информация, предоставленная белорусской стороной и не нашедшая опровержений, что военный истербитель МиГ-29 белорусских ВВС не приближался к самолету Ryanair ближе, чем на 55 километров, что полностью сводит на ноль часть заявлений, якобы наш пилот требовал осуществить посадку самолета. Для чего вообще истребитель нужен был ? Давайте будем взрослыми людьми и реалистами - аэропорт Вильнюса лежит в направлении АЭС, а такие объекты являются лакомым кусочком для террористов. Кроме того, никто бы не позволил направить рейс на населенные пункты. Но в данном случае он выполнял пассивную роль, так как пилоты рейса непосредственно перед границей с Литвой осуществили маневр и решили осуществить посадку в Национальном Аэропорту «Минск». Данный факт озадачил нашу сторону, так как до Вильнюса было ближе, а самолет не пошел на снижение возле границы, на что обратили внимание специалисты в области авиации. С учетом расстояния до аэропорта Вильнюса, самолет должен был начать процедуру снижения еще раньше.

В том числе, согласно отчету, в переговорах между пилотами Ryanair и нашими диспетчерами не выявлено никаких моментов принуждения к посадке. Тем самым, самолет сел в Беларуси исключительно по решению командира судна FR4978. А на основании Монреальской конвенции и множества приведенных аргументов сторон, причастность белорусской стороны к сообщению о ложном минировании не подтверждена. Проще говоря, вина не доказана - нет доказательств.

Единственным моментом, который может вызвать некоторые споры, является факт, что комиссия ICAO не требовала цифрового подтверждения самих полученных писем и изначально запросила лишь их скриншоты (что было сделано всеми сторонами). Лишь литовская сторона предоставила так называемые метаданные письма (цифровой след, отпечаток). В отчете это указано, однако глава Департамента по авиации Республики Беларусь Андрей Сикорский в интервью белорусским журналистам подтвердил, что ICAO данной информации и не запрашивала. А сам факт, что кроме нас  попутно с разницей в пару минут получили данное письмо еще по 4 локациям говорит, что это была рассылка по адресам и потому оперативное реагирование белорусской стороны на инцидент имело все вещественные доказательства и основания. Хотя в отчете все же первое письмо, полученное белорусской стороной учитывается, но с ранее упомянутой припиской, что «не предоставлены метаданные», что в нашем случае сути не меняет.

Заключение по данной теме в общих чертах я озвучивал ранее - не будет никаких сенсационных заявлений комиссии ICAO. Наша сторона честно и добросовестно исполнила как регламенты в области авиации и безопасности, а коллективному западу и не нужна правда. Санкции уже введены, а дело будет закрыто лишь спустя годы, так как будут якобы держать открытым для попытки установления отправителя письма о минировании. Сантиментов, извинений или снятия санкций ждать не стоит.

P.S. После посадки нашего рейса и ареста Романа Протасевича с Софией Сапегой, буквально спустя пару дней в Германии по идентичной причине был посажен рейс той же авиакомпании Ryanair по причине сообщения о ложном минировании. Но никто даже не высказался по этому поводу. Потому что там это не тут, #этодругое.

Рекомендуем