Автомобили-гаджеты: как вождение превратилось в компьютерную игру
Современную жизнь невозможно представить без разношерстных авто — по дорогам планеты, по данным на конец 2023 года, передвигается более 1,47 млрд машин. А ведь история «самоходных колясок» ведет свой отчет с конца XIX века — именно тогда — в 1885 году — конструктор Карл Бенц представил механизм под названием Benz Patent-Motorwagen, который официально считается первым автомобилем.
Изобретение немца было донельзя примитивным — три колеса, рама с сиденьем для «пилота» и пассажира, подобие руля, пружины и эластичные рычаги в качестве подвески, ременная и шестеренчатая передачи, аккумулятор, ленточный тормоз и четырехтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 0,85 л.с. с водяным охлаждением. Никаких систем комфорта предусмотрено не было, отсутствовала даже светотехника.
За несколько лет Бенц модернизировал свое детище, увеличил его мощность, оснастил складной крышей и 2-ступенчатой коробкой передач. Работая над «Моторвагеном» талантливый механик вряд ли мог представить, какими станут наследники его драндулета через сто с лишним лет.
Все дальше от водителя
Прогресс в мировом автопроме последние десятилетия двигался вперед семимильными шагами: сначала все крупнейшие производители затачивали свою продукцию под нужды водителей: делали ее удобной, практичной и очень дружелюбной для людей. Совсем недавно в машинах, прежде всего, ценились характер, эргономичность, азарт и удовольствие, получаемые от управления, относительная простота ремонта и обслуживания. Автомобильные СМИ годами наперебой рассказывали своим читателям о том, насколько одна модель превосходит другую по ходовым качествам, удобстве управления, отзывчивости на дороге и т.д. Но потом что-то пошло не так…
Первым предвестником надвигающейся компьютерной эры в автомобилестроении стало, как принято считать, купе Mercedes-Benz F200 (да-да, от компании, создателем которой был все тот же Карл Бенц). Машина, представленная в 1996 году на мотор-шоу в Женеве, одной из первых продемонстрировала перспективную технологию «Drive-by-wire» (вождение по проводам). Концептуальная модель поразила всех отсутствием привычных органов управления — руля, педалей и рычага/селектора КПП в ней не было. Все эти детали заменяли джойстики (прямо как в современных компьютерных приставках)! Физических кнопок, управляющих второстепенными функциями, было минимум; зато наличествовал огромный цифровой экран на передней панели. Публика оценила машину немцев, но посчитала, что время таких технологий еще не пришло. И для дорог общего пользования они еще «сыроваты».
За F200 последовали премьеры других концепт-каров, приближающие будущее и приучающие водителей к тому, что скоро процесс управления машиной нужно будет отдать на откуп электронным мозгам.
В серийные автомобили начали внедряться электронные педали газа и тормоза, рулевое управление, не связанное напрямую с колесами и прочие технопримочки. Годы развития индустрии пролетели незаметно, будущее превратилось в настоящее. Только таким ли мы его хотели видеть?
Сегодня на страницах блогеров и автомобильных журналистов в интернете все реже обсуждаются ходовые качества авто (особенно если дело касается дорогих транспортных средств) и все чаще считают количество сенсорных экранов в машине, говорят о мультимедийном оснащении и функционале, не связанном напрямую с ездой, а касающемся комфортного времяпровождения в салоне. С каждый днем автомобиль отдаляется от водителя.
Китайские автоконцерны задали вектор развития современных машин (хотя первой была американская Tesla, конечно): больше смартфоноподобных технологий, меньше заморочек с техникой. И результат налицо: 2023-2024 годах основная доля платежеспособных покупателей в возрасте от 20 до 35 лет выбирает себе новые авто, оценивая не критерии управляемости, плавности хода и отзывчивости органов управления, а ориентируясь на простоту и быстроту «связки» машины с телефоном, разрешение и число экранов на передней панели, красоту и яркость подсветки сенсорных кнопок и адекватность голосовых ассистентов.
Салоны нынешних машин — это тихий ужас для автомобильных энтузиастов и людей, привыкших держать в руках классический руль с механической связью с колесами, дергать за простой рычаг коробки передач, понимать, что в конкретный момент времени происходит с транспортным средством и не полагаться на электронную начинку: сенсорные панели везде и всюду, минимум аналоговых рычагов и переключателей, автопилот и максимальное количество самостоятельно функционирующей электроники.
Да, технический прогресс — дело архиважное, но возведя его в абсолют, автомир столкнулся с тем, что разнообразные техно-фишки стали отказывать в самый неподходящий момент, превращая машины в «кирпичи» на колесах и провоцирую ДТП, иногда — довольно тяжелые. Достаточно одной ошибки программиста, сбоя в электрической цепи, очень высокой или низкой температуры, сильной влажности и перед нами часто предстают неуправляемые снаряды, водители которых ничего не могут с ними поделать — прямой связи ведь между ними и узлами нет — все по проводам.
Автосалоны стали часто фиксировать недовольства покупателей своими игрушками: автомобиль — не смартфон, стоит он значительно дороже и представляет собой объект повышенной опасности. Показатели безопасности многих навороченных машин упали, производители стали отзывать модели, которыми клиенты оказались недовольны, водители стали чаще попадать в аварии, отвлекаясь на управление сенсорными экранами в попытках выполнить банальные процедуры — отрегулировать температуру в салоне, включить подогрев сидений и т.д. Чрезмерное увлечение сенсорным управлением и бездумное внедрение систем управления по проводам стали общеостраслевой проблемой.
Дошло до того, что представители авторитетной европейской организации Euro NCAP, оценивающей машины на пассивную и активную безопасность, заявили, что с 2026 года будут снижать рейтинги автомобилей при отсутствии в них физических кнопок. В частности, управление указателями поворотов, аварийной сигнализацией, дворниками, звуковыми сигналами и SOS-режимом спецы по безопасности требуют вывести на физические клавиши!
Вот и получается, что автомобильная эволюция загнала всех в тупик: с одной стороны, электронные помощники нужны и от них никуда не деться, с другой — хаотичное «оцифровывание» машин приводит к серьезным проблемам.
Остается надеяться, что завтрашний день все же не превратит любимые и нужные нам авто в стопроцентных роботов, мы не станем лишь придатками перспективных разработок, мода на сенсоры/экраны/автопилоты немного схлынет и конструкторы поймут, что автомобиль — это продолжение и помощник человека, а не его замена. Именно об этом и мечтал великий Карл Бенц!