Меню

«Позиция Лукашенко заслуживает моего уважения». Эксклюзивное интервью с дочерью Че Гевары

Фото: предоставлено героиней публикации

Сегодня мы беседуем со старшей дочерью всемирно известного революционера Че Гевары — Алейдой Геварой. Ее призвание с детства — медицина. Долгое время она работала детским аллергологом и педиатром на Кубе, в Анголе, Эквадоре и Никарагуа. Сейчас занимается активной политической деятельностью, работает в Центре изучения Че Гевары, помогает центрам для детей-инвалидов, детей-беженцев и детей-жертв насилия. Алейда — убежденная марксистка и коммунистка, состоит в Компартии Кубы. Помогает защищать и изучать наследие своего отца Эрнесто Че Гевары, борется за справедливое общество.

Алейда поделилась с «Минской правдой» ценными воспоминаниями об отце, интересными фактами о достоинствах кубинской медицины, мнением о России в контексте СВО, и эмоциональными мыслями о Беларуси и Лукашенко.

— Какими самыми важными воспоминаниями вы можете поделиться об отце? Каким был Эрнесто Че Гевара, и как ему удавалось сочетать революционную деятельность с семейной жизнью?

— Я храню очень мало воспоминаний о своем отце. Мне было четыре с половиной года, когда он уехал в Конго, и после этого я его почти не видела. Я сняла про это документальный фильм, который называется «Настоящее отсутствие». В нем я собрала те воспоминания, которые у меня остались о моем папе. Все спрашивают у меня об одном и том же, поэтому я сделала этот фильм — чтобы волшебство этих воспоминаний не было утрачено и эти моменты никогда не были забыты.

В семейной жизни папа был очень заботливым и спокойным мужчиной. У него было очень мало времени, чтобы проводить его с нами. Я помню, как однажды он вернулся домой после волонтерской работы и стал играть с нами — со своими детьми. Он встал на четвереньки, и мы с моим братом Камило сели к нему на спину. Бывало, что он брал меня с собой на волонтерские работы. Он хотел, чтобы мы могли проводить хоть немного больше времени вместе, ведь время, которое он мог уделять семье и быть дома, у него было в дефиците. Мой отец часто работал по 16 часов в день.

— Вы выбрали медицину, стали работать в педиатрии. Что побудило вас сделать такой выбор? Пример отца повлиял на это решение?

— Я врач-аллерголог, педиатр, постоянно работаю с детьми. Зачастую мне нравится работать именно с детьми, поэтому правильнее сказать про меня — детский аллерголог.

Изначально, конечно, пример отца оказал на меня большое влияние. Но немаловажным стало то, что когда родился мой младший брат Эрнесто (мне было 4 с половиной года), у моей матери была занесена инфекция в разрез после операции. Я помогала ухаживать за ней. Повлиял и опыт общения с детьми, они мне всегда нравились. И тогда я сказала родителям, что собираюсь стать врачом. Это сбылось. Также я думаю, что это было своего рода способом вернуть народу все то, что я получила. Кубинский народ очень полюбил меня за то, что я была дочерью человека, в котором они души не чают и очень уважают. И каким-то образом я должна была вернуть то внимание, которое получила.

Медицина на Кубе общедоступна для всего мира, направлена на благо людей и их здоровье, и это позволяет вам быть очень близким к страданиям, к боли, к потребностям людей. Ты имеешь возможность вернуть народу ту любовь,  которую вложило в тебя государство. Во мне смесь всех этих качеств, поэтому я врач.

Че Гевара с дочкой

— Наблюдаются ли в настоящее время в мире такие идейные революционеры, как Че или Фидель?

— Сравнивать мужчин очень сложно и думаю, что почти невозможно — каждый живет в определенное время, в определенном месте, при разных обстоятельствах, которые заставляют, так или иначе, расти мужчину как человека.

Возможно, где-то есть такой человек, как Че или Фидель, но это сложно утверждать, потому что они были очень разносторонними людьми. Говорят, что раз в столетие рождается один такой человек. Нам посчастливилось иметь двух великих личностей, участвовавших в одном и том же революционном процессе, что было очень важно для Кубинской революции. Это были  мужчины, с которыми очень трудно сравниться, а уж тем более превзойти их. Но могут и появиться такие люди, возможно, мы их не знаем, которые столь же достойны и цельны, как Че и Фидель. Может, у них  нет возможности снискать эту славу.

— Какой политической деятельностью вы занимаетесь в настоящее время?

