«Мужики сало и водку принесли. Ждем, что выпить». С милицией и МЧС проверили дома-притоны в Борисове

Прокуренная комната без обоев, забитый непонятно чем до самой крышки унитаз, вокруг навалено вещей, мусора, остатков старой мебели… Посреди квартиры на дырявом матрасе лежит мужик и дымит в потолок, стряхивая пепел на пол. Это Витольдович, уважаемый в среде местных алкоголиков человек. И он не понимает, «какие к нему вопросы». Говорит, работать не может, пенсию по инвалидности тратит, как хочет, живет в собственной квартире и «никому не мешает». Вопрос, конечно, спорный. Его соседи живут как на пороховой бочке, боясь, что когда-нибудь, уснув на этом матрасе Витольдович подожжет полдома и сгорит сам. На то, чтобы дать таким людям шанс выбраться с этого дна и направлены вот такие рейды, в который и отправилась корреспондент «Минской правды» вместе с милицией и МЧС.

«А зачем устраиваться на работу? И так «хорошо» живем»
Первый наш адрес находится в Залинейном микрорайоне города Борисова. Подъезжая к дому, даже не поверила, что в нем может кто-то жить. Полдома развалено, части стены нет, единичные окна держаться на честном слове.
Увидев машину милиции, «хозяйка» на вид лет шестидесяти неторопливо идет встречать. У нее сегодня (впрочем, видимо, как и всегда) гости.

Не приглашает, но заходим внутрь, переступая «порог» из просто поставленных торцом кирпичей. Главное — не упасть.



— Светлана, вы устроились на работу? — интересуется заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики Борисовского РУВД подполковник милиции Зоя Кукушкина.
— А зачем? — удивляет вопросами Светлана.

Рядом с ней ее соседка Алеся. Она говорит, что им и так хорошо жить. Они ходят и помогают местным жителям, подрабатывают. Еще живут и за счет того, что собирают, а потом сдают бутылки.
— Мы и по халтурам зарабатываем. Вон, и дерево спилили, и вишни обобрали. Еще к частнику на подработку ездим. Хватает. Мужики иногда приносят сало и вино. Кормят нас. Все нормально, — заметила Алеся, намекнув, что они в помощи не нуждаются.
— А пенсию, как будете получать? — задает вопрос сотрудница РУВД.

— Мы не доживем до пенсии, поэтому и не переживаем за нее, — «оптимистично» отвечает Светлана.

Оказывается, женщине всего 51 год. Когда-то она работала прессовщиком. Потом работу потеряла и жизнь ее пошла на накатанной. Хотя, Светлана, так не считает. На вопрос, есть ли у нее дети и почему допустили такое состояние своей матери, с удивлением отвечает:
— А что не так? У меня все нормально. У детей тоже все хорошо. Сын и дочь есть, у них свои семьи. Живут за границей.

В соседней комнате гость Светланы. Увидев сотрудников, начал возмущаться и «качать» права.

— Вы курящий? — поинтересовался у мужчины Илья Зиновьев, инспектор сектора надзора и профилактики Борисовского горрайотделапо чрезвычайным ситуациям.
— Мы все тут курящие! И что? — продолжает высокомерно разговаривать мужчина.
— К вашему сведению, за истекший период этого года в нашем районе произошло уже более 60 пожаров. За прошлый год было 98. Погибло 13 человек. И в большинстве причиной становится алкогольное опьянение и курение в местах, предназначенных для сна (диван, кровать, кресло, спальная комната). У вас, смотрите, какая большая территория. Выйдите на улицу, присядьте на скамейке, безопасно покурите. А печку приеду через месяц (перед отопительным сезоном) проверю. Посмотрю, как вы отремонтируете. Если вы такую печку будете топить зимой, вам будет штраф, а потом и запрет, — обращает внимание на состояние печи Илья Зиновьев.

Сотрудники пытаются призвать к порядку. Женщины, вроде, как машут головой, соглашаются.
— Вы не волнуйтесь, мы все уберем, — отвечает Светлана. Хотя вериться с трудом.

— В следующий раз, когда приедем и вы будете в таком же состоянии, поедем в милицию, — резюмировала Зоя Кукушкина.
Отправились на выход. В кустах лежит и смотрит на бестолковых хозяев грустными глазами дворняга. Собаку хочется пожалеть, хозяева в жалости не нуждаются. На улицу, на свежий воздух, подальше отсюда…

Уже на дороге рядом с этим домом столкнулись с двумя не совсем трезвыми мужчинами. Явно направлялись в этот дом. У каждого по бутылке «плодово-выгодного». Но увидев людей в погонах, резко развернулись и сделали вид, что идут дальше. Сотрудники пообщались и с ними. Оказалось, действительно, направлялись в этот дом. Там их уже давно ждали…
«В этот притон полрайона приходит пьянствовать»
Следующий адрес по улице 8 Марта, на этот раз квартира в сером типовом доме. Милиционеры рассказывают: квартира — проблемная, ее хозяин превратил в постоялый двор. Сюда регулярно приходят окрестные алкоголики.

Сотрудники стучат в дверь одной из квартир, она открыта. Тут куда все серьезнее. Соседи, увидев, сотрудников, надеются, что хозяина притона, наконец-то, заберут и они смогут жить спокойно. Говорят, что эта квартира — дно. Дальше просто некуда опускаться.

