Меню

Один белорус мечтал просветить Россию, другой хотел ее обуздать

Фото: из открытых источников

По стечению обстоятельств сошлись две неординарные, выдающиеся личности первой четверти XVI века: первопечатник Франциск Скорина и князь, выдающийся военачальник Константин Острожский. Историческим фоном их встречи стали московско-литовские войны, кульминацией которых явилась битва под Оршей 1514 года.

Инициаторы современных информационных войн используют исторические факты по собственному усмотрению. Жонглируя ими, рьяные политтехнологи стремятся завладеть сознанием людей, выдавая белое за черное, а черное – за белое.

Муссирование темы «Оршанская битва и москали» в 90-х годах «инакомыслящими» политиками прошлого века лишь усилило интерес к ней, изучению исторических документов, которых оказалось, увы, очень мало.

Участниками тех событий оказались знаменитый военачальник, один из богатейших людей своего времени князь Константин Острожский (1460-1530) и выдающийся белорусский книгопечатник Франциск Скорина (1470-1551).

История
Константин Острожский

Судьба князя

Историки признают князя «горячим патриотом Литвы», крупным полководцем и государственным деятелем. В возрасте 37 лет Острожский становится гетманом. Признание таланта руководителя значительно укрепило его политическое и материальное положение, сделало самым крупным землевладельцем на Волыни.

Однако полководческая стезя Острожского началась с поражения, которое он потерпел в ходе литовско-московской войны 1500—1503 годов, развязанной князем Иваном III с целью подчинить русские земли, входившие в состав ВКЛ.

Центральное сражение разыгралось на реке Ведрошь в июле 1500 года. Литовское войско возглавил гетман Острожский, а московское – воевода Щеня. Удача благоволила москвичам. Благодаря их умелому маневру литовцы обратились в бегство, потеряв убитыми почти восемь тысяч человек. Победителям достались вся литовская артиллерия и обоз. Ценной добычей оказался и военачальник гетман Константин Острожский.

Далее был плен в Вологде. Испытывая нужду в военачальниках, великий князь московский переманил знатного пленника угрозами и посулами богатства. Получив согласие, назначил воеводой, наделив вотчинными землями. В новом качестве Острожский одержал несколько побед над татарами, приобрел авторитет успешного военачальника.

Король Сигизмунд «временно» снял запрет на строительство православных храмов в литовской столице – так в Вильно появились две церкви, построенные на средства Острожского

Но не зря ведь говорится: как волка ни корми, а он все в лес смотрит. В 1507 году Константин Острожский, к тому времени возглавлявший пограничную стражу московитов, тайно переметнулся в Литву. 

Там к перебежчику отнеслись благосклонно. Король вернул звание великого гетмана. Естественно, поражение 1500 года глубоко ранило чувства самолюбивого полководца, в груди которого горела жажда мщения.

Взять реванш за поражение Константину Ивановичу удалось в ходе следующей войны с Москвой 1512-1522 гг. В сражении под Оршей 8 сентября 1514 года московское войско потерпело полный, самый крупный разгром за всю историю сражений с Литвой.

Так было. Однако сей пример нынче преподносится «инакомыслящими» политиками как «победа белорусов над русскими».

Справедливости ради уточним: победа под Оршей не была полной и окончательной. Спустя некоторое время московская рать, собрав силы, вернулась и разрушила Оршу так, что еще двести лет город лежал в развалинах.

Итсория
Франциск Скорина

Именная Библия

Встреча Франциска Скорины и Константина Острожского произошла спустя много лет после оршанского побоища. К тому времени князь не только умножил свои богатства, но и приобрел славу защитника православной веры, которой придерживалось большинство белорусов, населявших ВКЛ.

При деятельном участии князя, презревшего запреты, обновлялись православные церкви, монастыри и приходы, возводились новые. Кстати, накануне Оршанской битвы Острожский дал торжественный обет в случае победы возвести в Вильно две каменные церкви. И слово свое сдержал.

А чем занимался Франциск Скорина, пока Константин Острожский боролся с Москвой, мучился в плену, бился с татарами, затем вновь сражался с Московским княжеством? В 1517 году Франциск основывает пражскую типографию, издает кириллическим шрифтом первую печатную белорусскую книгу «Псалтырь». С 1517-го по 1519-й переводит и издает 23 книги Библии. В 1520 году переезжает в Вильно, где открывает первую на территории ВКЛ типографию. Здесь он печатает также «Малую подорожную книжку» (1522) и «Апостол» (1525).

Известно, что спонсорами-меценатами Скорины стали купцы Богдан Онков, Якуб Бабич. В кругу меценатов мы встречаем воеводу трокского и великого гетмана литовского Константина Острожского.

С именем князя связана и «Острожская Библия» — полное издание священной книги Библии на церковнославянском языке, отпечатанная в столице имений потомков князей Острожских на Волыни. Имеются суждения, что некоторые части издания переведены Франциском Скориной. А к выпуску книги непосредственно приложил свои способности русский первопечатник Иван Федоров.

Виктор Шимолин

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59