Наше время пришло: почему в Беларуси сбываются мечты
Один визит нашего Президента на современное предприятие отразил многогранность белорусской модели развития и харизму Первого. Очевидно, что государство сильно своими традициями, понятно — в Беларуси сложился уникальный протокол управленческой политики. Если это называют диктатурой, то пускай весь мир будет диктатурой. Так вот, зимой, как Первый и анонсировал ещё летом, в графике Главе государства уделено много времени развитию промышленности и технологической сферы. Ну, а когда ещё. В теплую пору — внимание аграрной ниве. Сейчас — заводам, фабрикам, лабораториям. Очевидно. И такие посещения вовсе не дежурные мероприятие, а весьма наполненные большими смыслами. А это говорит об успехах, которые у нас есть, и самой личности Первого — умеет задавать и создавать информационные тренды.
Страна умных людей и высоких технологий
Посещение любого предприятия Президентом отражает саму политику Лукашенко. Во-первых, говорит о правильности курса, который позволил сохранить промышленность, и сохранить в руках государства. Рыночники с философией стремления к молниеносной сверхприбыли загубили бы. Второй момент, поговорить с людьми. Причём это вечный диалог общества и власти.

Хотя Александр Лукашенко, несмотря на все заслуги и внешнеполитические титулы и признание, не утратил этой связи с народом. Поэтому и решения «народные», пускай и не популярные. Но ведь многие понимают, у таких решений полная легитимация: Лукашенко требует от других того, что сам попробовал на себе. А эта неразрывная связь с исконной народной мудростью позволяет принимать верные решения. Ну, если это качество вовсе сакрализировать, то пророками становились, действительно, люди, сохранившие природную простоту в себе. В итоге можно говорить о политической дальновидности белорусского лидера.
Это позволило и свой комбайн создать, и БЕЛАЗ сохранить, казалось, зачем для такой скромной и тогда, в 90-е годы, «забитой» страны. Ну, ладно техника, но ведь Президент не позволил разбазарить и вовсе технологически сложную, и как тогда казалось, ненужную для второсортного мира микроэлектронику. Как микроэлектроника? Когда голодные массы стояли в очередях в американский фаст-фуд, а элиты новой Беларуси пели дифирамбы всему западному. Сложно было это делать, невозможно, но Президент повёл нас не в Макдональдс, а покорять сложный и тернистый путь высоких технологий. Кстати, Макдональдс тоже не свалил.
«Тогда вообще денег не было, и всем надо было. Я понимал, что, если бы были деньги, мы бы рванули. Что тогда меня сподвигло? Скорее всего, интуиция. «Интегралу» помогли, — сказал глава государства. — Знаете, когда человек своими руками что-то создает, и очень сложное, это очень жалко потерять. Это в основе моей жизненной философии. И я цеплялся за все школы, все предприятия, которые у нас были созданы, интуитивно понимая, что они будут нужны». Вот так мы и стали страной умных людей и высоких технологий.

На плечах каких гигантов стоят белорусские атланты
В этом и есть ценность и отличие настоящего политика — батьки, от персоны, созданной политтехнологами. Почему у Лукашенко нет политтехнологов, потому что правда, искренность и верность не нуждается в фальшивой обвертке. На обвертку покупаются пока она на витрине, а дальше — смотрят на содержимое. Природное чутьё к настоящему Александр Лукашенко скромно называет крестьянской прижимистостью. Может в это и есть смысл почт уже мемного кадрового определения «крепкий хозяйственник»: мужчина, гаспадар, Батька, на которого можно положиться, с размашистым хватом во время косьбы, и самым крепким рукопожатием в Европе. Из этих рук точно ничего не вырвешь. Вот такая политическая «деревенщина» и позволяет нам быть в клубе мировых держав не только по производству молока. Это понятно продовольственная национальная безопасность и гарантия безопасности в питании.
Но теперь для сохранения дальнейшего технологического суверенитета и международного авторитета нужны свои микросхемы. И они у нас были, даже плечо подставили крыльям соседней России.
А теперь открыто новая страница в отечественной микроэлектронике. Нет, мы, конечно, помним и гордимся советским наследием. Первый не даёт забывать, на плечах каких гигантов стоят белорусские атланты.

