Лукашенко спросит ученых за результаты в ноябре. Будет ли «квантовый скачок»?
Жизнь сейчас спрессована словно ртуть. Нет временного лага на раскачку. Даже дипломатия теперь с кулаками, чтобы остаться среди так называемого «золотого миллиарда», надо ускоряться. Во всем.
В экономике тем более. У нас нет ни огромных залежей полезных ископаемых, ни выхода к морю, у нас есть конкуренты — в политике и на рынках. Выход у нашей открытой экономики — внутренние резервы. А теперь самый важный капитал — интеллект. На международных конкурсах и олимпиадах — белорусы на пьедестале, но нет среди прорывных технологий «зробленага беларусамі». Теперь слово — науке. В Беларуси создана отдельная научная вертикаль — Национальная академия наук — тысячи человек. А результаты где?
Не наказать, а улучшить?
Уникальные трансплантации, биотехнологические разработки, экспорт микроэлектроники и импортозамещение в промышленности. Про эти успехи во Дворце Независимости говорить не стали. В центре внимания — проблемы в науке. По напряженным лицам участников плюралистического совещания было понятно, что они есть. По инициативе главы государства в Национальной академии наук — «большая ревизия». Президенту доложили о первых, промежуточных, результатах мониторинга. Месяц назад была создана специальная рабочая группа. Главная задача — не наказать, а улучшить работу важного инструмента государственного развития: взаимодействие между заказчиками и исполнителями, а также усовершенствовать всю систему работы.
Возглавил рабочую группу глава Госконтроля. А в ее составе не аудиторы, а видные ученые, известные практики, управленцы высшего звена. И самое важное — профессионалы из различных сфер. Цель — учесть конфликт интересов всех участников процесса. Глава государства сразу дал понять, это не поиск соринок в глазах академической науки. Хотя и бревен там полно. Президент предостерег от скоропалительных выводов и ориентировал на детальное обсуждение широкого круга вопросов. Глядя глаза в глаза — звучали разные мнения. Позиция Первого — выводы, а тем более острые, делать рано. «Именно в этом ключе должен идти разговор, — подчеркнул Президент. — Не хочу, чтобы присутствующие здесь руководители НАН и ученые подумали, что мы готовим некую акцию против Академии наук. Нет. Нам надо серьезнейшим образом подойти к изучению проблем Академии наук и принять соответствующие решения, потому что без науки дальше никуда».
Мир меняет наука. Человечеству нужны новые идеи и технологии. Мы обладаем набором компетенций. Индустриальный прорыв от курных хат до космических высот освоили благодаря сильной научной традиции. Советские школы сохранили, свои разработки создали. И Президенту постоянно что-то презентуют, и выставки по стране организовывают, и технопарки созданы. Но перед НАН Беларуси — в одном лице считай и государственной корпорацией и регулятором научной жизни страны —стоят не потешные задачи. Историческая миссия — быть локомотивом развития страны. Теперь наука — это еще и залог суверенитета страны, и международного статуса. Даже так — вопрос выживаемости государства.
Справедливости ради, лаборатории и кабинеты некоторых институтов зачастую бывают рассадниками антигосударственных настроений. Первопричина — в неудовлетворенных амбициях остепененных сотрудников и небольших жалованиях. И это правда. Но где результат их творческих поисков? Затерялся в длинных коридорах громоздких НИИ. Поэтому, прежде чем критиковать власти, стоит посмотреть на список своих достижений. Отсидеться не получится. А свои способности надо направлять не в злобные комментарии скрытых не персонифицированных аккаунтов, а в открытия и идеи. Например, очень обширен у нас гуманитарный блок академической науки (и это прекрасно — это показатель национальной самодостаточности), но не дали ученые той консолидирующей идеи для белорусов. А может они, мудрые мужи, спрогнозировали ментальные угрозы и предупредили об этом идеологов. Увы, неведомы явные результаты широкой общественности. Зачастую эту миссию куцо и методом проб и ошибок выполняли пропагандисты.
