Сильная духом и характером. О женщине-танкисте Александре Ращупкиной

12 февраля 1945 года части Красной Армии, ворвавшиеся в немецкий город Бунцлау, вели жестокие уличные бои. Бои за каждую улицу и площадь, медленно, метр за метром, наша пехота при поддержке танкистов, продвигалась вперед.
Одна из наших «тридцатьчетверок» была подбита выстрелом немецкого «тигра». Ее механик-водитель, всегда лихой, а сейчас тяжело раненный Сашка Ращупкин, с трудом выбрался из люка и обессиленный свалился на землю: из пробитого вражеским осколком бедра фонтаном хлыстала кровь.
Его боевой товарищ стащил с раненного штаны и нижнее белье, торопясь сделать перевязку и… застыл, как вкопанный. «Свой парень», с которым уже почти 3 года делили все на фронте, оказался… женщиной!

Предфронтовая история Александры Ращупкиной
В 1941 году, когда разразилась Великая Отечественная война, 27-летняя Александра Ращупкина осталась одна: малолетние дети умерли, а мужа призвали в действующую Армию и отправили на фронт.
И она тотчас тоже пошла в военкомат и прямо-таки «потребовала» отправить ее «бить фашистов». Мотивировала она свое стремление тем, что одной из первых в Узбекистане освоила трактор и, раз с ним управляется, то и с танком справится. Но ее горячность, страстное намерение попасть на фронт вызывали лишь добродушные скептические улыбки. И отправили домой, мол, и в тылу нужны рабочие руки.
Прошло время, Сашины же намерения не изменились, и она решилась: постриглась и побрилась налысо, оделась по-мужски и снова явилась в военкомат, назвавшись Александром Ращупкиным, сказала, что паспорт потеряла. И это сработало, переодетую в мужскую одежду и постриженную под «парня» Ращупкину призвали в Красную Армию и отправили учиться на курсы механиков-водителей танков.
На медосмотре же тайну Саши раскрыли. Врач заявил, что сию же секунду доложит начальству, но Александра вцепилась в доктора мертвой хваткой: «Не рассказывайте! Муж на фронте, чем я хуже? С техникой справляюсь отлично, не подведу!» Впечатленный таким яростным желанием девушки защищать Родину, доктор со словами: «Вот ведь бедовая девка! Просто Жанна Д’Арк!» — подписал медицинское заключение о годности быть механиком-водителем танка, преклоняясь перед мужеством и самоотверженностью Александры.

Боевая биография танкиста Ращупкиной
И Александра Ращупкина мужественно сражалась с немцами у Сталинграда, в составе знаменитой 62-й армии Василия Чуйкова, став механиком-водителем «тридцатьчетверки». История не сохранила многих боевых эпизодов с участием нашей героини, ничего удивительного в этом нет, ибо вся история Великой Отечественной войны, это история массового героизма советских людей. Но то, что в танкистской среде Ращупкина получила прозвище «Сашка-сорванец», говорит о многом!
И на протяжении практически трех лет ни экипаж танка, в котором Александра Ращупкина была механиком-водителем, не говоря об остальных ее однополчанах, даже не догадывались о том, что Александр Ращупкин на самом деле женщина. Возможно, потому что она всегда отличалась своеобразной мужской фигурой — плечи широкие, бедра узкие, груди почти нет, стриглась же она, как мужчина. Раздеваться на фронте приходилось не так часто, разве что для того, чтобы помыться. При этом Ращупкина старалась решать вопросы гигиены отдельно от всех, ссылаясь на свою стеснительность. Мужчины-танкисты даже посмеивались: «Ты, Сань, прям как девка!», но особого внимания на такое ее поведение никто не обращал. В то же время мужские привычки Александра успела очень хорошо изучить еще до начала войны, все-таки она работала трактористкой и круг ее общения был мужской.

Уже в мирное время, спустя много лет после Великой Отечественной войны, Александра Митрофановна Ращупкина так ответила на вопрос ради чего она пошла на фронт, тем более таким своеобразным путем:
«… ради чего я так рвалась на передовую? Ради близких, конечно. Хоть и кричали на фронте «За Родину! За Сталина!», но воевали все равно за родных, конкретных людей. Кто за маму, кто за сестру или брата».
Но, если вдуматься, то это и есть «За Родину!»

Давайте вспомним слова песни Марка Бернеса «С чего начинается Родина»:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки ,что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина…
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина…
Послевоенный период
Ращупкины, оба, выжили на войне, вернулись к мирной жизни, переехав на постоянное место жительства в город Куйбышев (ныне Самара, прим.) Александра Митрофановна окончила политехнический институт, получила диплом инженера, принимала активное участие в деятельности самарской общественной организации женщин-фронтовичек.
Александра Митрофановна Ращупкина прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. Она скончалась в Самаре в возрасте 97 лет в июне 2010 года. И всю свою жизнь она хранила, как талисман, свой танковый шлемофон.

В одной из многочисленных публикаций о ней были такие емкие и точные слова :
« … сложно тут выразить иные чувства, кроме удивления и восхищения этой потрясающей женщиной. Я понимаю, тогда было другое время. Однако опять скажу весьма банальную, но в то же время точную вещь: таких сейчас больше не делают».
Все так. Все сказано очень справедливо! И нижайший поклон всем женщинам-фронтовичкам Великой Отечественной войны! Как писала поэтесса Наталия Борисова:
На жакетах — ордена, медали,
И не нужно прятать седину…
Как же вы на фронте выживали,
Женщины, прошедшие войну?
Воевать положено мужчине.
Родина зовет — иди на бой!
… Женщина — в окопе, в стылой глине…
Грохот взрывов и снарядов вой…
Что войне до женской сути тонкой,
Смерть не разбирает, кто есть кто…
Школьницы, совсем еще девчонки!
Вам-то это выпало за что?
Снайперы, связистки, санитарки…
Да, судьба к вам не была добра.
Вам бы на скамейке в тихом парке
Целоваться с милым до утра…
Юность неохотно вспоминают
И не смотрят про войну кино.
Только память все еще живая,
Ноет, беспокоит все равно…
…Как тащили, надрываясь, плача,
Раненых тяжелых на себе,
Как решали трудную задачу —
Постирать казенное х/б…
…Как домой писали письма маме —
Мол, жива-здорова, лучше всех!
И опять месили сапогами
То болота, то кровавый снег…
Ради нас переносили муки,
Защищая мир и тишину…
Я с поклоном вам целую руки —
Женщины, прошедшие войну.