«Именно здесь, на «Планаре», в 60-х годах прошлого века был создан мозг и сердце микроэлектроники Советского Союза», — отметил Президент, посещая предприятие в марте 2023 года. Тогда речь шла о стратегии развития холдинга и работе по импортозамещению. На совещание о перспективах развития микроэлектроники договорились историческую гордость продолжить новыми достижениями в реальности.
«А вы упирались, не хотели. А сейчас впереди бегут и показывают, какое чудо сотворили. Молодцы. Спасибо вам за это. Это пример того, как мы должны действовать в будущем, — сказал Президент. — Спасибо вам за то, что вы создали такое уникальное производство. В этом направлении будем двигаться, будем помогать всячески» — резюмировал Первый.
Размер имеет значение, но не всегда
Это событие — не только для холдинга. Для всей страны. Открыт Центр спецтехнологического оборудования для производства фотошаблонов и микрооптики. Фотошаблон — это высокоточный трафарет на стекле либо плёнке с рисунком будущей микросхемы или печатной платы. Если образно, то это скорлупа, в которой рождается новая микросхема.

Центр — ещё и полигон для отработки новых версий программного обеспечения, разрабатываемого на предприятии. И это единственный на постсоветском пространстве комплекс, позволяющий изготавливать изделия технологического уровня 90 нм. Тех самых, критически необходимых для создания передовых образцов оборудования электронного машиностроения. Именно тех компетенций, о которых говорят на всех союзных саммитах
Компетенциями по разработке и созданию подобного оборудования обладают лишь несколько стран в мире, но такой линейки оборудования для изготовления фотошаблонов днём с огнём не найти. Теперь мы смело начинаем, говорим об уменьшении размеров до 65 нм. Сдюжим ли?
Ну, например, все работы были выполнены в максимально сжатые сроки, и завершить создание центра удалось на 2 года раньше планируемого срока. Диктатура. Если это называют диктатурой, то пускай весь мир будет диктатурой.
«Наше время пришло. Мы не зря вкладывали деньги. То, о чем люди в советский период мечтали (те, кто закладывал эту основу), мечты эти начали сбываться», — отметил Президент. Это историческое событие для всей страны.
Оказывается, размер имеет значение для микрочипов. Но не всегда, если говорить о стране. Технологии, оборудование, продукция предприятия уникальны. Такие есть всего лишь в пяти странах мира: США, Японии, Германии, Швеции и Беларуси. «А вы говорите «маленькая Беларусь». Не такая она маленькая», — заметил Президент. — «Размеры государства сегодня определяются не границами и не площадью, а состоянием интеллекта и возможностями в производстве. Мы это умеем делать».
Пока делят Гренландию, нам надо бежать быстрее
Время технологий. Это понятно по цисгендерной и токсичной политике Трампа. Гренландия — это кладовая редкоземельных металлов и планетарная цистерна пресной воды. Мы силой оружия ничего никогда не у кого не отнимали, мы можем действовать только силой ума.
«Надо ускоряться. Остановимся — те, кто сзади, затопчут, — предупредил Александр Лукашенко. — Не ускоримся — толку не будет. Это не потому, что я так хочу и вас все время подталкиваю. Вопрос в том, что у нас нет огромного количества редкоземельных металлов, материалов и так далее, за что сегодня идет борьба. У нас нет того объема природного газа и нефти, за которые ведут борьбу даже крупные страны-лидеры, как США». Президент подчеркнул, что в этой сфере надо и далее «бежать на полшага впереди и выдавать продукцию, востребованную во всем мире».
Ближайшая перспектива — реализации трёх крупных инвестиционных проектов совместно с союзной Россией, которая всегда найдёт деньги на создание такой продукции и Беларуси. В принципе — это будущее. А кто там говорил про рыночные реформы и шоковую экономику. Откровенно Президент ответил на вопросы коллектива. Так всегда бывает. Зачастую кропотливую и монотонную работу способны делать именно женщины. Первый высказался о героинях этого года. «Лозунги — это хорошо. Но надо для женщин делать ну не каждый день, но хотя бы в неделю, в месяц значимое мероприятие. Год пройдет, а женщины будут вспоминать этот Год женщины. Надо в этом году сделать максимум для наших женщин. Это не потому, чтобы понравиться вам, женщинам. Вы действительно основа нашей жизни», — сказал Президент.

