Меню

Реорганизация скорой помощи на примере Минской области. Как это работает

Центр СМП
Фото: автора

Скорая помощь — своего рода отряд специального назначения в медицинской сфере.  Мало кто знает, что в Минской области действует уже не отряд, а целый полк «медицинского спецназа» и называется он Минский областной центр скорой медицинской помощи.

Новый формат медучреждения

Центр совсем молодой, открылся только в 2019 году. Чтобы повысить оперативность, качество и доступность скорой медпомощи населению, было принято решение поэтапно объединить в одну структуру — Минский областной центр СМП — все подразделения скорой медпомощи области. Это новая для белорусской медицины практика. Централизация службы скорой помощи завершена только в Минской области.

Центр СМП

Сейчас в структуре областного центра работают 23 подразделения СМП. А в ноябре 2021 года в составе центра сформирован и начал работу оперативный отдел. Это крупное подразделение, в которое уже сейчас стекаются звонки из Минского, Логойского, Пуховичского и Дзержинского районов. В дальнейшем на местах уже упразднятся должности сотрудников по приему обращений, только в оперативный отдел на базе Минского областного центра СМП будут переключаться звонки из каждого района Минской области.

Логистика выездов налажена

— Удаленность расположения подразделений создает определенные сложности в координации работы, — рассказывает главврач Минского областного центра скорой медицинской помощи Александра Вариводская. — Помогают наладить работу цифровые технологии, видеоконференцсвязь, видеоконтроль, GPS мониторинг, система электронного документооборота. Мы первыми в республике начали такого рода реорганизацию, поэтому пришлось продумывать логистику, проводить серьезную юридическую и кадровую работу, во многом быть первопроходцами. 

Главврач Минского областного центра скорой медицинской помощи Александра Вариводская

Новый формат работы приходилось с осторожностью тестировать. Создавались промежуточные межрайонные центры и проводился анализ, как сотрудники в одном районе смогут направить бригаду в другой, имея единую информационную систему. Ведь посмотреть дорогу на карте и знать район воочию — разные вещи. В небольших районах медики знали население чуть ли не поименно, по крайней мере хронических пациентов. После реорганизации им пришлось расширить поле деятельности и столкнуться с новшествами.

Сегодня штат Минского областного центра СМП составляет 1 907 человек. Круглосуточно работает 138 бригад, из них 28 — бригады интенсивной терапии. Медики обслуживают более 5200 населенных пунктов Минщины, а это почти 1,5 млн человек. В прошлом году сотрудники скорой помощи области выезжали к пациентам более 435 000 раз, за 5 месяцев этого года совершено уже более 180 000 выездов.

— Были сложности, но все смогли собраться. Спасибо выездному персоналу, который помогал оперативному отделу и всем, кто информировал население: райисполкомы, РОЧС, РОВД, соцслужбы, райбольницы о том, что будет переключение звонков и что взаимодействие будет идти через межрайцентры, — отмечает Александра Вариводская. —  Видя то, что один небольшой межрайонный центр справился с работой своего района и двух соседних, мы понимаем, что можем смело идти к конечной цели, создавать крупные центры, объединяющие до 8 районов, и они смогут оперативно управлять бригадами СМП.

В скором времени звонки от населения из двух промежуточных межрайцентров — Узденского и Жодинского — будут переключаться в Боровляны. На подходе — Борисовский район. Таким образом в областном центре создается оперативное отделение центрального региона. Помимо него выделены межрайцентры западного, восточного и южного регионов.

— Сейчас в системе областной службы скорой медицинской помощи работают три межрайонных центра: Молодечненский, Борисовский, Солигорский, — поясняет заместитель главного врача Александр Васьковец. — Например, в Молодечненском межрайцентре действует три круглосуточных поста по приему и регистрации вызовов. Прием звонков ведется из Молодечно, Воложина, Вилейки и Мяделя. В Молодечно видят ситуацию в райцентре и могут перенаправлять бригады, которые находятся ближе к месту вызова. Тем самым доступность и качество скорой помощи повышается.