«Алаверды» от науки
Своя наука — это признак элитарности государства, а Национальная академия наук стала одной из колон, удерживающих страну от колониальной судьбы. Наука и ученые в нашей стране всегда расположены в красном углу государственных приоритетов. Но так было не всегда. Вспомним, как пустые полки и кошельки вынудили академиков и доцентов взвалить на свои плечи торбы торгашей. Беларуси была уготована базарная судьба, а нашим умам — жабрачья торба эмиграции. Тогда молодой президент Лукашенко спас белорусскую науку. Иметь свою землю и науку — была извечная мечта наших мыслителей. Пожалуйста.
«Развитие отечественной науки — важнейший приоритет государственной политики, — отметил белорусский лидер. — В свое время мы не дали уничтожить научные школы и многолетние наработки. Сделали все возможное для их сохранения». Настало время спросить ученых за конкретный результат, констатировал Президент: «С какими фундаментальными, стратегическими разработками войдем в новые средне- и долгосрочную программы развития республики? Готовы ли обеспечить свой технологический суверенитет в нынешних реалиях?»
Да, мы ждем алаверды от науки. Тем более сейчас, когда и на Востоке, и на Западе только и слышно про технологические уклады, квантовые технологии, искусственный интеллект, биологию и цифровую трансформацию. А мы что так и останемся нацией потребителей чужих технологий. А ведь это вопрос и технологической, и даже глубинной духовной плоскости. Мы станем зависимы от чужих деталей (неужели опыт нынешних санкций ничему не научил), не конкурентоспособны (это удар по наполняемости бюджета: какие МРТ и детские площадки?), а еще какие смыслы «хэллоуинов» и гендерев обладатели технологий заложат в свои чипы? Неужели мы белорусы превратимся в племя?
И ведь задачи не стоят, пока, создать свой суперкомпьютер. Даже в традиционных областях наши мужи прихрамывают. «Науке мы отдаем все приоритеты, без нее развитие невозможно. Но в последнее время я вижу, что Академия наук допускала серьезные просчеты. Это тоже бывает. Наука такая вещь, когда приходится идти непроторенными путями, когда надо осваивать серьезные проблемы, брать вершины. Поэтому, естественно, ошибки возможны. Но, что меня насторожило, что ошибки допускались Академией наук там, где их быть не должно, где мы уже кое-чему научились: в животноводстве, в растениеводстве».
Задачи для академиков
Белорусская наука должна стать выгодной средой для инвестиций бюджетных денег. Пока же мы вкладываем в нее. Поэтому спрос будет железным. Особенно за качественное выполнение проектов. Речь не о критике, а о путях решения проблем.
Например, у производственников нарекания к ученым — не выполняют заказы, а потом обижаются на невовлеченность их идей. Есть дефицит и самих идей. Что поделать: не деньги и станки, наука — это люди и творчество. Но кафедры и лаборатории не должны превращаться в площадки для хобби. Порой сами ученые ставят себе задачи и сами их выполняют. Такой вот примитивный подход с университетского опыта по написанию дипломной работы. Что получилось по содержанию, то и вынесли в цели и задачи. Но это уже наука. Область государственной ответственности. Еще один важный момент. Боязнь ответственности. Без смелого решения Первого у нас не было бы ни атомной энергетики, ни БНБК и много чего еще не было бы…
Для устранения вопросов есть временной лаг до ноября. А после рассмотрения объективных выводов в Парламенте и Правительстве — проект предложений ляжет на стол Первому. Дедлайн — последний месяц осени. Система науки нуждается в починке. Но важно, что у нас она есть. И по словам премьер-министра, нуждается в «донастройке». Корректировке, исходя из нового времени, ведь советский подход с запросами на количественные показатели — в прошлом, период становления Беларуси с поощрением любых достижений — прошел. Сейчас наша страна заметно повзрослела и требует более серьезных шагов. Прорыва. Не просто потешных и имиджевых проектов. Время красивых слов уходит в Лету. Теперь время дел.
За годы независимости было сделано много успешных шагов в науке. Но теперь время спринта. Порой опытные образцы так и остаются выставочными, а глаза молодых и талантливых умов тухнут в долгих коридорах к успеху. Президент постоянно поднимает тему поддержки молодых талантов. Это — государственный тренд, а сколько стипендий существует. Весьма актуальна такая инспекция Академии наук в канун ведомственной электоральной кампании. Встреча во Дворце Независимости состоялась в канун выборов академиков. Может мудрецы новой формации и привнесут идеи и новую методику работы. Хватит лить воду, переходим в режим работы с плотностью ртути.