«Белорусское искусство должно прививать любовь к родной стране» — гендиректор художественного музея   

Национальный художественный музей Республики Беларусь
Фото: Вячеслав Цуранов

Время, когда Анна Кононова стала генеральным директором Национального художественного музея Республики Беларусь, можно считать в неделях.

За последнее десятилетие в этом почтенном музее произошли колоссальные изменения. Открылось новое пространство для выставок; появился магазин с креативными сувенирами; научные сотрудники стали лично проводить авторские экскурсии; для самых маленьких посетителей организовали художественные занятия; одежду с картинами из коллекции музея стали носить белорусы. Это и многое другое изменило представление о музее как о бастионе с обороной. Сегодня — это место, где можно провести свободное время, получая при этом самые различные художественные впечатления. Корреспондент «МП» познакомился с новым руководителем и побеседовал о будущем музея и выставках.

— Знакомясь с вашим творчеством и профессиональными достижениями, сложно было представить кого-то другого на должности руководителя. А как вы отреагировали на назначение и предоставленное вам доверие? Ведь это серьезный вызов — стать гендиректором главного художественного музея страны.

— Честно признаться, я не ожидала. Вся моя жизнь прошла в альма-матер — Белорусской государственной академии искусств. Меня интересовал сам путь профессионального роста: поступление на первую ступень высшего образования, после — магистратура, затем — преподавание в БГАИ параллельно с учебой в аспирантуре Национальной Академии наук Беларуси, а далее — руководящая работа. Сейчас продолжаю преподавать, ведь для меня важно общение со студентами. Это дает перманентное приращение опыта и его постоянную актуализацию. Я очень дорожу уже состоявшейся как единое целое группой моих учеников по станковой живописи, в которой каждый вдохновляет друг друга. Считаю это чем-то из того настоящего, что даровано и для студентов, и для педагога, что случается не всегда. В Академии у меня было намечено множество задач, которые я планировала еще реализовать. Назначение было хоть и неожиданным, но, конечно, радостным, ведь это очень большая честь — стать гендиректором Национального художественного музея Беларуси, места с масштабным символическим капиталом и большим потенциалом возможностей.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

— Вы наверняка слышали о синдроме Стендаля — состоянии аффекта, в котором оказывается впечатлительный человек в местах высокой концентрации искусства. Как вы считаете, для чего нужен музей? Чтобы испытать подобное?

— Возможно, мысль не нова, но она поистине верная: музей — это храм искусства. У него есть функции в хорошем смысле «сакрального» хранения, бережного отношения к искусству, и, также, возрождения — если говорить о реставрации и атрибуции.

Если провести параллель, где учреждение образования — это кузница талантов, то музей призван хранить и транслировать результаты их деятельности: шедевры, историю, достижения культурного кода нации. Очень важная миссия музея — транслировать в массы уровень, некую планку духа и тем привлекать, воспитывать, ведь это — место пропаганды культуры и искусства как предметно выраженного национального кода.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

— Расскажите о себе как преподавателе станковой живописи. Как выстроена работа со студентами и какие они — юные живописцы?

— Мне трудно воспринимать искусство как игру, как шалость. Для меня — это дело жизни. Талантливых студентов может быть много, но исключительных, которые останутся в истории искусства — единицы. В Академии предусмотрен индивидуальный подход в работе педагога со студентами. Каждый развивается в своем темпе, поэтому взрастить художника, мастера трудоемко: помочь сохранить ему любовь к искусству, желание много работать и не затонуть, не выгореть в «творческих муках», которые сопутствуют нашему делу. Ведь это очень напряженный интеллектуальный, психологический, душевный и духовный процесс. В обучающем процессе самое важное воспитать личность в искусстве. Сама работа по сохранению и ведению личности в творческой среде предельно кропотливая и индивидуальная. Кроме того, изобразительное искусство — сфера элитарная, чтобы в ней удостоиться признания, необходимо демонстрировать высокий уровень. Живописи посвящают себя те, кто не может жить без искусства, для которых находиться в этом образе жизни уже счастье.

