Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Не от легкой жизни. Почему священники полные, если они постоянно постятся

Не от легкой жизни. Почему священники полные, если они постоянно постятся

Надо признать, этот не совсем вежливый вопрос довольно часто приходится слышать священнослужителям. Возможно, он возникает на основе того образа, который настойчиво рисовала пропаганда недавнего прошлого.
Если без живота, то не священник
Действительно, в советских фильмах, как и в изобразительном искусстве, священник обязательно должен был быть полным и грузным, любящим обильное застолье. С другой стороны, этот «канонический» образ идет еще с дореволюционных времен. Вспомнить хотя бы «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова. Тем не менее, если посмотреть фотографии священников, служивших до революции 1917 года, большинство из них не выглядит полными.
И это представление настолько у нас распространено, что порой становится причиной курьезных случаев. Однажды мне пришлось поехать на освящение квартиры, в которой сразу, с порога, дали понять, что не очень рады меня видеть. Я удивился: «Что случилось? Вы же сами пригласили священника». На что хозяин ответил: «Вы не соответствуете образу православного священнослужителя». И пояснил: «Все батюшки полные, а вы худой. Меня это смущает. Но раз уж приехали – освящайте». И, кстати, это не единственный случай, когда мне пеняли на мою худощавость.
Так что далеко не все священнослужители тучные. Большинство моих близких друзей-священников таковыми не являются. Но это все же достаточно молодые люди. Конечно, с возрастом склонность к полноте проявляется даже у тех, кто в юности был худощав. Поэтому полные священники тоже, несомненно, есть, пусть и в более зрелом возрасте.

«Награда» за службу
Люди малоцерковные или неверующие имеют недостаточное представление об образе жизни среднего священнослужителя. Кажется, что батюшка служит два раза в неделю, а в остальные дни предоставлен самому себе и не слишком обременен трудами и заботами. Это, конечно, далеко от истины.
Я 13 лет совершал богослужения в храме небольшого городка. Тут было два священника: я и настоятель, который шесть лет служил один, и ему приходилось, помимо служб и треб, решать вопросы по строительству и многочисленным приходским делам. При таком распорядке дня почти никогда не бывает завтраков и далеко не всегда в течение дня получается полноценно пообедать. Поэтому принимали пищу мы только вечером, что, естественно, отрицательно сказывалось на здоровье.
Конечно, не все батюшки служат в городе. В деревне и служб меньше, и треб не так много. Может показаться, что сельский священник уж точно не должен быть перегружен делами и заботами.
Но, во-первых, сельская жизнь сама по себе требует большого труда, и служители Церкви здесь не исключение. А во-вторых, очень многие деревенские священники имеют обязанности далеко за пределами своих приходов.
Вот пример распорядка дня одного настоятеля деревенского храма. Ему приходилось окормлять в течение нескольких лет центр реабилитации бывших заключенных. В 7.00 он уже должен был начинать молитвенное правило вместе со своими подопечными. После молитвы занимался вопросами, связанными с восстановлением своего храма. Потом в 11.00 служил молебен в местной больнице и снова возвращался к приходским делам. В 16.00 батюшка служил молебен с акафистом в реабилитационном центре, беседовал с бывшими заключенными, ужинал и молился с ними, а домой возвращался где-то к десяти вечера. Семья его видела только в воскресенье вечером.
Эти примеры не являются чем-то из ряда вон выходящим. Они типичны для многих священнослужителей, как городских, так и деревенских. Одинаковы и проблемы, возникающие при подобном образе жизни и такой нагрузке. Поэтому полнота батюшек не является следствием их невоздержания, любви к обильной пище. Очень часто это та «награда», которую они приобретают за самоотверженное служение своему делу.
Иерей Игорь Васько