Заместитель главного врача Александр Васьковец

Мобильные, гибкие, оперативные

В оперативном отделе фельдшеры пользуются интерактивной картой. Все районы подключены к единой медицинской информационной системе, привязанной к GPS-навигации на автомобилях скорой помощи, поэтому все могут отслеживать нахождение бригад, время их выезда. В каждой бригаде есть планшетные компьютеры — информация от диспетчера принимается и передается на планшет. Сотрудники пользуются мобильными телефонами для оперативной связи. Всё это позволяет оперативно взаимодействовать специалистам внутри службы, перераспределять потоки выездов, связываться с главврачами райбольниц. Цифровизация плюс централизация позволяют масштабировать объем, доступность и качество скорой медицинской помощи.  

— Мы многое сумели сделать за 4 года и прочно стали на ноги. Сегодня у нас молодой, активный коллектив и все предпосылки для роста и укрепления нашего масштабного формирования, — подчеркивает Александра Вариводская. — Гордимся, что являемся  важнейшим структурным звеном единой системы оказания экстренной медицинской помощи населению и можем оказывать ее оперативно и качественно.

Как работают фельдшеры оперативного отделения

В оперативном отделении Минского областного центра СМП сегодня работает 6 круглосуточных постов, всего 24 человека. В команде также врач консультативного поста, заведующий оперативным отделом и старший фельдшер. Для работы отдела отведено просторное помещение, на стене — внушительных размеров монитор с электронной картой вызовов, спутниковой навигацией. Каждый фельдшер работает на 2 линиях связи, принимает звонки от населенных пунктов общей численностью не менее 80 тысяч человек. Телефоны не умолкают, фельдшеры дают консультации, задают вопросы, тут же отслеживают нахождение бригад и передают им вызовы. 

Карта

Екатерина Дубака работает фельдшером скорой помощи в Минском районе с 2014 года. Сначала оказывала помощь населению в составе выездных бригад в Сенницком, потом в Боровлянском отделении. И вот уже год работает в оперативном отделении фельдшером поста приема и передачи вызовов.

Екатерина Дубака

— Работа не из легких, — делится девушка. — Большая нагрузка. В основном, люди звонят в панике, часто много грубят и не могут объяснить, что произошло. А фельдшеру нужно понять важные моменты: точный адрес, сам повод обращения. Выясняем, какой сельсовет, населенный пункт, стараемся детально расспросить о причине вызова, чтобы знать, какая помощь нужна. Важно быстро отследить, какая бригада рядом находится, чтобы именно ей передать вызов. 

Сложности возникают с вызовами по поводу ДТП. Если много пострадавших, могут одновременно звонить несколько человек, но внятно объяснить, где произошла авария и кто насколько пострадал, не могут. Часто бригады приезжают на необоснованные вызовы, иногда сложно определить место, где находится человек. Фельдшер пытается выстроить логистику, чтобы оперативно обслужить всех. Объединение в один оперативный центр помогает — у фельдшера больше вариантов для передачи вызова, а у пациента — больше шансов получить помощь максимально быстро.

— Если в выездной бригаде фельдшер видит человека, понимает, что с ним и какая помощь нужна, то в оперативном отделении ты  принимаешь решение, основываясь только на словах пациента. Например, человек говорит, что у него сыпь. Нужно понять: какая она, это аллергия или инфекционное заболевание — разобрать по рассказам сложно. То же с травмами. Также зачастую вызывают скорую не сами пациенты, а их родственники, которые находятся далеко. Они не знают, какое давление у больного, были ли инфаркты, какие заболевания перенес, препараты принимает — ответить не могут. В этом сложность, — делится Екатерина. — И очень хотелось бы попросить, чтобы люди ценили нашу помощь и старались проявлять уважение к фельдшерам.

За сутки фельдшер может принять и 95 вызовов, а может 30 — зависит от дня недели, сезона и т.д. Летом повышается количество звонков, связанных с жарой. Люди работают на дачах, огородах, у них повышается давление, может возникнуть головокружение, тошнота… Фельдшер скорой помощи, конечно, объяснит и подскажет. Но простые препараты, снижающие давление, нивелирующие аллергическую реакцию, нужно иметь при себе. И, конечно, летом медики советуют избегать длительного нахождения на жаре, ограничивать физическую нагрузку и пить больше воды.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59