Как государство будет наводить порядок в садовых товариществах. Эксклюзив от политолога Лазуткина
Новый Указ о садовых товариществах прокомментировал политолог Андрей Лазуткин.
О передаче электросетей в госсобственность
Большая часть расходов садовых товариществ — это оплата электроэнергии. Как правило, ее фактический расход никогда не совпадает с показаниями, которые предоставляют и оплачивают граждане, и разница покрывается за счет членских взносов. Причины могут быть как в устаревшем оборудовании линий общего пользования (потери электросети объективно могут достигать 10-15%), так и в незаконных подключениях, жучках, отмотке счетчиков, сознательном использовании старых приборов либо их незаконной подмене. К примеру, если гражданин использует аналоговый счетчик 1958 года, он будет давать от 40% и более занижения показаний. Эта разница покрывается из общего кармана товарищества, а теперь представьте ситуацию, когда таких граждан – несколько сотен и они активно используют электронагреватели. Таким образом в крупном товариществе целевые взносы вымываются на погашение расходов «зайцев», и средств в итоге не хватает на строительство и ремонт других коммуникаций.
При этом есть группа должников, которые годами не платят за свет (асоциальные элементы, безработные). И если в городе организация, которая предоставляет электроэнергию, может быстро и оперативно отключить такого потребителя, то в садовом товариществе это крайне сложная юридическая процедура. При этом, имея минимальные навыки, можно самостоятельно незаконно подключиться к линии даже после отключения. Контроль этих вопросов ранее отдавался правлению, которое не всегда имеет достаточно сил и средств вести «войну» с асоциальными элементами.
В том же случае, если договор об электроснабжении будет заключен напрямую с государственной организацией, блок этих вопросов («выбивание» платежей, проверка счетчиков и незаконных подключений) автоматически снимается с правления СТ. Кроме того, государственная энергоснабжающая организация, которая возьмет линию на баланс, сможет ее, в перспективе, модернизировать. Это связано с 10-20 кратным ростом фактического потребления в садовых товариществах под Минском, по сравнению с тем, что было в 1980-х годах. На 6 сотках граждане сегодня строят дома для круглогодичного проживания с электрокотлами, скважинами, полами с подогревом, бойлерами, на что старые советские коммуникации не рассчитаны, а увеличение мощности требует замены подстанций и прокладки новых силовых кабелей. Но не следует думать, что речь пойдет об иждивенчестве — одно дело взять на баланс старые коммуникации для текущего ремонта, а другое дело их модернизировать. Скорее, речь о ситуации, когда граждане за свой счет смогут построить новую подстанцию, а затем гарантированно передать ее на баланс государственной организации.
О вопросах, связанных с управлением товариществами
Любая организация имеет процедурные недочеты в своей деятельности, которые можно оспорить в судебном порядке. Однако проблема в том, что для СТ отмена правомочности собрания по процедурным нарушениям влечет за собой отмену целого блока управленческих решений, связанных с жизнедеятельностью организации.
На любом собрании всегда обсуждается 5 — 6 вопросов, и в случае его отмены они также могут быть оспорены и потерять юридическую силу. Если, к примеру, это вопросы строительства, ремонта дороги и иного расходования средств, это создает ряд сложностей, но они преодолимы. Если же речь идет об отмене выборов председателя, то организация, фактически, остается без управления, создается ситуация двоевластия или может вестись борьба между несколькими группами.
К примеру, в Минском районе имели место случаи, когда группа лиц (как правило, безработные, которые таким образом ищут источник заработка) пыталась в судебном порядке оспаривать решения всех собраний подряд сразу в нескольких товариществах, из расчета, что суд найдет процедурные нарушения (неточности в протоколах, количестве участников собрания и пр.), а затем предлагали свои услуги гражданам в качестве председателей. Существовали даже конфликтные объединения между различными товариществами Минского района, где обменивались практикой написания жалоб и приемами борьбы с избранными правлениями.
Такую форму борьбы можно назвать итальянской забастовкой, когда работу правления забрасывают жалобами (по 3 — 4 в месяц) в проверяющие организации от анонимных или выдуманных ФИО. Организация зачастую не может даже проверить, существует ли такой человек, но она вынуждена тратить время на проверку и написание ответа. Поэтому государству пришлось в том числе менять законодательство об обращении граждан — сегодня такие анонимные обращения исключены, а жалобы подаются централизованно через единый электронный портал и привязаны к личным данным. Это в том числе позволяет отслеживать недобросовестных жалобщиков и брать их на контроль.
Интересно, что такие формы вроде бы бытовых конфликтов появились в Минской области в 2018 — 2019 гг., одновременно с протестами вокруг аккумуляторного завода в Бресте. Точно такую же протестную кампанию пытались запускать против отдельных строящихся предприятий Минобласти, в том числе Минского района, где протестные группы объединялись — появлялись так называемые «чаепития», формы территориальной организации протеста и сбора подписей, закрытые чаты в мессенджерах. То есть еще за несколько лет до 2020 года были попытки самоорганизовать наших граждан. Впоследствии нечто похожее мы наблюдали в масштабных республики уже в 2020-2021 годах, когда появилась сеть «дворовых» и районных чатов.
Отдельная проблема СТ, когда конфликты переходят в плоскость распространения клеветы, например, членов правления обвиняют в воровстве. Это простейший прием, чтобы посеять сомнения и спровоцировать людей не платить взносы. Ранее такие вопросы приходилось решать в судебном порядке и защищать свою репутацию. Однако по новому указу предусмотрены вопросы привлечения внешних аудиторских организаций для СТ, если хозяйственная деятельность вызывает какие-то сомнения. Желательно перенести сферу таких конфликтов из судов на уровень СТ, потому что суды Минского района и Минской области несколько лет подряд были завалены подобного рода спорами, которые отвлекают судебную систему от более важных задач.
Также нужно понимать, что если в садовом товариществе начался кризис власти (отмены решений собраний, отмена выборов председателя либо массовые отказы сдавать взносы под этим предлогом), то восстановление разваленного хозяйства потребует 3 — 4 года и постоянных усилий и нервов. Не каждый председатель сможет работать в проблемной обстановке и, фактически, бесплатно в условиях отсутствия средств. То есть получался замкнутый круг, когда деградация становилась необратимой и шла годами. При этом инфраструктура разваливалась, а люди выясняли отношения между собой. Теперь же в особо запущенных случаях (если дачники никак не могут договориться и сформировать органы управления), председателя назначат местные власти.
И, наконец, отдельный больной вопрос — это приведение в порядок земельных участков. Сегодня судебная практика идет по таком пути, что, если, к примеру, на вашем участке лежит гора строительного мусора, но при этом растет одинокая яблоня, то земля формально используется по целевому назначению. Это дает недобросовестным либо асоциальным гражданам возможность годами складировать мусор на собственном участке на радость соседям, и к ним крайне сложно принять какие-то законные меры либо изъять землю. Указ тоже имеет новшества в отношении таких излишне запасливых граждан.