— Я член Коммунистической партии Кубы, но у меня нет никаких должностей, я активист, не руководитель. Также я работаю в Центре изучения Че Гевары. Как врач, официально я ушла на пенсию, хотя люди нашей профессии никогда не уходят на пенсию. Мы продолжаем работать постоянно, но официально я больше не практикую. Работа в Центре изучения Че Гевары очень захватила и заинтересовала меня, мы стараемся, чтобы мысль моего отца дошла до гораздо большего числа людей и была правдивой. Считаю, что это очень важно, потому что есть люди, которые искажают факты и пытаются навредить наследию Че. Они делают это по причине того, что он их пугает, даже когда он мертв уже столько лет. Я борюсь с тем, что считаю неправильным, всеми силами стараюсь быть справедливой по отношению к людям. Я помогаю движению «безземельных» в Бразилии, сотрудничаю с фондом «Лучший мир возможен в Аргентине». Где есть возможность помочь и что-то сделать, я это делаю с большим энтузиазмом и удовольствием.

— Беларусь с уважением вспоминает то время, когда Куба проявляла солидарность с СССР во время Чернобыльской катастрофы на АЭС, когда многие советские дети ездили лечиться на Кубу. Какова система здравоохранения на Кубе сейчас?

— Кубинская система здравоохранения имеет одну фундаментальную особенность: она носит профилактический характер. Мы поняли, что гораздо легче предотвратить болезнь, чем вылечить ее. Блокада Штатов наносит нам огромный удар, потому что каждый день в мире появляются тысячи новых лекарств, а мы не можем их приобрести и использовать, потому, как экономическая блокада препятствует этому.  Есть и другие, не очень современные лекарства. Штаты не продают нам новые лекарства, новые технологии, одноразовые материалы.  Блокировка с точки зрения медицины — головная боль для Кубы.

Поэтому нам пришлось обратиться к знаниям наших предков. Мы ведь тоже являемся потомками чернокожих африканцев, а они принесли с собой много знаний о травах и натуральных лекарствах, и сегодня мы используем их. В ХIХ веке на нас оказал мощное влияние Китай. Произошла значительная миграция китайцев, потому что в Соединенных Штатах была построена железная дорога. Китайцы работали, а когда они остались без работы, многие из них отправились на Кубу и в Карибский бассейн. Китайское влияние на нашу культуру заставляет нас проявлять настойчивость. Они привезли на остров свои лекарства, и мы также применяем их. Конечно, мы ищем новые альтернативы, чтобы попытаться найти решения проблемы нехватки лекарств из-за криминальной блокады, которой мы подвергаемся.

Два столетия назад немцы разработали науку, основанную на натуральных растениях — гомеопатию, и она также позволяет пациенту поправиться. Кубинская система здравоохранения бесплатна, она предназначена для всего народа без каких-либо различий, цвета кожи, пола и даже идеологии. То есть с человеком обращаются как с человеком, бесплатно и делают все возможное, чтобы вылечить его — это одна из характеристик кубинского государственного здравоохранения. А другая характеристика, привлекающая большое внимание — интернациональный характер медицины. Как видите, мы состоим из разных культур; следовательно, мы обязаны этим культурам частью нашего существования, поэтому это необходимо возвращать. Это то, что мы делаем сегодня во многих странах Латинской Америки, в Африке и Азии.  Мы делаем все возможное, чтобы помочь этим группам населения. Это очень красивая черта кубинской медицины, которая является интернационалистской по своему характеру.

В 80-х годах Команданте Фидель Кастро начинает возделывать научные народы, начинает думать о Кубе в контексте всей этой проблемы преступной блокады и слаборазвитости страны, веками эксплуатируемой европейскими мегаполисами, а затем и Соединенными Штатами. Они вывезли из страны и разграбили почти все ее природные ресурсы. Фидель понимал, что Куба должна быть страной мужчин и женщин, страной науки, с этого и начинается научное развитие  медицины, и сегодня мы имеем большие успехи. Обратите внимание, что во время COVID-19 мы смогли сделать 5 вакцин самостоятельно. Посмотрите вокруг и подумайте, какая еще страна на все деньги, которые только есть в Европе, сделала 5 вакцин своему народу? И это сделала Куба, имея очень мало средств, но обладая большими научными ресурсами — мужчинами и женщинами, которые обучены этим знаниям. Это еще одно преимущество общественного здравоохранения Кубы.

— Как вы боретесь за сохранение и популяризацию революционного примера вашего отца, Эрнесто Гевары?

