Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

В Афганистане он эвакуировал подбитую боевую технику. О мужестве сержанта из белорусской глубинки Юрия Жуковича

В Афганистане он эвакуировал подбитую боевую технику. О мужестве сержанта из белорусской глубинки Юрия Жуковича

Военные автомобилисты в Афганистане. Им, нашим 19-20 летним парням, воинам, оказались по плечу самые трудные рейсы через горные хребты Гиндукуша, горячие пески пустыни Регистан... Они были в условиях Афганистана на самом острие жизни, ведь от них во многом зависело многое.

В Афганистане нет железных дорог. А продовольствие, горючее, медикаменты, боеприпасы нужны были нашим войскам, выполнявшим боевые задачи, ежедневно, от их поставок напрямую зависели жизни советских воинов. И уходили колонны в рейсы, которые длились подчас по несколько суток и даже недель. Водителям приходилось ночевать там, где их застала ночь, и тогда кабина автомобиля для них — что стены родного дома. Почти всегда впереди них шли саперы. Порой поджидала колонну душманская засада. И тогда от военного водителя требовалось самообладание, шоферское мастерство и личная храбрость.

Профессия военного водителя в Афганистане стала едва ли не самой героической.

«Мы еще не асы — нам по девятнадцать,

Года два, не больше, сидим мы за рулем.

Но уже успели, и не станем хвастать,

Кое-что отведать в скалах под огнем».

В этом боевом строю водителей Ограниченного контингента советских войск в Афганистане и прошел солеными и горькими от пота и боли потерь боевых друзей дорогами войны сержант 501-го отдельного автомобильного батальона, эвакуировавшего подбитую технику с поля боев, Юрий Иванович Жукович.

Когда летом 1987 года в дом жителей деревни Хриссо на Брестчине, Анны Ильиничны и Ивана Ильича Жуковичей пришло письмо из полевой почты, но не от сына Юры, который уже более года был на афганской войне, а от командования, то чего только они не передумали, с огромным волнением вскрывая конверт…

К счастью получили они фото сына как лучшего водителя части и Благодарственное письмо:

«Ваш сын образцово выполняет патриотический и интернациональный долг, проявляя при этом мужество и героизм. Благодарим вас за воспитание сына!»

Свой боевой путь Юрий начал, после прохождения подготовки в учебном подразделении, водителем мощного седельного тягача на базе КрАЗа с прицепом-тралом для эвакуации поврежденных в боях с душманами боевых машин (танков, БТР и БМП) и доставки их в ремонт для последующего восстановления. Как вспоминает сам Жукович, первые месяцы были очень тяжелыми физически и морально, тем более что базировались в пустынной песчаной местности, располагались в палатках, а в рейсах подстерегала опасность, ведь «духи» применяли тактику партизанской войны. Поэтому с благодарностью говорит Жукович о командире взвода лейтенанте Ильдаре Губайдуллине из Татарстана и других офицерах роты и батальона, которые всегда были в боевых порядках колонн, часто собой прикрывая их — солдат срочной службы, как своих сыновей.

Вот только несколько эпизодов, из боевой работы 501-го отдельного автомобильного батальона, особо запомнившихся Юрию Жуковичу.

*** В очередной раз проходили перевал Саланг, идя в Союз. В кабине пассажиры- солдат и офицер после излечения в госпитале, дорожная обстановка тяжелейшая, их тягачи с техникой даже подталкивали бульдозерами и уже на выходе из 3-километрового тоннеля машину Жуковича начало сносить в пропасть...Что делать? Выпрыгнуть? Но ведь погибнут боевые друзья, выжившие в боях! Сработал в этой критической ситуации водительский опыт афганских военных дорог. Перейдя на первую передачу и активно работая ручным тормозом, Жукович все же отвернул от пропасти, врезавшись в блок-пост и перекрыв движение колонны.

*** Как-то получили приказ о срочной переброске «тральщиков» для их работы на особо опасном участке горной дороги (боевые машины на базе танков с навесным оборудованием для подрыва душманских мин перед прохождением колонн), прибыли в их расположение, всю ночь грузили, швартовали и крепили, а утром, несмотря на засаду и плотный огонь «духов» проскочили Чарикарскую «еленку», выполнив боевую задачу. Именно в этой Чарикарской долине в одном из рейдов погиб боевой товарищ Юрия водитель Николай Четырин и был тяжело ранен заместитель командира роты по политической части...

Наш земляк по праву награжден медалью «За боевые заслуги», которую, кстати, вручали в родном Березовском райвоенкомате, откуда и призывали в Советскую Армию. А эта медаль в Советском Союзе была второй по статусу, после медали «За отвагу»!

Медаль была учреждена Президиумом Верховного Совета СССР от 17 октября 1938 года.

В Положении о медали говорится: «Медалью «За боевые заслуги» награждаются военнослужащие рядового, командного и начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск пограничной охраны, ... которые в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряженными с риском для их жизни, содействовали успеху боевых действий на фронте».

А спустя год нашла Юрия Жуковича еще и награда Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи!

Вроде только вчера он уволился и вернулся в родные, дорогие сердцу места, а оказывается, уже три с лишним десятка лет водит Юрий Жукович автобусы по родному району, так же надежно, как и в Афганистане тяжелый КрАЗ. С супругой Людмилой Николаевной они прожили более 35 лет, вырастили двух сыновей, уже состоявшихся в жизни.

Рекомендуем