В работе со студентами я настраиваю их на то, что каких бы высот они не достигали в техническом мастерстве, они должны быть думающими художниками, мастерами, задающими себе вопрос: «Зачем я что-то создаю и несу в мир, какой в этом смысл?». Они должны осознавать ответственность художника перед обществом, обдумывать транслируемые ими в мир идеи и образы. Согласитесь, сегодня в вихре современных тенденций, в атмосфере вседозволенности в искусстве, в мир вбрасывается много откровенно маргинальных «образов», демонических, негативных.

Не все художники отдают себе отчет, что после создания ими образа, последний усваивается и утверждается. Он начинает существовать и действовать в мире, поэтому мировоззрение художника здесь трудно переоценить: в нем сознательный и бессознательный импульс создания произведения.

— Беседуя с вами, чувствую, что вы по натуре человек многозадачный. Но кем сами себя считаете в большей степени: художником, учителем или руководителем?

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Анна Кононова называет себя художником света: «Мне близка жизнеутверждающая тема. За какой жанр бы я не бралась, какую бы задачу не ставила, мне важно и технически, и композиционно выхватить свет у главного объекта».

— В первую очередь я считаю себя художником, поскольку мой путь в искусстве очень долгий, я идентифицирую себя именно так. Мама, еще будучи беременна мной, не переставала писать картины. И с первых же дней жизни я все возможное время проводила с ней в мастерской. Уже повзрослев, получая среднее специальное и высшее образование, я была окружена прекрасными художниками. Ни секунды не жалею, что в моей жизни все произошло именно так, за это я благодарна Богу и судьбе. На моем пути встречались невероятные люди и прекрасные педагоги, один Май Данциг чего стоит. Самоценно знать эту личность и быть учеником этого всемирно известного человека. Многие студенты недооценивают в учебном процессе именно момент общения со своим наставником.

Иногда общение с личностью учителя имеет решающее значение в становлении профессионализма. Вот он просто есть, просто говорит, делится своим восторгом, показывает произведения и книги, которые предпочитает. В студенчестве мы очень любили, когда педагог приходил с «талмудами» альбомов об искусстве, мы вместе их рассматривали, слушали его комментарии и заряжались. Май Данциг всегда очень ответственно относился к искусству, не признавал неуместного смеха и непотребного отношения к этому роду деятельности.

Поэтому да, прежде всего я художник, но и опыт педагогической, научной деятельности, руководящей работы бесценен: чем сложнее путь, тем богаче душа личности, шире возможности кругозора, следовательно, тем более многогранны творческие задачи и интересней сам художник.

— За предыдущие годы музей и его команда познакомили белорусов со многими международными выставками. Как сегодня, в период санкций и спецоперации, изменилась атмосфера в международном музейном сообществе?

— В среде международных отношений каждый шаг должен быть взвешен. Сегодня многое подлежит переформатированию. На этом фоне появляются прекрасные партнеры и новые возможности. Недавно посол Мексики в Российской Федерации и по совместительству в Республике Армения и Республике Беларусь и Почетный консул Королевства Таиланд в Республике Беларусь посещали музей. Это будет способствовать укреплению связей между нашим музеем и ведущими музеями их стран. Я надеюсь, что договоренности по итогам визитов перерастут в совершенно конкретные проекты.

— Какую вы ставите задачу перед собой и сотрудниками? Как будете поддерживать или, наоборот, обновлять уже заслужившую репутацию музея как современного и вдохновляющего места? Может, есть задумки для будущих экспозиций?

— Сегодня, когда актуализирована задача культурного импортозамещения, мною и коллективом будет уделяться большое внимание нашим отечественным проектам, персоналиям, достижениям. Здесь речь не об исключении каких-либо культур, а о том, что необходимо больше задействовать и сосредотачиваться на ресурсах нашего национального искусства и культуры. Уделять внимание «брендированию» белорусских персоналий и проектов. Белорусское искусство должно прививать любовь к родной стране. Я изучаю материалы и возможности для осуществления самых креативных смелых идей.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59