И даже дал бьюти-лайфхак от Первого: вместо косметики фитнес-процедуры со снежной лопатой на свежем воздухе. Можно, конечно, это разбирать на мемы, но глядя на пресс-секретаря Первого — становится очевидно, что работа на свежем воздухе положительно действует на женскую красоту. Известно, что Наталья Эйсмонт и дрова рубит, и активно помогает в качестве волонтёра расчищать снег. Наших див никакие «гуччи» не испортили.
Тик-ток, правда, немного расслабляет или обнажает наши недостатки. Первый видит реакцию отдельных людей, которые в мессенджерах выражают недовольство работой коммунальных служб в части уборки снега. «Единицы какие-то есть, но это общество — подчеркнул Президент. — Пусть пописывают, у них есть такая возможность — написать». А если серьёзно, природа, как и государство, балует наших людей. Вот теперь настоящая зима — это уже испытание. Испытание в Киеве: люди без света и тепла, а у нас настоящая зима — повод к радости. Закончилась эта европейская слякоть: и среди политического мэйнстримма и в мозгах людей, а природа чутко это передала изобилием настоящей зимы. К урожаю. Скоро и «бабу» слепим, и «деда» слепим. Пускай дети это почувствуют вместе с вами».
А в целом же снег, мороз, метель в феврале — это обычное и правильное положение вещей. Нормальные люди об этом даже соскучились. Не надо никакие психологи, гештальт-терапевты и методики из шортсов: по отношению к зимней погоде можно и определить психологическое состояние человека.
Президент поделился воспоминаниями из детства, когда зима была именно такой, какой она выдалась в этом году. «В детстве все чистили этот снег, особенно в деревне. Помню из своего детства школьного: ночь, заметает… Мы все ждали, когда взрослые ребята — девятый, десятый класс — пройдут, а мы уже по этому коридорчику следом», — сказал он.
Президент привел и другой пример. В те годы, когда он работал руководителем сельхозпредприятия, такой техники, какой Беларусь располагает сейчас, не было и дороги зачастую приходилось расчищать лопатами. «ДТ-54», гусеничный трактор, и прямая лопата — бульдозер. Вот он прошел и то, где смог пройти. Пространство три метра: хочешь — едь на лошади, хочешь — пешком иди. Трактора по такой колее проехать не могли. Чтобы к утру можно было до фермы добраться, выходили люди и шире расчищали дорогу», — добавил Первый. Когда всё по полочкам. На своих местах.

Искусственный интеллект — лишь программа, а не вызов для Человека. Да всё просто. Человек, созданный Творцом, не может превзойти своего Небесного Отца. Поэтому искусственный интеллект, созданный человеческими умами, не может превзойти человека. Аксиома: тварь, творение не выше Творца. Очень хорошо, в «десяточку», подметил Первый.
«Мы иногда придумываем черт знает что, а потом боимся, потому что это для нас неведомо. Это кажется заоблачно. Успокойтесь. Никто нас никогда не заменит. Никакой искусственный интеллект», — уверен белорусский лидер.
Действительно, рассчитывать надо на себя. То есть развитие своей микроэлектроники — это и есть наша битва за Гренландию. А наша Гренландия — это «Планар». «Знайте: никто ничего не даст. Желающие отобрать то, что у тебя есть, всегда найдутся. Даже среди друзей. Поэтому смотрите на себя, на свое. Производите свое, чтобы не только мы, но и наши дети, внуки могли жить и работать на этой земле», — сориентировал белорусский лидер.
Лопату в руки и пошли. В смысле за работу. Мы — нация умных людей и высоких технологий. Но иногда всё-таки фитнес на снегу тоже надо. Это диктатура здравого смысла. А если это называют диктатурой, то пускай весь мир будет диктатурой.