— Постоянное пьянство, крики, скандалы, особенно по ночам, в этот притон полрайона приходит пьянствовать, — поделился с нами житель этого дома. — Участковый всегда приходит — ничего не хочу сказать, проводит беседы. Но беседовать можно с людьми, которые что-то понимают. Приходит сюда такой же контингент. Антисанитария полная.

Хозяин квартиры лежит посреди комнаты на старом дырявом матрасе. Увидев гостей в погонах, приподнялся и неохотно отвечал на вопросы:
— Квартира моя. Я инвалид 2 группы, работать не могу. Пенсией распоряжаюсь, как хочу. Какое ваше дело? Что хочу, то и делаю. Все время курю — и ничего не случилось. Никаких пожаров…

Далее — в том же духе. Электричества в доме нет. В санузлах… даже фотографии не передают всего того ужаса. Унитаз забит, воды нет, даже холодной. Нужду хозяин справляет там, где придется. Сказать, что здесь давно не было уборки — ничего не сказать. К стенам стараюсь не прикасаться — как бы не зацепить с собой какую-либо мелкую живность.
Сотрудники провели профилактическую беседу, посмотрели условия жизни. Добавили, что проинформируют Территориальный центр социального обслуживания населения, чтобы посетили этого человека. Возможно, его направят в пансионат. Ведь жить в таких условиях — за гранью.
«Когда была жива мама — был порядок»
На фоне всей этой «чернухи» как глоток свежего воздуха был адрес по улице Чапаева.

В ней проживает пенсионер. Работал на деревообрабатывающем предприятии. Жил вместе с женой и матерью. Когда женщины умерли, стал злоупотреблять спиртным, появились в его квартире пьяные компании. Сейчас, говорит, взялся за себя. Пытается не пить.

В доме маломальский порядок, а в сравнении с предыдущими адресами — идеальный. Наличие бутылок на кухне объясняет тем, что собирает и сдает, чтобы деньги были.

— Когда была жива мама — был порядок. А потом все пошло как-то не так… Стал выпивать, компания появилась, — признается мужчина. — Сейчас вообще карточку, на которую приходит пенсия. Надо восстановить. Хочу заняться переоформлением квартиры на себя. А с чего начать, подскажите?

Пока сотрудники объясняли мужчине процедуру и адреса, куда нужно обращаться — он внимательно слушал. Хочется надеяться, что возьмется за ум.


Такие рейды еженедельные
Все подобные неблагополучные адреса, жилые помещения, состоящие на учете в органах внутренних дел, — а их в этом районе 70 — объекты пристального внимания сотрудников милиции, которые они посещают еженедельно.
— Мы проводим систематические рейды с заинтересованными субъектами профилактики. В частности, сегодня выезжали с Борисовским ГРОЧС, — подчеркивает Зоя Кукушкина. — Как правило, регулярное распитие спиртных напитков компаниями лиц асоциального поведения приводит к антисанитарии, зачастую распространяющейся на все этажи. Громкая речь с использованием нецензурной лексики, драки и иные шумы мешают соседям нормально жить. Сообщения с жалобами о помещениях, в которых проходят бурные веселья, поступают в милицию еженедельно. Как правило, звонят соседи, которым уже надоели пьяные разборки и скандалы. Порой заявления поступают и от родственников, уставших бороться с бесконечными застольями. Если хозяева систематически нарушают правила проживания или в течение трех месяцев поступило два и более заявлений и сообщений о преступлениях, административных нарушениях и информации о происшествиях, их ставят на учет. Таких в нашем районе на данный момент порядка семидесяти.
Конечно же, принимаются соответствующие меры реагирования, проводятся профилактические беседы, следует привлечение таких горе-хозяев к установленной законом ответственности, при наличии оснований — направляем в лечебный профилакторий. Как показывает практика, это самый действенный метод: и человек лечится, и соседи спокойны. За 7 месяцев текущего года в лечебно-трудовой профилакторий направлено 97 человек.
Илья Зиновьев добавил, что, посещая подобные квартиры, работники МЧС обращают особое внимание на наличие и исправность автономных пожарных извещателей, ведь даже в случае незначительного возгорания они помогут людям вовремя отреагировать на дым и предпринять необходимые меры:
— Напоминаем жильцам, что в качестве пепельницы нужно использовать несгораемую емкость, наполненную водой. Ни в коем случае нельзя курить в местах для сна, важно строго соблюдать меры пожарной безопасности. Особое внимание – обращению с огнем. Нередко в подобных жилищах электричество отсутствует. Для того чтобы был хоть какой-то источник света, хозяева используют свечи. Поэтому мы обращаем особое внимание на правила их установки и использования. Необходимо обязательно использовать устойчивый подсвечник, ни в коем случае нельзя ставить свечи рядом с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Когда ложишься спать, важно тушить их, чтобы не произошло возгорание.
Рейды по неблагополучным адресам и в целом профилактические мероприятия, безусловно, помогают предотвратить беду. Но, к сожалению, они не всегда в состоянии изменить образ жизни людей, чьи квартиры имеют статус «притон».
Рекомендуем