— Вот уже несколько лет в Гаване находится Центр изучения Че Гевары. Мы работаем уже давно, но торжественной церемонии открытия еще не было. Одна из его задач — сохранить хронику жизни и деятельности Че. Центр уже внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы много  работаем, публикуем его материалы полностью, стараемся, чтобы с его наследием можно было ознакомиться из разных уголков мира и на разных языках. В Центре хранятся оригинальные работы Че, проводятся показы фильмов и диалоги с детьми, подростками и молодежью. Мы хотим понять, как они видят фигуру Че, узнать, что мы можем сделать, чтобы эти знания стали намного глубже и ближе им. Это основная цель Центра изучения Че Гевары.

Кроме того, есть Мемориал Че в городе Санта-Клара, который также хранит его память, есть Музей революции в Гаване, где выставлены и хранятся некоторые из его вещей и учебных материалов. В Центральном комитете Коммунистической партии Кубы также есть группа людей, которая хранит личные вещи Че. Но очень важную роль сейчас играет наш Центр Че Гевары.

— Какова ваша позиция в отношении спецоперации России на Украине?

— Позвольте мне рассказать вам одну историю. В 60-е годы на Кубе разразился ракетный кризис, также называемый «октябрьским кризисом». Оказывается, СССР дал нам оборонительные ракеты, а Соединенные Штаты Америки узнали об этом и впали в истерику, что мы находимся на пороге третьей и последней мировой войны.  Посмотрите, какой поднялся переполох и давление изо всех сил на бывший Советский Союз.

Теперь я спрашиваю вас: в настоящее время НАТО поставляет Украине не оборонительные, а наступательные ракеты, они отличаются друг от друга. Значит, Россия должна молчать?  Соединенные Штаты подняли такой шум, потому что у нас были оборонительные ракеты, почему тогда русские должны были молчать? И почему должны соглашаться на такое, когда они защищают свои границы? Это несправедливо по отношению к русским. Необходимо знать историю. Почему Россия не может отреагировать? Это простой и понятный вопрос. Они подвергают опасности жизнь русского народа.  Необходимо знать русскую историю, как царская армия победила Наполеона Бонапарта, сколько мужчин и женщин погибло во Второй мировой войне, чтобы добиться победы. Именно советские люди водрузили флаг над Рейхстагом. Они собираются оказать давление на такой народ, они с ума сошли? Русские не дадут себя раздавить, это народ с гордостью, с честью, следовательно, он также будет защищаться. И это то, что делает сейчас Россия. Но, кроме того, все знают историю Украины как страны, возникшей в СССР. Русский царь и поляки все время ссорились из-за клочка земли, который сегодня является Украиной. Именно благодаря Советскому Союзу на протяжении более 70 лет народы говорили на одном языке и мирно сосуществовали. Под давлением США дело дошло до противостояния народов, братьев, людей, которые хотят оставаться русскими. У президента Украины есть только одно желание — причинять все больше вреда своему собственному народу. Мне действительно очень жаль украинцев, потому что мы всегда считали их равными братьями, как белорусов и русских.

Раньше все они были частью одной страны, с которой Куба поддерживала наилучшие отношения. Мы, кубинцы, помним, что именно благодаря народам СССР у нас в мире была обеспечена безопасность и не было условного Гитлера. Я считаю, что русские имеют полное право защищать свои границы и свой народ. И мне очень жаль украинский народ, у которого есть такой правитель, единственное, что он делает — наносит ущерб стране.

— Беларусь сохраняет социальные завоевания Советского Союза. Что вы думаете о нашей стране и Президенте Лукашенко? Какие есть возможности укрепления связей между Кубой и Беларусью?

— Я лично не знакома с вашим президентом. Но позиция, которую он занял по отношению к России и конфликту на Украине, заслуживает моего уважения, я говорю это искренне. Мужество всегда очень важно для меня в людях, особенно когда на них лежит ответственность за сохранение жизни своего народа, за заботу о нем. Когда есть мужество и достоинство, чтобы вести себя твердо и решительно, это вызывает во мне уважение, правда. Я думаю, что нам нужно больше работать над совместными культурными мероприятиями. Беларусь — прекрасная страна, и у нас могло бы быть гораздо больше связей не только в культурном плане, но и в торгово-экономической сфере.

В настоящее время американская блокада становится все более жесткой и трудной, и нам действительно очень пригодилась бы большая помощь и солидарность. Между Советским Союзом и Кубой было так. Мы были очень разными народами с культурной точки зрения, но с идеологической точки зрения мы очень хорошо ладили и были солидарны друг с другом. Я надеюсь, что солидарность и любовь между нашими народами восстановятся на все сто процентов. Передаю большой привет всему белорусскому народу и объятия от моего имени. ¡Hasta la victoria siempre!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59